Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Летние пришкольные и загородные лагеря



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Летние пришкольные и загородные лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок




ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов педагогических специальностей

 

Павлодар

 

УДК 371.8(075.8)

ББК 74.200.58я73

К86

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГУ

Им. С. Торайгырова

 

 

Рецензенты:

Пфейфер Н.Э – д.п.н., профессор

Сарсенбаева Б.Г. – к.п.н, доцент, зав кафедрой ПГПИ

Хамзина Ш.Ш.– к.п.н., доцент, зав.кафедрой ИнЕУ

 

 

К86    Ксембаева С.К., Старжинская Е.С.

Организация внешкольной работы: учебно-методическое     пособие. – Павлодар: Изд-во «Кереку», ПГУ им. С.Торайгырова, 2007. – 83 с.

 

ISBN 9965-583-40-4

В учебно-методическом пособии изложены основы внешкольной работы, рассмотрены различные формы организации внешкольной деятельности, предлагается большое количество дополнительного материала к каждой теме.

Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам педагогических специальностей в процессе изучения дисциплин: «Педагогика», «Методика воспитательной работы».

 

ISBN 9965-583-40-4                                 ББК 74.200.58я73

 

 

   

 

© Ксембаева С.К., Старжинская Е.С., 2007

© Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова, 2007

 

      

Введение

Настоящее учебное пособие знакомит студентов педагогических специальностей с теорией и практикой организации внешкольной работы. В пособии рассматривается и разъясняется сущность и цели воспитательной работы вне школы, принципы и методы ее реализации. В подготовке будущего педагога очень важная роль отводится формированию профессиональных умений и навыков. В пособии рассматриваются формы организации внешкольной работы, особая роль при этом, отводится организации летнего отдыха детей и подростков в пришкольном и загородном лагере. Рассматриваются основные направления внешкольной работы, большое внимание уделяется методам организации свободного времени учащихся. Подробно рассматривается деятельность вожатого, как одного из организаторов внешкольной работы. Педагогическое руководство вожатого заключается в организации жизнедеятельности детей на основе знаний их возрастных и индивидуальных особенностей, учета особенностей и возможностей пришкольного и загородного лагеря. Важна правильная позиция воспитателя, его умения сочетать свое руководство с развитием самодеятельности детей. Предлагаются вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература для углубленной самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие поможет будущим педагогам в подготовке к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, в практической работе во время педагогической практики в школе, в летнем, оздоровительном пришкольном и загородном лагере. Надеемся, что данное учебное пособие окажет существенную методическую помощь школьным организаторам воспитательной работы, вожатым, классным руководителям, а также может помочь при организации повышения квалификации педагогических кадров.

В учебном пособии использованы материалы известных специалистов в области теории детского движения, организации летнего отдыха, внешкольной работы Н.Ф. Дик, Б.З., Вульфова М.М Поташник., Л.К. Петровой, Е.А. Дмитриенко и др.

 

 

Основы внешкольной работы

Исторический аспект

В современной педагогической литературе традиционно внешкольной работой считают «образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга». Наряду с дефиницией «внешкольная работа» употребляется и дефиниция «внеклассная работа» как организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Рассмотреть в историческом плане проблемы внешкольной работы, а также выявить ее особенности поможет нам обзор педагогической литературы по теме исследования.

Из истории воспитательных систем мы знаем, что впервые в конце ХIХ века берет начало «новое воспитание», представители которого ратовали за развитие самостоятельной, инициативной личности, широко образованной, достойной уважения и воспитанной на основе уважения. За рубежом возникают различные школы, например, Оденвальдская школа, созданная в 1910 году педагогом П. Гехеебом в Гессене (Германия), школа Саммерхил, созданная Александром Нейлом в 1924 году в Великобритании, организованная на принципах безусловной веры в добрые начала, заложенные в природу ребенка, запрет на традиционные формы в достижении дисциплины, наличия самоуправления в виде общих собраний

В 1911 году С. Т. Шацкий, организатор детских воспитательных учреждений трудовой колонии «Бодрая жизнь» писал: «Как во всяком постоянном явлении социального порядка, улица имеет свои нормы, регулирующие ее жизнь. Она имеет свои методы воспитания при помощи среды. Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях окружающей их жизни». Целью создания детских воспитательных учреждений явилось формирование будущих граждан страны, развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей. Образом выпускника был человек высокой культуры, приспособленный к общественно-полезному труду. Руководили работой педагоги-внешкольники, обычного деления на классы не было, группы создавались в процессе работы по интересам детей. Воспитательная работа была основным видом деятельности педагогов.

Под его руководством в 1905-08 году в Москве были созданы педагогические общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», которые вели большую внешкольную работу среди детей городской бедноты в детских клубах, летних колониях и на площадках. Благодаря идеям С.Т. Шацкого, внешкольная работа была включена в государственную систему народного образования.

Внешкольные учреждения были призваны закреплять и развивать дальнейшие успехи, достигнутые школой в воспитании и обучении юного поколения. Общественная активность детей приняла небывалый размах, количество детей, желающих войти в детскую организацию возросло, одни из таких объединений носили просветительский характер, но большая часть их отличалась идейной направленностью. Одной из ярких организаций этого времени считался детский клуб «Пчелка», созданный на следующий день после победы октябрьской революции.

В Петрограде в ноябре 1917 года был создан «Детский рабочий клуб имени мировой революции»

В июне 1918 года в г. Москве открывается первая биостанция, затем художественная студия для детей рабочих Путиловского завода, в 1919 году под руководством В.М. Шулепова создается детский клуб «Муравейник». На его базе в 1922 году были созданы первые детские коммунистические группы, которые к концу 1922 года объединились в пионерскую дружину.

 «Мураши» в основном, занимались общественно-полезным трудом: плели лапти, ремонтировали дома, садили сады и огороды, помогали крестьянам убирать урожай, проводили для них различные беседы, своими руками готовили необходимые приборы, пособия для своего клуба.

 В Киеве создается «Исполком детского Интернационала». Начинается интенсивное распространение подобных объединений по всей стране Советов. В 1920 году на Украине дети и подростки участвовали в работе «Юношеской трудовой армии», которая помогала восстанавливать народное хозяйство республики, вся работа была организована в виде общественно-полезной трудовой деятельности.

Уже в 1922 возникают первые детские загородные палаточные лагеря, в которых принято самообслуживание, посильная помощь близлежащим деревням.

В Казахстане первый пионерский отряд был организован в 1922 году в городе Петропавловске, затем подобные объединения появляются в Алма-Ате, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Семипалатинске, Чимкенте и других городах, аулах нашей республики.

Первые Дворцы и дома школьников были открыты в 1923-1924 гг в Бауманском и Фрунзенском районах г. Москвы.

Интересен опыт применения в организации внешкольной работы содержания скаутского движения. В работе с юками (юными коммунистами) Н.К. Крупская рекомендовала применять некоторые методы скаутской работы: занятия на природе, увлечение физкультурой и спортом, разучивание развивающих игр, однако указывалось на необходимость отвергать те методы работы, которые были чужды делу пролетариата.

Интересна система В.Н. Сороки – Росинского, который в начале 20-х годов возглавил школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, для беспризорных трудновоспитуемых детей и подростков, всем известную как «Республика Шкид». Целью системы являлось воспитание беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков, развитие у них желания преобразовать самих себя, сформировать активную жизненную позицию в труде, познании, творчестве.

В начале 20-х годов остро встал вопрос о необходимости новой формы детского движения, руководством государства перед комсомолом была поставлена задача: взять заботу о подрастающем поколении на себя, то есть руководить умственным и физическим трудом детей, общественно-полезной работой, научить детей коллективизму. Была проведена большая теоретическая работа, изучался зарубежный опыт детских организаций, вариантов было много, были предложения по созданию внешкольной организации для обслуживания детей и подростков, основной целью которой должна была стать идея отвлечения детей от бесцельного времяпровождения. Затем встал вопрос о необходимости организации не для детей, а такой организации, где дети могли бы стать сами ее активными участниками. Так зародилось детское коммунистическое движение, как особая форма общественного воспитания подрастающего поколения. В педагогической литературе тех лет отмечалась значимость пионерского движения, ее ведущая роль в воспитании детей.(Королев ФФ, Крупская Н.Д.)

