Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игровые методы и приемы



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Игровые методы и приемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей систе­мой правил или сценарием. Еще одна особенность заклю­чается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

Наиболее распространенным является дидактическая игра.

Первая функция- совершенствование изакрепление знаний.

Сущность второй функ­ ции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

 

Словесные методы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воз­действие на ребенка, так как педагог вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Часто рассказ сопровождается демонст­рацией наглядного материала (предметы, их изображения).

 

Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике массового школьного обучения имеет беседа:

· позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс;

· учит живому общению;

· позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются.

Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные.

Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных бесед определяется програм­мой обучения. Она также тесно связана с содержанием жиз­ни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мыш­ления, воображения, памяти.

 

В процессе обучения используются словесные при­ емы: вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:

- требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

- побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, за­чем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающи­ми тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке, краткими.

Метод работы с учебникомдетей с нарушением зрения имеет определен­ное своеобразие.

 

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Втифлопедагогике процесс воспитания проходит в ос­ложненных условиях: необходимо не только решать общеприня­тые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспе­чивать удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие по причине первичного или после­дующих отклонений в развитии социальных, в том числе комму­никативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.

Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотруд­ничества педагога и ребенка, детей в классе или группе. Воспита­ние в системе специального образования неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении все­го периода бодрствования в течение дня.

Основные группы методов воспитания:

информационные методы (беседа, консультирование, использо­вание средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример пе­дагога, экскурсии, встречи и пр.);

практически-действенные методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттера-пия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства) и пр.);

побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Отбор и композиция методов воспитания определяются воз­растными и индивидуальными особенностями детей, а также ха­рактером и степенью выраженности нарушения развития, специ­фикой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в вос­питательном процессе.

Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически-действенные методывоспитания. Особенно эффек­тивны они в дошкольном и младшем школьном возрасте

Метод приучения и упражнения ис­пользуется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых уме­ний, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяют­ся в сочетании с различными информационными методами. Адек­ватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможно­стей ребенка. На начальных этапах специального образования воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чте­ ния художественной литературы значительно ниже, чем в системе массового образования.

В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на ви­зуальную (тактильную) информацию, сопровождаемую комментариями, разъ­яснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога являются долгое время образцом для подражания, а авторитет - непререкаемым и неос­поримым.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, нака заниё) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: ла­комство, игрушка - их образные заменители (картинка с изобра­жением лакомства, игрушки) - абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) - только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный ха­рактер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, соци­ального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, вос­питатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порица­нии ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачи­ванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор.

В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой посту­пок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физи­ческой боли; если наказание применяется нечасто и не вырабаты­вается привыкание к нему.

Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, дея­тельностью в целом, так как и то и другое - привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве на­казания. Более действенным является лишение участия в деятель­ности, игре, общении.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи в развитии личности человека с ограниченными возможностями, все большее

место занимают информационные и стимулирующие методы вос­питания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возмож­ности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).

 

 


Тифлопедагогика

Лекция 16. Перцептивные методы обучения детей с нарушением зрения и их коррекционная направленность.

План:

  1. Коррекционная направленность методов обучения. Специальные приемы обучения.
  2. Словесные методы обучения и их коррекционная направленность.
  3. Наглядные методы обучения и их коррекционная направленность.
  4. Практические методы обучения и их коррекционная направленность.

Литература:

  1. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с.
  2. Тупоногов Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения. – М., 2005.
  3. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.

 



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Игровые методы и приемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игровые методы и приемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)