Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над основной частью текста



2020-02-04 584 Обсуждений (0)
Работа над основной частью текста 0.00 из 5.00 0 оценок




Выступление должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Каждая часть выступления имеет свои цели.

Цели основной части выступления:

сформулировать общие положения;

сообщить слушателям новую информацию;

последовательно разъяснить выдвинутые положения;

доказать правильность выдвинутых положений;

подвести слушателей к необходимым выводам.

 

Основное требование к композиции логическая последователь-ность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысльвыступления. Поэтому необходимо выбрать тот способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории, продолжительности выступления и другим факторам.

 

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Способ аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому, на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

 

Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста.

Средства выражения логических связей.

1. Лексические средства связи.

а) Специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю-щие на:

– последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем...);

– противоречивые отношения (однако; между тем; тем не менее);

– причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; кроме того...);

– переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к; рассмотрим; необходимо остановиться на…);

– итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод).

б) Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный; этот; указанный; названный; такой; подобный).

2. Синтаксические средства связи (особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью) (табл. 3).

Таблица 3

1. Последовательная связь

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты Студенты / слушают лекцию Лекцию / читает профессор

2. Параллельная связь

Исходная часть → сообщаемая часть       ↓ Исходная часть → сообщаемая часть           ↓ Исходная часть → сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории   ↓ Студенты / слушают лекцию   ↓ Студентам /о физике рассказывает профессор

 

Упражнение 23.Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (способ аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

1

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

2

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – чёрный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, чёрный, зелёный и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Чёрного и Красного морей, лежащих на юге и севере от центрального – Средиземного.

 

3

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает ещё большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

 

4

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII веках до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были приём вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учётом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Упражнение 24. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный).

1

Известный ученый Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

 

2

Известный ученый Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

 

Упражнение 25.Трансформируйте тексты из упражнения 24, расположив материал а) ступенчатым способом, б) концентрическим способом, в) способом аналогии.

 

Упражнение 26.Прочитайте тексты. 1. Разделите каждое высказывание на исходную часть и сообщаемую (новую) часть. 2. Найдите фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте. 3. Пользуясь материалом табл. 3, определите тип связи в следующих текстах (последовательная / параллельная).

1

При диффузионном перемещении двух газов, находящихся при одинаковой температуре, наблюдается явление, обратное термодиффузии: в смеси возникает разность температур – эффект Дюфора. Разность температур, возникающая при диффузионном смешивании газов, составляющих воздух, равна нескольким градусам.

2

Среди новых теплообменных систем важное место занимают тепловые трубы. Один из простых вариантов тепловой трубы – это закрытый металлический цилиндр. Внутренние стенки цилиндра выложены слоем пористо-капиллярного материала, пропитанного легковоспламеняющейся жидкостью. Именно с движением этой жидкости связана теплопроводность трубы...



2020-02-04 584 Обсуждений (0)
Работа над основной частью текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над основной частью текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)