В 1923 году вышел первый номер детского журнала «Барабан», в котором распространялся опыт организации детских коммунистических объединений.

В 1924 году вышел первый номер журнала «Пионер», органа Центрального бюро детских коммунистических групп имени В.Ленина при ЦК РКСМ.

В 1925 году по просьбе тех, кто занимался организацией внешкольной работы, вышел первый номер журнала «Вожатый». В первом номере его четко оговорены задачи: дать четкую и ясную линию работы кадрам руководителей юных пионеров; обеспечить обмен опытом работы в пионерских отрядах разных уголков страны, освещать вопросы международного детского движения.

В этом же году была проанализирована двухлетняя работа по организации деятельности детей и приято решение о том, что практическое руководство внешкольным движением должны осуществлять комсомольские организации, которые по возрасту, настроениям и психологии наиболее близки к детям.

В конце 1924 года в Москве начали активную работу по подготовке областных и губернских работников детского движения.

В школе в первое время пионеров было мало, однако их активное вмешательство в жизнь школы, самоуправление, организация внеклассных мероприятий и т.д. укрепляло доверие к ним, как взрослых, так и детей.

В 1923 году классное наставничество было официально ликвидировано, основная ставка делалась на ученическое самоуправление. Большая часть времени в учебном процессе уделялась внешкольной деятельности учащихся, поощрялась самостоятельность и принципиальность в работе. Лозунг «Не школа, а детское движение» привел к тому, что появилось пренебрежительное отношение к учебе, завышение роли общественно-полезного труда, возникали идеи пересмотреть школьную жизнь через призму форм, методов детского движения. Разумеется, подобные идеи принесли вред школьному делу, что было отмечено постановлением ЦК РКП(б) в 1924 году.  

Согласно исследованиям Н.Э Пфейфер, Е. И. Бурдиной, в Павлодарской области согласно архивным материалам, также велась большая работа по организации внешкольной работы, так в архивных справках тех лет речь идет об инспектировании местных школ, наряду с выявлением уровня грамотности самого учителя, анализом национального состава учащихся, материального состояния школы проверялась и организация внешкольной работы, при проверке совпартшколы 1 ступени за 1924 год, проверяющие строго по плану отмечали:

Общие сведения: г. Павлодар, Семипалатинской губернии, ул. Володарского, 25.

Время открытия: 20 октября 1924 года.

Материальное положение и финансирование: включен в сеть совпартшкол КССР и РСФСР. Далее указан персонал школы, ее клиентура, то есть слушатели, распорядок дня, учебно-воспитательная работа школы, методика работы, связь школы с другими организациями, внешкольная работа, отчетность и др. (Выделено нами).

Несомненно, огромная роль в становлении внешкольного дела принадлежит Н.К. Крупской. Так, в одном из своих трудов она писала: «Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития».

Мысли о роли внешкольного образования встречаются и в трудах А.В. Луначарского: «Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества.…. Сделайте все это доступным населению, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу».

А.С. Макаренко-педагог, писатель, ученый, практик, автор теории коллективного воспитания, начальник колонии несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, создал практическую систему коллективного воспитания на основе трудовой деятельности в сочетании с учебной работой. Значение труда заключалось не только в физическом развитии, но и нравственном, духовном развитии личности. Главной идеей стало воспитание через труд коллективизма, трудолюбия, гражданского долга. В 30-е годы он разработал систему авансированного доверия к человеку. По Макаренко воспитывать человека значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.

 В 20-30-е годы бурно развивается сеть внешкольных учреждений, охватывавшая основные направления внешкольной работы с детьми и подростками.

В ноябре 1925 года торжественно поднимается флаг Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», который становится центром внешкольной работы.

Важнейшими принципами внешкольной работы стали:

- общественно-полезная направленность;

- связь с жизнью страны;

- широкое развитие инициативы, самодеятельности и творчества детей;

- опора на комсомольские и пионерские организации;

- удовлетворение разнообразных интересов, потребностей и способностей детей;

- обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности, соответствующих их возрасту;

В этом же году были предложения по улучшению качества воспитания, поскольку выявлялись случаи перегрузки детей общественными поручениями без учета их возрастных обязанностей, отмечалась необходимость придавать значение успеваемости школьников.

В 30-е годы в школе происходят значительные перемены, было очевидно, что уповать на самостоятельность детей было ошибочным, в 1931 году была введена должность групповода, отмененная в 1923 году, восстанавливается классно-урочная система.

Коренным образом изменяется деятельность тех, кто занимается воспитательной работой, в 1934 году выходит Устав и положение о единой трудовой школе. В нем четко оговаривается, что обязанности по организации воспитательного процесса возлагаются на классного руководителя. Была предпринята попытка поставить одного освобожденного от уроков педагога на параллель классным руководителем, но затем, пришли к выводу о том, что воспитательную внеурочную и внешкольную работу лучше вести в одном классе учителю-предметнику.

В 1934 году по всей стране работало около 150 тысяч вожатых, при этом отмечалась острая нехватка подготовленных кадров, многие из них имели образование в пределах 3-7 классов.

В 1936 году постоянно действующие местные школы пионервожатых реорганизовывались в школы с годичным обучением, вожатых стали готовить через заочные формы обучения, поощрялась самостоятельная подготовка к работе с детьми. В школах комсомольские организации занимались подготовкой старшеклассников к работе пионерскими вожатыми.

В 1938 году открылся Дом пионеров в городе Павлодаре, первые его кружки были самодеятельными, однако при нем велась большая пионерская работа, проводились собрания, где обсуждались проблемы высадки деревьев в городском саду, организация концертов и тд., то есть наши пионеры вели активную общественную работу, как и их сверстники в других республиках. 

В конце 50-х начале 60-х годов окончательно сформировалась на базе Павлышской средней школы воспитательная система В.А. Сухомлинского. Содержанием воспитания стали общечеловеческие ценности: совесть и долг, справедливость, свобода, честь, достоинство. Основой этой воспитательной системы является триада: школа, семья, общественность. Эта воспитательная система включала в себя: единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического. Большое значение придавалось выявлению, развитию индивидуальности в труде, высокой его нравственности, общественно-полезной направленности. Таким образом, Сухомлинский провозглашал значимость воспитательного процесса в формировании личности.

В 1953 году в связи с ростом сети внешкольных учреждений встал вопрос об упорядочении их работы и уточнении функций педагогического персонала. Впервые остро встала проблема подготовки кадров для учреждений подобного уровня. Была проведена большая работа по подбору, воспитанию и повышению квалификации кадров внешкольных работников. В институтах повышения квалификации руководящих работников народного образования, в институтах усовершенствования учителей были организованы курсы и семинары для внешкольных работников, учителей школ и воспитателей детских домов по вопросам внеклассной и внешкольной работы. 

Во многих вузах были созданы факультеты общественных профессий, где одной из наиболее популярных профессий считалась профессия вожатого.

Новшеством во внешкольной работе стали профильные лагеря, занятия в которых стали продолжением программ зимних кружковых занятий.

В 1966 году функционировало более 12 тысяч внешкольных учреждений, в том числе более 4 тысяч Дворцов и Домов школьников.

В этом же году была издана примерная программа воспитания учащихся восьмилетней и средней школы под редакцией И.С. Марьенко. Это было вызвано объективными потребностями практики, ставящей своей целью сделать процесс воспитания управляемым, добиться рационализации и повышения производительности труда воспитателя. В ней приведены примерные виды деятельности и формы их организации, которые должны были содействовать формированию личности. Относительно внешкольной работы в программе есть оговорка, что такой работой должны заниматься воспитатели с помощью комсомольских организаций.

К семидесятым годам в стране уже насчитывалось около 85 тысячи штатных и 40 тысяч внештатных вожатых. Они характеризовались как люди высокой гражданственности, широких интересов, педагогически компетентные. В 28 институтах и 154 педучилищах наряду с учительской профессией студенты получали специальность методистов по воспитательной работе и пионервожатых.

