Наглядные методы обучения
Обучение слепых и слабовидящих учащихся, коррекционная направленность этого процесса во многом зависят от успешной реализации дидактического принципа наглядности. Значение наглядности, её эффективность заключается прежде всего в живом, действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Это чувственное восприятие реальной действительности лежит в основе познавательной деятельности школьника. При нарушении зрения у учащихся возникают определённые трудности в восприятии наглядного материала, но учитывая полисенсорность этого процесса (М.И.Земцова, 1956), мы вправе рассчитывать на компенсаторные преобразования, которые помогут довести до ученика необходимую информацию об изучаемом объекте. Предметы и явления воспринимаются учениками не только с помощью осязания и ослабленного зрения, поскольку в работу вовлекается целая группа взаимосвязанных между собой анализаторов. Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательное его использование в учебном процессе. Метод характеризуется как способ реализации этого положения, заключающийся в построении системы обучения учащихся с использованием средства наглядности. Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опираться на целый ряд специфических факторов, учитывающих состояние зрения слабовидящих и частично видящих школьников, уровень развития тактильной чувствительности у слепых, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения и др. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у слепых и слабовидящих об объектах и процессах необходимо учитывать следующие факторы: 1. Состав и структуру нарушенных зрительных функций у учащиеся. 2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение процессов и объектов. 3. Характерные признаки изучаемых объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. 4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений. 5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности слепых и слабовидящих учащихся при изучении основ наук. 6. Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением зрения.
Основным исходным положением, которое необходимо учитывать при использовании наглядного метода обучения в специальной школе, является со стояние зрения у учащихся. Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к наглядному материалу: специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала и т.д. С помощью специальных упражнений и приёмов работы с дидактическим материалом мы можем повысить эффективность восприятия и репродуктивной деятельности слепых и слабовидящих, скорригировать вторичные отклонения у детей. Исследование наглядных методов обучения в специальной школе предполагает прежде всего доступность материала для восприятия школьниками. Причем из всех доступных признаков изучаемых объектов необходимо выделить те, которые наиболее полно характеризуют этот объект, содействуют формированию адекватных представлений. При отборе наглядного материала к уроку важно предложить слепым и слабовидящим школьникам для обследования и изучения такие объекты, которые содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия не только с помощью ослабленного зрения, но и с помощью других сохранных анализаторов. Очень важно методически грамотно организовать первое знакомство с наглядным материалом. Метод демонстрации связан с показом учащимся натуральных объектов, объёмных изобразительных пособий (муляжей, макетов, моделей), опытов и технических установок, кино- диа- видео- телефильмов и др. Метод иллюстраций включает в себя показ учащимся плоскостных изобразительных пособий (рисунков, картин, плакатов, иллюстраций, фотографий ...) и условно-символических (схем, диаграмм, таблиц, рельефных пособий ...). Степень насыщенности наглядного материала натуральными объектами зависит от трёх факторов: от возраста и подготовленности учеников, от накопленного опыта чувственных образов и от содержания программного материала по предмету. На начальной стадии изучения основ наук натуральные объекты должны быть представлены в наглядности наиболее полно, в старших классах она выступает более обобщённо и это выражается в переходе к преобладанию изобразительных пособий. При применении методов иллюстрации и демонстрации важно нацелить слепых и слабовидящих школьников на правильное обследование наглядного материала, на ориентировку их в пособии При детальном исследовании натуральных объектов и их изображений необходима ориентировка учащихся в пособии и определённая последовательность действий. Слепой школьник, используя осязание, сам должен исследовать карту, задача учителя направлять и контролировать познавательный процесс с двух позиций: предметной и коррекционной, вырабатывать у ученика умения и навыки самостоятельного исследования графического пособия с помощью активного осязательного поиска. В этом заключается специфика наглядного и практического методов, особенность их взаимодействия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |