Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации коррекционной работы.



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Формы организации коррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тифлопедагогика

Лекция 16. Содержание и формы организации коррекционно-воспитательной работы.

План:

1. Содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

2. Формы организации коррекционной работы.

3. Основные направления коррекционной работы.

4. Индивидуальный и дифференцированный подходы при реализации коррекционной работы с детьми.

Литература:

  1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998. – с. 195-199, 206-217.
  2. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – с. 225-236.
  3. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.
  4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – c. 11-28

 

Содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

 

Коррекционная работа – основной функциональный компонент тифлопедагогики, позволяющий решать проблему социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Коррекционно-воспитательная работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

В.П. Гудонис выделяет два фактора, определяющих успех интеграции детей с нарушением зрения:

- потребность в медицинской помощи;

- необходимость психолого-педагогической коррекции.

Если у ребенка есть в этом необходимость, он должен находиться в специальном учреждении, гарантирующем ему профессиональную офтальмологическую и тифлопедагогическую помощь.

Без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений путь интеграции детей с проблемами в развитии остается проблематичным. Успешная реализация потенциальных возможностей детей с нарушением зрения возможна только в условиях слияния всех видов и форм коррекционной работы.

Л.И. Солнцева пишет о том, что коррекционно-воспитательная работа в школе для детей с нарушением зрения должна рассматриваться как система педагогических воздействий: в общеобразовательных дисциплинах, специальных учебных дисциплинах, в воспитательном процессе и на специальных коррекционных занятиях. Многие требования офтальмологии и гигиены зрения пронизывают учебно-воспитательный процесс, также несут в себе корригирующие задачи.

Компенсация зрительной недостаточности осуществляется в процессе различных форм и видов коррекционной работы, направленной на формирование новых сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих ребенку с нарушением зрения получать адекватную информацию об окружающем мире и наиболее полно и эффективно проявляться в окружающей среде.

Основная цель коррекционной работы - это создание обходных путей восстановления связи между ребенком с нарушением зрения и окружающей средой за счет развития у него умений пользоваться новыми способами ориентации.

При сохранении принципа общности в развитии нормального и аномального ребенка, коррекционное воздействие должно строиться на основе своих закономерностей и особенностях структуры психики детей с нарушением зрения.

Вместе с тем, целевой установкой в коррекционной работе являются (Л.И. Плаксина):

- доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий);

- формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций;

- обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в    

окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного

поведения.

Принцип единства биологического и социального, принцип дифференциации специальной помощи аномальным детям в зависимости от степени выраженности, характера и времени возникновения дефекта, и своевременности оказания коррекционной помощи остаются основополагающими для понимания внутренней сущности ребенка с нарушением зрения.

Разработка содержания, методов и средств должна быть подчинена ряду требований:

- организационная структура должна быть четко вымерена согласно объекту, на который она направлена;

- содержание, методы и средства коррекционной работы должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения;

- коррекционная работа должна быть открыта для связи с общими задачами воспитания и обучения детей и соотносится с их требованиями.

 

Три типа взаимодействия в коррекционной работе:

· между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;

· между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической, педагогической);

· между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

Для разработки системы коррекционной работы необходимо учитывать:

- иерархию отклонений и нарушений в психофизическом
развитии;

- основные принципы коррекционной работы;

- содержание, формы и методы коррекционной работы;

- взаимосвязь   психолого-педагогической   и   лечебно-
воспитательной работы.

Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира (Л.И. Плаксина).

Содержание коррекционной работы – это программа оптимальной, целеустремленной педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств их личности (Б.К. Тупоногов).

 

Как важное коррекционное условие, программное содержание
предусматривает включение большого количества практических
заданий и упражнений, в результате выполнения которых в
значительной степени осуществляется расширение и обогащение
чувственного опыта, наглядная для детей тренировка в общении с
конкретными предметами и явлениями окружающей
действительности.) При этом у них появляется возможность
убеждаться в успешности ориентации и адекватности своих
предметно-практических действий, что служит основой для
осознания своих потенциальных возможностей.   

Система вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школь­ ников и дошкольников взаимосвязана и взаимообусловлена, коррекционная работа должна строиться на учете взаимосвязей различных видов отклонений в развитии, на комплексном и системном подходе при разработке целенаправ­ ленных педагогических мероприятий по преодолению выявленных дефектов.

Формы организации коррекционной работы.



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Формы организации коррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации коррекционной работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)