В 90-е годы положение внешкольной работы можно было назвать критическим. Анализ, положения детей, проведенный в СССР в эти годы таков: почти 70% опрошенных детей отмечали, что свободное время проводить негде, неинтересно, 25% детей отметило, что и дома нет возможностей для творчества, около 80% детей отметило, что они скрывают от родителей где и как они проводят свободное время. (по материалам исследования академика А.А. Лиханова)

После приобретения Казахстаном независимости наступил период реформирования во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования. В 1991 году был принят Закон «Об образовании», где наряду с важнейшими задачами в области образования, отмечалось: «В целях развития разносторонних интересов и способностей, принятия навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитания самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях, интереса к науке, технике, искусству, литературе, национальным традициям, нравственно-эстетического воспитания, организации досуга и отдыха, укрепления здоровья детей и молодежи в Республике Казахстан создавалась сеть внешкольных учреждений образования». В «Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возраста», утвержденной постановлением Министерства РК подчеркивается, что воспитательная система общеобразовательной школы должна состоять из двух дополняющих друг друга и тесно связанных между собой частей: воспитание в процессе обучения и специальная внеурочная, внешкольная работа.

Решительное изменение в организации воспитательного процесса в Республике Казахстан наступило в 2000 году. Приказом Министерства образования и науки РК от 7 июля за №701 «Об утверждении постановлений коллегии, принятых опросным порядком за период с 1 мая по 5 июня 2000 года» впервые была утверждена «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан». В программе дается направление воспитательной работы в современной школе, а также речь идет о внешкольном воспитании. Подчеркивается, что в связи с социально-экономическими проблемами, слабым развитием педагогической науки в республике, слабой централизацией школьных, внешкольных организаций, и другими причинами, имеющими место в нашей жизни, резко сократилось число центров детского творчества, Дворцов школьников, станций юных техников, натуралистов, дворовых клубов и других подобных учреждений, на базе которых реализуется внешкольное воспитание. Статистика показывает, что по сравнению с 1991 годом, количество внешкольных организаций уменьшилось на 923 единицы, контингент учащихся в них на 326,8 тысячи. Охват учащихся внешкольными организациями в среднем по республике составляет 9,9%. Закрыты дворовые клубы по месту жительства, многие помещения переданы в аренду коммерческим структурам и т.д.

Современное состояние внешкольной работы в корне изменилось, отличительной особенностью детского движения является вариативность: организационно-правовых норм, масштабов и уровней, а также содержания деятельности, что позволяет каждому ребенку выбрать свой собственный путь социализации.

Основными ориентирами современной воспитательной системы стали: ориентация на воспитание конкурентоспособной личности, с развитым экономическим мышлением, всесторонней культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с быстрой и гибкой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, что способствует реализации идеи интеграции в воспитании учащихся, что создает возможности для осуществления целостного подхода к формированию и развитию личности ученика, создания действенной единой системы воспитательных воздействий школы, семьи и общества. В основу современной системы воспитания входят: умственная, интеллектуальная культура, политехническая и трудовая культура с профессиональной ориентацией учащихся, нравственная, политическая, правовая культура, эстетическая, физическая, экономическая, экологическая культура. В связи с внешкольные учреждения переименованы в учреждения дополнительного образования, перед которымиставятся задачи создания условий для интегрированного восприятия всего спектра культур во взаимосвязи.

В РК в последние годы намечается тенденция увеличения количества внешкольных учреждений, в том числе охвата ими детей. По данным журнала «Внешкольник Казахстана», №3,2005, в нашей республике в 2003 году функционировало 259 загородных лагерей, 6 тысяч пришкольных лагерей с питанием, 84 лагеря санаторного типа, 611 профильных спортивно-оздоровительных лагерей. Охват отдыхом и оздоровлением составил 94,5%, в 2004 году-286 загородных лагерей,620 профильных, более 5 тысячи пришкольных лагерей, в 2005 году 296 загородных лагерей, 6 круглогодичных, 620-профильных, 30-скаутских,130 палаточных и более 10 тысяч пришкольных лагерей. Дети – сироты из 42 детских домов отдыхали в собственных загородных лагерях. К работе были привлечены около 8 тысяч педагогов, из них свыше 3 тысяч воспитателей и 2 тысяч вожатых.

