Группы специальных приемов.
1. Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением зрения. Эта группа специальных приёмов обучения призвана обеспечить прежде всего процесс чувственного познания детей со зрительной депривацией путём использования компенсирующих возможностей их сохранных анализаторов. При утрате или нарушении зрения в получении достоверности чувственной информации используются осязание, слух, обоняние, двигательный анализатор и др. Слабовидящие дети используют в работе и неполноценное зрение, существуют специальные приёмы его использования, в ряде случаев в сочетании с другими сохранными видами чувствительности (бисенсорный тип восприятия - с помощью сохранных функций зрения и осязания). Для слепых и слабовидящих школьников применяются рельефные изображения изучаемых объектов, цветовая и рельефная унификация, снижение сложности и детализации изображений, контрастность иллюстративного материала и т.д., которые позволяют решить проблему доступности учебного материала при использовании осязания и неполноценного зрения. 2. Специальные приёмы организации обучения. В ходе коррекции обучения детей с нарушением зрения в первую очередь используются те приёмы, которые направлены на организацию деятельности учащихся. Очень важно выработать у школьника собственное отношение к учебной ситуации, упражнению, самостоятельной работе и т.д. Для этого используются различные приёмы с привлечением раздаточного дидактического материала. В процессе обучения целесообразно давать различные инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих учащихся. При нарушении и резком ограничении использования функций зрения необходимо вводить в практику специальных школ приёмы алгоритмизации деятельности школьников с учётом структуры и клинической картины нарушенного зрения. В ряде случаев, когда имеются нарушения в развитии поля зрения и страдает целостность восприятия объекта, необходимо расчленить изобразительную информацию на отдельные части, узлы, фрагменты. Используя этот приём, учителя, к примеру, разделяют учебный материал громоздких и сложных таблиц, графиков, схем технологических линий, структурных химических преобразований и др. на отдельные элементы и преподносят эту изобразительную информацию слабовидящим школьникам этапами, а затем объединяют в целостный процесс в более упрощённом виде с исключением второстепенных деталей. В организации предметных занятий предусматривается зрительная и пальчиковая гимнастики для снятия утомляемости глаз и тактильной нагрузки на пальцы рук, для повышения работоспособности учащихся; в структуру предметных уроков включаются пропедевтические периоды для уяснения специальной символики и унификации изобразительных пособий, для специального выделения существенных признаков изучаемых объектов и процессов. 3. Логические приёмы переработки учебной информации. В процессе познавательной деятельности изучаемые объекты и процессы воспринимаются слепыми и слабовидящими школьниками во множестве внешних признаков и свойств, но с помощью осязания и неполноценного зрения воспринимаются лишь некоторые из них полно. Для формирования адекватных характеристик и образов в специальной школе используются логические приёмы переработки учебной информации. При обеднённости образного мышления у слепых и слабовидящих логические приёмы облегчают вычленение существенных признаков, характеризующих тот или иной изучаемый объект, они помогают привести в систему имеющиеся у учащихся разрозненные представления об изучаемом материале, осуществить сопоставления, сравнения, обобщения. 4. Приёмы использования тифлотехники. специальных приборов и оборудования. В эту группу объединяются приёмы, которые связаны с использованием различных технических и эргономических средств, позволяющих детям с нарушением зрения проводить практические и лабораторные работы и занятия по биологии, химии, физике, труду и др., делать измерения и снимать показания приборов, осуществлять собственные наблюдения, использовать учебные пособия, предназначенные для зрячих учащихся. Тифлотехнические средства обучения, специальные приборы рассчитаны на перекодирование или на усиление сигналов, характеризующих конкретный процесс или природное явление, на осуществление доступности восприятия их с помощью сохранных сенсорных систем.
Специальные приёмы обучения могут сочетаться внутри метода с общими педагогическими приёмами. Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных приёмов (может быть всего лишь один приём) и сочетанием их с общими дидактическими приёмами внутри метода обучения. Это сочетание определяет степень направленности коррекционной работы с помощью того или иного метода обучения. Она может быть меньше и больше с зависимости от сложности изучаемого материала, его размеров, доступности восприятия с помощью осязания и неполноценного зрения, частоты встречаемости объектов, сформированности его образа и степени обобщённости понятия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |