Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наглядные методы обучения



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Наглядные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Обучение слепых и слабовидящих учащихся, коррекционная направленность этого процесса во многом зависят от успешной реализации дидактического принципа наглядности. Значение наглядности, её эффективность заключается прежде всего в живом, действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Это чувственное восприятие реальной действительности лежит в основе познавательной деятельности школь­ника.

При нарушении зрения у учащихся возникают определённые трудности в восприятии наглядного материала, но учитывая полисенсорность этого про­цесса (М.И.Земцова, 1956), мы вправе рассчитывать на компенсаторные пре­образования, которые помогут довести до ученика необходимую информа­цию об изучаемом объекте. Предметы и явления воспринимаются ученика­ми не только с помощью осязания и ослабленного зрения, поскольку в рабо­ту вовлекается целая группа взаимосвязанных между собой анализаторов.

Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, оп­ределяющее направление работы с наглядным материалом, предусматриваю­щее обязательное его использование в учебном процессе.

Метод характеризуется как способ реализации этого положения, заключа­ющийся в построении системы обучения учащихся с использованием сред­ства наглядности.

Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опи­раться на целый ряд специфических факторов, учитывающих состояние зре­ния слабовидящих и частично видящих школьников, уровень развития тактиль­ной чувствительности у слепых, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с наруше­нием зрения и др. При реализации наглядных методов обучения и формирова­нии адекватных представлений у слепых и слабовидящих об объектах и процес­сах необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состав и структуру нарушенных зрительных функций у учащиеся.

2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение про­цессов и объектов.

3. Характерные признаки изучаемых объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза при­знаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений.

5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности слепых и слабовидящих учащихся при изу­чении основ наук.

6. Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся пред­ставлений и понятий у детей с нарушением зрения.

 

Основным исходным положением, которое необходимо учитывать при ис­пользовании наглядного метода обучения в специальной школе, является со­ стояние зрения у учащихся. Основные клинические формы патологии опреде­ляют целый ряд требований к наглядному материалу: специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия вос­производительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала и т.д.

С помощью специальных упражнений и приёмов работы с дидактическим материалом мы можем повысить эффективность восприятия и репродуктив­ной деятельности слепых и слабовидящих, скорригировать вторичные отклоне­ния у детей.

Исследование наглядных методов обучения в специальной школе предпо­лагает прежде всего доступность материала для восприятия школьниками. При­чем из всех доступных признаков изучаемых объектов необходимо выделить те, которые наиболее полно характеризуют этот объект, содействуют форми­рованию адекватных представлений.

При отборе наглядного материала к уроку важно предложить слепым и слабовидящим школьникам для обследования и изучения такие объекты, кото­рые содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия не только с помощью ослабленного зрения, но и с помощью других сохранных анализаторов.

Очень важно методически грамотно организовать первое знакомство с наглядным материалом.

Метод демонстрации связан с показом учащимся натуральных объектов, объёмных изобразительных пособий (муляжей, макетов, моделей), опытов и технических установок, кино- диа- видео- телефильмов и др.

Метод иллюстраций включает в себя показ учащимся плоскостных изобра­зительных пособий (рисунков, картин, плакатов, иллюстраций, фотографий ...) и условно-символических (схем, диаграмм, таблиц, рельефных пособий ...).

Степень насыщенности наглядного материала натуральными объектами зависит от трёх факторов: от возраста и подготовленности учеников, от накоп­ленного опыта чувственных образов и от содержания программного материа­ла по предмету.

На начальной стадии изучения основ наук натуральные объекты должны быть представлены в наглядности наиболее полно, в старших классах она выс­тупает более обобщённо и это выражается в переходе к преобладанию изобра­зительных пособий.

При применении методов иллюстрации и демонстрации важно нацелить слепых и слабовидящих школьников на правильное обследование наглядного материала, на ориентировку их в пособии

При детальном исследовании натуральных объектов и их изображений необходима ориентировка учащихся в пособии и определённая последова­тельность действий.

Слепой школьник, используя осязание, сам должен исследовать карту, зада­ча учителя направлять и контролировать познавательный процесс с двух пози­ций: предметной и коррекционной, вырабатывать у ученика умения и навыки самостоятельного исследования графического пособия с помощью активного осязательного поиска. В этом заключается специфика наглядного и практичес­кого методов, особенность их взаимодействия.



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Наглядные методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наглядные методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)