 Также следует отметить увеличение численности профильных лагерей, в нашей республике широкое распространение получили следующие направления: этнографическое, спортивно-туристическое, краеведческое, археологическое, лингвистическое. В Павлодарской области находится штаб скаутов Казахстана, поэтому многие учащиеся нашего региона отдыхают в скаутских лагерях. Особую популярность среди подростков имеют палаточные лагеря. В рамках республиканской программы «Жасыл Ел» среди учащихся увеличилось количество желающих провести внешкольное время в лесничествах, помогая в расчистке лесных массивов, в благоустройстве городов и сел.

Таким образом, внешкольные учреждения сегодня выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих учащимся дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что в свою очередь является положительным условием для развития творческой личности.

 

1.2 Сущность и содержание внешкольной воспитательной работы

В педагогическом словаре (1960) внешкольная работа представлена следующим образом: «образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга».

Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка деятельности самостоятельна и не зависит от школьных оценок знаний. Это дает каждому ученику шанс самоутвердиться, почувствовать себя сильным, знающим и т д., при этом его успех сравнивается только с собственным успехом, что также создает условия для личностного роста. Дети имеют возможности реализации свободного времени, развития творческих индивидуальных способностей.

Современные учреждения внешкольной работы имеют следующие формы организации:

Центр дополнительного образования, обычно состоит из разнообразных форм и видов внешкольной воспитательной работы. Центры могут иметь различные направления, такие как: развития творчества детей и юношества, творческого развития, детско-юношеские, детские (подростковые), детские экологические, детского технического творчества, эстетического воспитания, и др.

Дворцы – детского творчества, творчества детей и молодежи, пионеров и школьников, школьников и молодежи, спорта для детей и юношества и др.

Дома - детского творчества, юных натуралистов, детского и юношеского туризма, художественного творчества и др.

Станции – детского технического творчества, юных моряков, туристов, экологические, биологические и др.

Школы – по различным областям науки и творчества, детско-юношеские, спортивные и др.

Студии – по различным видам искусств.

К неформальным   объединениям подростковых и молодежных движений относят:

«Сердитые молодые люди», 50-е годы, неформальное движение молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, отличительная черта - кожаные потертые пиджаки. Основную массу составляли подростки, потерявшие отцов во время войны, и таким образом проявлявшие протест своего положения.

« Mods », начало 60-х годов, юноши 12-20 лет, основу составляли дети квалифицированных рабочих, в будние дни учились, в выходные бунтовали.

Хиппи, массовое движение, имевшее четкую градацию членов организации: пионеры – только вступившие, олды- старые члены организации, мамонты- костяк организации. Хиппи выдвигали человеколюбивую систему ценностей, атрибутами хиппи были предметы разных национальных культур. Они осуждали отцов, за то, что общество отошло от естественных потребностей человека, уничтожает личность, индивидуальность. Девизом хиппи было: не отрываться от природы.

Йипи – отделились от хиппи в 60-е годы, звали народ к революционным преобразованиям, расформировались быстро, после неудачной попытки вооруженного столкновения с властями.

Рокеры – мотоциклисты, в основном молодые люди из рабочих семей.

Фэнлубы – пропагандируется экстремизм, насилие, межнациональная вражда.

Попперы- выступают против протестующего поколения отцов, предлагая не видеть отрицание в жизни, а наслаждение существующими благами, находить их в окружающем мире.

Панки – всем своим внешним видом стремятся вызвать к себе отвращение. Отличительные черты: странные прически, расписывание лица, часто бреют голову наголо и т.д., новое течение, возникшее на фоне этого:

Кибер-панкизм – различают два его вида, первые - осознающие принадлежность к данной организации, вторые – просто увлекаются компьютером и дистанцирующие от первых.

Металлисты – распространенное неформальное движение, включающее поклонников тяжелого рока, скоростного металлического рока. Отличительные черты: черная одежда, агрессивный вид, тяжелые металлические украшения, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке, исповедуют культ сатаны. (среди металлистов есть и миролюбивые подростки).

Правоэкстремистские группы – в их число входят неофашисты, отличительные черты: черная куртка, черные узкие брюки, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики. Проповедуют культ сильной личности, распри, шовинизм, приверженцы черной магии.

Левоэкстремисты - группы молодых людей, преклоняющихся советским политическим деятелям, стрижены под полубокс, волосы зачесаны назад, носят значки – портреты своих кумиров, отвергают западную культуру.

 

Летние пришкольные и загородные лагеря

Отдых детей и подростков и их оздоровление – определено как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Летние пришкольные и загородные лагеря по роду деятельности делят на:

-детские оздоровительные лагеря (загородные и пришкольные)- основная цель их деятельности: организация отдыха детей и профилактическо-оздоровительная работа;

- санаторные лагеря- основная работа в них направлена не на организацию массовых грандиозных праздников, а на утверждение здорового образа жизни детей и подростков;

- специализированные и профильные лагеря (спортивно-оздоровительные, туристические, краеведческие, археологические и др.) – работа направлена на организацию деятельности по определенному профилю, проводится большая массовая работа по организации досуга.

- оздоровительные центры, основное направление в работе –работа по оздоровлению детей;

- базы и комплексы – организуют работу по направлениям деятельности;-

- лагеря труда и отдыха – организуют трудовую деятельность учащихся в условиях полноценной организации отдыха учащихся;

Летние пришкольные лагеря являются важным аспектом в организации досуга детей по месту жительства. Целями организации внешкольной работы по месту жительства являются:

- создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои способности;

 - компенсация дефицита общения в семье, в школе, среди сверстников;

- дополнительное образование, получаемое в соответствии с потребностями личности;

Принципами функционирования внешкольных учреждений являются:

- принцип добровольности, предполагающий свободу школьника в выборе различных форм внешкольной работы, в целях приложения своих интересов и склонностей, благодаря принципу добровольности внешкольная работа значительно отличается от работы в условиях школы, учащийся имеет полное право выбора направления деятельности в зависимости от своих интересов и склонностей. Задача педагогов в данной ситуации: создать все условия для успешной реализации творческих способностей развивающейся личности;

- принцип гуманизма, ориентирующий на заботу о человеке,

реализация данного принципа во внешкольной работе предполагает ориентацию на гуманное отношение к ребенку не зависимо от его личностных особенностей, социального материального положения, состояния здоровья, национальных и др. различий, он требует от педагогов любви, внимательного отношения, участия в судьбе любого ребенка, а также умения принять ребенка таким, каков он есть, и создать ему условия для дальнейшего развития;

- принцип демократизации, создающий предпосылки для развития инициативы, умения самостоятельно принимать решения;

Во внешкольной работе важно учитывать данный принцип, так как внешкольная работа предполагает различные объединения детей по интересам, зачастую это временные объединения, в таких условиях очень актуально развивать в детях самостоятельность, самоуправление, умение логически рассуждать, доказывать свою точку зрения, учить основам демократии;

-принцип саморазвития, предполагающий создание условий для устойчивого развития каждого ребенка.

Внешкольная работа предполагает создание условий для саморазвития каждого ребенка, данный принцип позволяет, учитывая индивидуальные особенности, состояние здоровья ребенка, позитивные черты характера создать условия для саморазвития каждого ребенка;

-принцип независимости воспитания, признание независимости каждого участника воспитательного процесса;

данный принцип предполагает независимость всех участников педагогического процесса, будь то педагог или воспитанник, причем воспитанник имеет абсолютно равные права, как и взрослые участники процесса.

-принцип индивидуализации, предполагающий учет индивидуальных особенностей личности;

Во внешкольной работе учет индивидуальных особенностей является важнейшим фактором эффективной работы. Индивидуальный подход к каждому участнику воспитательного процесса требует от педагога организацию систематического изучения личности школьников, то есть высокого уровня диагностической работы, использование результатов данных исследований в повседневной работе.

Относительно содержания внешкольной работы мы хотели бы предложить, согласно установкам гуманистического мышления, представить его как полную социализацию личности, подготовку ее ко всем сложностям во взрослой жизни. Исходя из социального опыта человека в обществе, содержание ВНР можно было бы представить следующим образом:

-опыт межличностного бесконфликтного взаимодействия;

-опыт ценно



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Летние пришкольные и загородные лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Летние пришкольные и загородные лагеря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)