Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.



2020-02-04 229 Обсуждений (0)
Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тифлопедагогика

Лекция 15. Методы специального образования.

План:

  1. Определение методов специального образования.
  2. Характеристика методов обучения.
  3. Характеристика методов воспитания.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М., 1985.

2. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. – М., 1962.

3. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. – М., 1975. – Т. 2.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

5. Методы обучения в школе // Педагогика. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – с. 58-64

  1. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с.
  2. Тупоногов Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения. – М., 2005.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.

 

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах, приемах, а также в образовательных технологиях.

Метод - это путь дости­жения поставленной цели, способ решения задач.

Метод – способ достижения поставленной цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов и способов познания реальной действительности (Б.К. Тупоногов).

- методы обучения и учения, методы воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

- собственно исследовательские методы, с помощью ко­торых добываются сами педагогические знания, позволя­ющие выработать цели и средства их передачи.

 

Методы воспитания - специально организованное взаи­модействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения - система способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Методы учения – система способов учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педаго­гической практики, ведется самостоятельное научное иссле­дование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педаго­гический консилиум, составление независимых характери­стик, изучение педагогической документации, детских ра­бот и т.д.

       Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успехов педагогических действий.

 

В современной дидактике существуют различные точки зрения на классификацию методов обучения:

· по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

· по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы приобретения новых знаний, закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки знаний);

· по характеру преобладающей деятельности учителя и учащегося (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся и т.д.).

Каждый метод состоит из определенных приемов педагогов и обучаемых.

Прием обучения – в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и т.д.

Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия. Выбор метода обучения зависит также от личности пе­дагога, от его способностей, ответственности. Педагог творческий, с «изюминкой» вносит много своего в методы и приемы обучения.

Обще­педагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнитель­ными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы.

Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации и осуществления учебно-познава­тельной деятельности. Как известно, в эту группу входят следую­щие подгруппы методов:

перцептивные [методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по орга­низации и способу его усвоения; наглядные, практические методы];

логические (индуктивный и дедуктивный);

гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, иссле­довательские).

Основными методами обучения являются практические, наглядные, сло­весные, игровые методы (для дошкольников).

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Наглядные методы

Познавательная и практическая деятельность на занятиях, уроках может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими пред­ставлениями.

Необходимо соблюдать концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выде­лению существенных признаков, при повторных наблюде­ниях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обоб­щению.

Виды на­блюдений:

· кратковременные наблюдения;

· длительные наблюдениядают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что пред­ставляется необходимым материалом для развития мысли­тельной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-след­ственных связей);

· повторные наблюдения;

· сравнительные наблюденияпредставляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей.

Дидактические требования к наблюдению как методу обучения:

- объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

- объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

- детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересска­зывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

- наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи меж­ду явлениями.

Необходимо поощрять проговаривание деть­ми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осоз­нанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержа­ние представлений должно складываться на основе актив­ной познавательной деятельности самих детей.

Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не име­ющих под собой прочной чувственной основы.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­ афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов. С помощью картин, картинок, схем у детей формиру­ются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

На картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточ нение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

Виды картин.

специально созданные дидакти­ ческие картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.).

репродукции картин известных художниковслужат приобщению детей к культуре, искусству (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И.И.Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В. М. Васнецова и др.).

книжная графика(иллюстрации в книге), с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события.

предмет­ные картинкипо темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), используются для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий и уроков.

 

Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, кото­рый организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последователь­ности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.

Таким образом, наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

 

Практические методы

Это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком ум­ственных или практических действий заданного содержа­ния. Благодаря упражнениям дети овладевают различны­ми способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Типы упражнений.

подражательные упражнения (дети выполняют упражне­ния, подражая педагогу):упражнения на развитие артикуля­ционного аппарата, на закрепление культурно-гигиеничес­ких навыков, с дидактическими игрушками и др.

конструктивные (в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, ко­торые он решал под руководством педагога: ребенок переносит ранее усвоенные способы дей­ствий на новое содержание. Например, сначала малыши упражнялись в рисовании кругов («клубочки», «мячи»), потом им предлагают нарисовать воздушные шарики)..

творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся зна­ний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражне­ний происходит за счет изменений в характере знаний и умений, которые даются ребенку, а также за счет увеличе­ния (уменьшения) времени их выполнения.

Дидактические правила проведения упражнений:

- ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (будем учиться делать из бумаги одеж­ду для куклы, составлять предложения, решать задачи, пе­ресаживать растения и т.д.);

- показывать способ выполнения действий с одновре­менным словесным пояснением. (Постепенно у ребенка формируется образ предстоящей деятельности, в соответ­ствии с которым он выполняет упражнение.) В случае зат­руднений напоминать, с помощью вопроса заострять вни­мание детей на трудном, непонятном, иногда подсказывать, советовать, подбадривать. Если способ действий оказыва­ется сложным (помыть и вытереть игрушку), разрешать малышам сразу после показа и объяснения педагога выпол­нять его поэтапно;

- для усвоения знаний и умений требуются многократ­ные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием ино­го предметного оборудования. В повторные упражнения следует включать условия, задачи, требующие от детей про­
явления творчества;

- выполнение детьми упражнений нуждается в контро­ле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибоч­ные приемы работы, искаженные знания. От прямого кон­троля переходить (через игровой образ, анализ продуктов деятельности) к косвенному, постепенно развивая у детей
элементы самоконтроля.

 

Опыты и экспериментирование . Элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрес­ти новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, ко­торые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность срав­нивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Моделирование - наглядно-практический метод обуче­ния. Модель представляет собой обобщенный образ суще­ственных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

В основе метода моделирования лежит принцип заме­щения: реальный предмет ребенок замещает другим пред­метом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Предметные, предметно-схемати­ческие модели, (пиктограмма). Необходимо учитывать, что использование моделей воз­можно при условии сформированности у детей умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагиро­ваться от несущественных признаков при познании пред­мета. Освоение модели сопряжено с активными познава­тельными обследовательскими действиями, со способнос­тью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

 



2020-02-04 229 Обсуждений (0)
Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)