Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесные методы обучения



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Словесные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование представлений и понятий у слепых и слабовидящих школь­ников осуществляется в основном не путём предъявления объектов и про­цессов, а путём изложения учебного материала с помощью слов, которые обозначают эти объекты и процессы. Слово педагога является стержнем все­го учебно-воспитательного процесса. Никакие средства наглядности, прибо­ры, оборудования не смогут заменить живого общения между учителем и учеником. Роль слова в учебном процессе трудно переоценить, оно во мно­гом определяет направления познавательной деятельности школьников, ле­жит в основе и активизирует обучение и воспитание учащихся, выполняет организующие и управленческие функции, задачи коррекции и компенсации нарушенного зрения.

Речевая деятельность и мышление слепых и слабовидящих школьников фор­мируются при ограниченной тактильной и зрительной информации об окру­жающим мире, они приходят к усвоению конкретных значений многих слов преимущественно опосредовано, логическим путем. У детей с нарушением зрения наблюдается диспропорция между запасом слов и образов объектов. Это зат­рудняет нормальный процесс познания.

У детей со зрительной депривацией наблюдаются два основных недостатка при словес­ном воспроизведении знаний.

Во-первых, часто за внешне благополучным ответом ученика скрывается неподкреплённость представлений чувственными данными, недостаточная их обобщённость.

Во-вторых, слепые и слабовидящие школьники, имея дисбаланс в запасе слов и представлений, зачастую не могут дать быстро и полно описание (сло­весное) изучаемого объекта или процесса, чаще всего это сказывается при описании форм предмета, его цветовых характеристик, удалённости, масштаб­ности, детализации и др.

 

Зрительная недостаточность учащихся в значительной мере затрудняет про­цессы письма и чтения, у них по сравнению со зрячими страдают различитель­ные процессы, быстрей наступает зрительное утомление, что приводит к оши­бочности восприятия учебного материала и последующего его воспроизведе­ния. Для правильного использования словесных методов обучения необходи­мо определить условия и возможности, которые позволяют оптимально при­менить все сохранные функции зрительного анализатора и осязания, поднять эффективность коррекционной работы.

При использовании словесного метода важно правильно определить тем­повую нагрузку при выполнении письменных работ и чтении.

Очень важно для детей с нарушенным зрением, чтобы рассказ учителя сопровождался наглядным оформлением (опыты, пособия, таблицы, иллюс­трации и др.).

Основные педагогические требования при словесном изложении материала:

1. Обязательный учёт источников и полноты предварительных представле­ний слепых и слабовидящих учащихся об изучаемых объектах и процессах.

2. Логически последовательное и аргументированное объяснение, осно­ванное на доступном для слепых и слабовидящих сенсорном опыте.

3. Точное, образное и доходчивое изложение информации, создание необ­ходимой основы для адекватных обобщений и навыков.

4. Подбор конкретизирующих вопросов для слепых и слабовидящих школь­ников, комментированное обобщение учебного материала.

5. Включение в словесное изложение по различию и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобрази­тельное).

 

Перед объяснением нового материала учитель должен выяснить полноту представлений слепых и слабовидящих школьников о тех или иных предметах и явлениях, о которых речь пойдёт на уроке. Отсутствие правильных представле­ний у учащихся, ошибочность, неточность, недостаточная их обобщённость будет затруднять усвоение новой информации, и педагог в ходе изложения программного материала сможет внести необходимые коррективы.

Используя скорригированный сенсорный опыт детей с аномалиями зре­ния, учитель с предельной последовательностью, логично и аргументировано должен вести объяснение материала; оно должно быть точное, логичное, дос­тупное, образное и выразительное по изложению, включать в себя интересные жизненные примеры, хрестоматийный материал.

По ходу рассказа, беседы, лекции, работы с текстовым материалом учитель задаёт школьникам конкретизирующие вопросы для того, чтобы убедиться в правильности формирования у детей понятий об изучаемых объектах и про­цессах. С этой целью необходимо применять комментированные обобщения учебного материала с привлечением школьников.

В словесные методы изложения учебного материала следует включать практические приёмы и способы работы, упражнения по различению и узнаванию объектов, по воспроизведению их по памяти. С этой целью можно предложить слепым и слабовидящим детям представить эти объекты и словесно их описать, нарисовать, если можно, то вылепить, тематически раскрасить чёрно-белые изображения (для слабо- и частично видящих) и т.д.

 



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Словесные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесные методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)