Формы организации коррекционной работы.
Тифлопедагогика Лекция 16. Содержание и формы организации коррекционно-воспитательной работы. План: 1. Содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. 2. Формы организации коррекционной работы. 3. Основные направления коррекционной работы. 4. Индивидуальный и дифференцированный подходы при реализации коррекционной работы с детьми. Литература:
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Коррекционная работа – основной функциональный компонент тифлопедагогики, позволяющий решать проблему социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Коррекционно-воспитательная работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. В.П. Гудонис выделяет два фактора, определяющих успех интеграции детей с нарушением зрения: - потребность в медицинской помощи; - необходимость психолого-педагогической коррекции. Если у ребенка есть в этом необходимость, он должен находиться в специальном учреждении, гарантирующем ему профессиональную офтальмологическую и тифлопедагогическую помощь. Без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений путь интеграции детей с проблемами в развитии остается проблематичным. Успешная реализация потенциальных возможностей детей с нарушением зрения возможна только в условиях слияния всех видов и форм коррекционной работы. Л.И. Солнцева пишет о том, что коррекционно-воспитательная работа в школе для детей с нарушением зрения должна рассматриваться как система педагогических воздействий: в общеобразовательных дисциплинах, специальных учебных дисциплинах, в воспитательном процессе и на специальных коррекционных занятиях. Многие требования офтальмологии и гигиены зрения пронизывают учебно-воспитательный процесс, также несут в себе корригирующие задачи. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется в процессе различных форм и видов коррекционной работы, направленной на формирование новых сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих ребенку с нарушением зрения получать адекватную информацию об окружающем мире и наиболее полно и эффективно проявляться в окружающей среде. Основная цель коррекционной работы - это создание обходных путей восстановления связи между ребенком с нарушением зрения и окружающей средой за счет развития у него умений пользоваться новыми способами ориентации. При сохранении принципа общности в развитии нормального и аномального ребенка, коррекционное воздействие должно строиться на основе своих закономерностей и особенностях структуры психики детей с нарушением зрения. Вместе с тем, целевой установкой в коррекционной работе являются (Л.И. Плаксина): - доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий); - формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций; - обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного поведения. Принцип единства биологического и социального, принцип дифференциации специальной помощи аномальным детям в зависимости от степени выраженности, характера и времени возникновения дефекта, и своевременности оказания коррекционной помощи остаются основополагающими для понимания внутренней сущности ребенка с нарушением зрения. Разработка содержания, методов и средств должна быть подчинена ряду требований: - организационная структура должна быть четко вымерена согласно объекту, на который она направлена; - содержание, методы и средства коррекционной работы должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения; - коррекционная работа должна быть открыта для связи с общими задачами воспитания и обучения детей и соотносится с их требованиями.
Три типа взаимодействия в коррекционной работе: · между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности; · между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической, педагогической); · между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции. Для разработки системы коррекционной работы необходимо учитывать: - иерархию отклонений и нарушений в психофизическом - основные принципы коррекционной работы; - содержание, формы и методы коррекционной работы; - взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно- Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира (Л.И. Плаксина). Содержание коррекционной работы – это программа оптимальной, целеустремленной педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств их личности (Б.К. Тупоногов).
Как важное коррекционное условие, программное содержание Система вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школь ников и дошкольников взаимосвязана и взаимообусловлена, коррекционная работа должна строиться на учете взаимосвязей различных видов отклонений в развитии, на комплексном и системном подходе при разработке целенаправ ленных педагогических мероприятий по преодолению выявленных дефектов. Формы организации коррекционной работы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |