Способы речевого воздействия
ИЗУЧАЕМ РИТОРИКУ Методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей
Хабаровск Издательство ТОГУ 2009 УДК 82.085 (072)
Изучаем риторику : методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей / сост. Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – 44 с.
Методические указания «Изучаем риторику» разработаны на кафедре русской филологии. Их цель – оказать студентам помощь в изучении основ риторики. Включают краткие объяснения основных риторических правил и понятий, систему упражнений для приобретения некоторых практических риторических навыков, а также критерии оценки и самооценки публичного выступления, рекомендуемую литературу.
Печатается в соответствии с решениями кафедры русской филологии и методического совета международного факультета.
© Тихоокеанский государственный университет 2009 РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Понятие риторики Риторика(греч. rhetorike) – филологическая дисциплина, изучающая способы и правила построения речи, прежде всего прозаической и устной. Синонимами слова риторикаявляются латинское выражение ораторское искусствои русское слово красноречие. Риторика призвана научить, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию. Существуют три группы дефиниций (определений) понятия риторики: 1) риторика в Греции – «искусство убеждения» (Горгий, Платон, Аристотель); 2) риторика в Риме – «искусство говорить хорошо» (Квинтилиан, Цицерон); 3) риторика в России – «искусство украшения речи» (Полоцкий, Прокопович).
Упражнение 1.Познакомьтесь с высказываниями учёных о риторике. Какое из определений Вам ближе? Почему? Приведите примеры, раскрывающие роль риторики в разные периоды жизни человека и человеческого общества. «Риторика – способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель); «…Мы понимаем под сим словом науку научать наш разум и занимать воображение или трогать сердце и действовать на волю» (А. Ф. Мерзляков); «Риторика – наука о законах управления мыслеречевой деятельностью… интенсивный путь развития человека» (Е. А. Юнина); «Риторика – наука о публичном речевом воздействии» (И. А. Стернин).
Эффективность общения Эффективное речевое воздействие – такое воздействие с помощью речи, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т. е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться. Таким образом, эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами: 1) достижением поставленной цели; 2) сохранением коммуникативного равновесия.
Цели общения могут быть разными: 1) информационная– донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена; 2) предметная– что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника; 3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником, например, установить контакт, развить и поддержать его, возобновить или завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.
Пример коммуникативной ситуации и достижение (+) или недостижение (-) соответствующей цели:
Пример 1 – речевое воздействие эффективно; пример 2 – речевое воздействие эффективно, т. к. цель не достигнута по объективным причинам; пример 3 – речевое воздействие неэффективно; пример 4 – речевое воздействие неэффективно; пример 5 – речевое воздействие результативно, но неэффективно, т. к. нарушено коммуникативное равновесие.
Коммуникативная неудача– это отрицательный результат общения, т. е. такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой. Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно.
Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему? 1. Дочь смотрит телевизор, входит мама: – Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет... – Ну вот... Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять… И всё надо, надо... – Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим... Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежала, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо. – Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе моё предложение? – Принимается.
2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив: – Серёга! Серёга! – А? – Что задано по ботанике? – А? Что? Не слышу! Громче! – Что, спрашиваю, по ботанике задано? – А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание. – Шестьдесят шестое? – Нет, пятьдесят шестое! – Понял, шестьдесят шестое.
3. В маршрутном такси: – Передайте водителю! (Передаёт деньги.) – А почему Вы со мной так грубо разговариваете? – А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите! Первый пассажир молча передаёт деньги и отворачивается. Упражнение 3. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация. Способы речевого воздействия Основные способы речевого воздействия: 1. Доказывание.Доказывание – это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. 2. Убеждение.Убеждение – это использование и логики, и обязательно эмоции, эмоционального давления (Во-первых... . Во-вторых... . Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь?) 3. Уговаривание.Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего (Ну пожалуйста... ну сделай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благодарна... ну пожалуйста... ну очень прошу...). В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает. 4. Клянченье.Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы (Ну купи... ну купи... ну купи... ну пожалуйста... ну купи…). 5. Внушение.Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто – на авторитете собеседника 6. Просьба.Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность. 7. Приказ.Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и тому подобного положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения. Приказ психологически негативно воспринимается большинством людей. 8. Принуждение.Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собеседника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах.
Упражнение 4. Какие способы речевого воздействия используются в следующих примерах? 1. Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну бабулечка, ну купи мне шарик, ну бабулечка, ну миленькая, ну пожалуйста... 2. «Всем сидеть», – громовым голосом заорал верзила в камуфляжной форме, врываясь в помещение. 3. «Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошёл к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, всё хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придёт», – негромко говорил он.
Упражнение 5.Придумайте краткий эффективный диалог для следующей коммуникативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный телефон. Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей общения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |