Словесные методы обучения
Формирование представлений и понятий у слепых и слабовидящих школьников осуществляется в основном не путём предъявления объектов и процессов, а путём изложения учебного материала с помощью слов, которые обозначают эти объекты и процессы. Слово педагога является стержнем всего учебно-воспитательного процесса. Никакие средства наглядности, приборы, оборудования не смогут заменить живого общения между учителем и учеником. Роль слова в учебном процессе трудно переоценить, оно во многом определяет направления познавательной деятельности школьников, лежит в основе и активизирует обучение и воспитание учащихся, выполняет организующие и управленческие функции, задачи коррекции и компенсации нарушенного зрения. Речевая деятельность и мышление слепых и слабовидящих школьников формируются при ограниченной тактильной и зрительной информации об окружающим мире, они приходят к усвоению конкретных значений многих слов преимущественно опосредовано, логическим путем. У детей с нарушением зрения наблюдается диспропорция между запасом слов и образов объектов. Это затрудняет нормальный процесс познания. У детей со зрительной депривацией наблюдаются два основных недостатка при словесном воспроизведении знаний. Во-первых, часто за внешне благополучным ответом ученика скрывается неподкреплённость представлений чувственными данными, недостаточная их обобщённость. Во-вторых, слепые и слабовидящие школьники, имея дисбаланс в запасе слов и представлений, зачастую не могут дать быстро и полно описание (словесное) изучаемого объекта или процесса, чаще всего это сказывается при описании форм предмета, его цветовых характеристик, удалённости, масштабности, детализации и др.
Зрительная недостаточность учащихся в значительной мере затрудняет процессы письма и чтения, у них по сравнению со зрячими страдают различительные процессы, быстрей наступает зрительное утомление, что приводит к ошибочности восприятия учебного материала и последующего его воспроизведения. Для правильного использования словесных методов обучения необходимо определить условия и возможности, которые позволяют оптимально применить все сохранные функции зрительного анализатора и осязания, поднять эффективность коррекционной работы. При использовании словесного метода важно правильно определить темповую нагрузку при выполнении письменных работ и чтении. Очень важно для детей с нарушенным зрением, чтобы рассказ учителя сопровождался наглядным оформлением (опыты, пособия, таблицы, иллюстрации и др.). Основные педагогические требования при словесном изложении материала: 1. Обязательный учёт источников и полноты предварительных представлений слепых и слабовидящих учащихся об изучаемых объектах и процессах. 2. Логически последовательное и аргументированное объяснение, основанное на доступном для слепых и слабовидящих сенсорном опыте. 3. Точное, образное и доходчивое изложение информации, создание необходимой основы для адекватных обобщений и навыков. 4. Подбор конкретизирующих вопросов для слепых и слабовидящих школьников, комментированное обобщение учебного материала. 5. Включение в словесное изложение по различию и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное).
Перед объяснением нового материала учитель должен выяснить полноту представлений слепых и слабовидящих школьников о тех или иных предметах и явлениях, о которых речь пойдёт на уроке. Отсутствие правильных представлений у учащихся, ошибочность, неточность, недостаточная их обобщённость будет затруднять усвоение новой информации, и педагог в ходе изложения программного материала сможет внести необходимые коррективы. Используя скорригированный сенсорный опыт детей с аномалиями зрения, учитель с предельной последовательностью, логично и аргументировано должен вести объяснение материала; оно должно быть точное, логичное, доступное, образное и выразительное по изложению, включать в себя интересные жизненные примеры, хрестоматийный материал. По ходу рассказа, беседы, лекции, работы с текстовым материалом учитель задаёт школьникам конкретизирующие вопросы для того, чтобы убедиться в правильности формирования у детей понятий об изучаемых объектах и процессах. С этой целью необходимо применять комментированные обобщения учебного материала с привлечением школьников. В словесные методы изложения учебного материала следует включать практические приёмы и способы работы, упражнения по различению и узнаванию объектов, по воспроизведению их по памяти. С этой целью можно предложить слепым и слабовидящим детям представить эти объекты и словесно их описать, нарисовать, если можно, то вылепить, тематически раскрасить чёрно-белые изображения (для слабо- и частично видящих) и т.д.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |