Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации



2020-02-04 279 Обсуждений (0)
Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ценностные ориентации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов.[14] Ценностные ориентации - это устойчивые образования сознания - основные его понятия, идеи, компоненты мировоззрения. Их существование связано с таким восприятием действительности, которое опосредуется социальными чувствами и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов. В сознании человека в форме ценностных ориентаций фиксируется самое важное для него. Система ценностных ориентаций является «жизненным планом», который необходимо реализовать. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценность - это представление людей о нормах своего поведения, выражающее суть культурной эпохи.

Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны: они описывают индивидуальное отношение к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, ценностные ориентации, наряду с направленностью личности, проявляются в динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. [11]

Хотя формирование ценностных ориентаций - длительный процесс, именно в юности происходит активное формирование ценностных ориентаций личности. Именно в юности появляются необходимые для этого предпосылки: накопление опыта, формирование понятийного мышления, определение социального положения.

В отечественной психологии для определения иерархии ценностных ориентаций юношей и девушек существует методика М. Рокича, основанная на ранжировании списков терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности - ценности сами по себе, то к чему должен стремиться человек. Ими может быть надёжная семья, равенство, безопасность, любовь, дружба, свобода, красота и т.д. Инструментальные ценности - ценности для достижения поставленных целей, средства-ценности. Ими могут выступать доброта, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность, весёлость, логичность, честность, нежность.

Девятых С.Ю. проводилось исследование «Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте», в результате которого был сконструирован ценностно-ориентационный портрет юношей и девушек.

Результаты были следующие: для юноши главное в жизни - здоровье и наличие хороших друзей, при условии, что имеешь интересную работу. Совсем неплохо быть уверенным в себе. Но этого можно добиться только на основе продуктивной, деятельной жизни. Вполне возможно, что все это может составить основу материального благосостояния. Хотя счастливая семейная жизнь и привлекательна, но дорога и свобода. Возможно, есть люди, мечтающие обрести любовь и связывающие своё счастье со счастьем и благосостоянием других. С этим можно согласиться, если предстоящие заботы будут такими же необременительными, как развлечения. И уж совсем не стоит тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве, тем более - расстраиваться, когда нет возможностей реализовать себя в творческой деятельности.

Главными целями-средствами должны стать умение здраво рассуждать и ответственность, а для этого необходимо получать образование. Неплохо быть независимым и смелым в отстаивании своих взглядов, но при этом сохранить жизнерадостность при условии, что все - под контролем. Воспитанность и исполнительность, несомненно, важные качества успешного в своем деле человека, но вполне можно обойтись и без них, тем более, если твои запросы невелики. И уж совсем не нужно обременять себя нетерпимостью к недостаткам, и своим, и чужим, впрочем, и терпимостью к ним не следует себя особо обременять.

Ценностно-ориентационный портрет девушек будет выглядеть примерно так. Главное в жизни - здоровье и счастливая семейная жизнь, основанная на любви. Работа тоже важна, ведь она дает возможность обеспечить себя материально. При этом неплохо, если рядом всегда будут надежные друзья. Думать о счастье и благосостоянии других - важно, но пока с этим можно и не спешить, и, тем более, не следует беспокоиться об общественном признании или тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве.

Средства-цели, на которые ориентированы девушки, можно представить следующим образом. Главное - чистоплотность и воспитанность, но при этом важно быть чутким и ответственным. Умение здраво рассуждать, трудолюбие -все это может способствовать успеху, но при этом неплохо было бы получить и образование. Не следует обременять себя ни излишним самоконтролем, ни нетерпимостью к своим недостаткам, к недостаткам других, впрочем, быть терпимым к ним также не стоит. Пожалуй, следует отказаться от высоких запросов и не тратить времени на переживание прекрасного в природе и искусстве.

Таким образом для юношей главное - работа, активная и продуктивная жизнь, при этом семья для них выступает как традиционный «тыл», что вполне вписывается в традиционную схему мужской успешности. Девушки, на первый взгляд, также традиционны, заявляя о том, что семья и любовь являются приоритетными. Но, при этом, ценность работы для них не ниже, чем для юношей. К традиционным для девушек целям-средствам добавляется умение здраво рассуждать и ответственность, что говорит о том, что они готовы строить свое счастье своими руками и больше не ждут «принцев».

Юноши и девушки стоят перед социальным и личностным самоопределением. Юноша (девушка) стремится понять свои способности и реализовать их, понять свое назначение в мире, смысл жизни, определить себя в обществе, занять позицию взрослого человека. Но самоопределение также предполагает и самоограничение, т.к. молодой человек уже ограничивает себя сферой деятельности, где будет себя реализовывать. [5]

Происходящее в юношеском возрасте личностное самоопределение является характерным и необходимым для этого периода жизни человека психологическим новообразованием. Это во многом характеризует социальную ситуацию вокруг индивида. В период юности для личности характерна заинтересованность смыслом жизни и, в частности, - собственного существования. Кроме того, что эти проблемы очень интересуют юношей и девушек, они широко обсуждаются среди сверстников и теми из взрослых, кто по мнению этих молодых людей заслуживает доверия и является больше другом, чем родителем или старшим наставником. По мнению М.Р.Гинзбурга, такая заинтересованность смыслом жизни говорит о нормально протекающем процессе самоопределения, а отсутствие её - об искажении. [7]

В юности человек осознанно подходит к выбору религии. Но возможно, что он предпочтет остаться атеистом или посвятит себя «разрушению религии в мире». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и материальную выгоду.

Выбрать свой жизненный путь юноша должен самостоятельно. Хотя это может выглядеть как крушение всех принципов и идеалов, которые преподавались ребёнку: учили, учили, а он сделал всё наоборот, должное воспитание не проходит бесследно. Юноши, имеющие опыт любви, сострадания, милосердия, радость от получения знаний наиболее вероятно выберут «путь Добра». А.В. Мудрик писал, что юноша задаётся вопросами: Кто я такой?», «Зачем я в этом мире?», «Как ко мне относится общество?», «Как я отношусь к обществу?» и поиск ответа на этот вопрос и есть сущность процесса определения себя в мире. Он протекает под влиянием тех ценностей, которые сложились у человека в юности. [8]

Потребность в смысле жизни неразрывно связана с личностным самоопределением, становлением человеческого «Я» потому, что она является показателем взрослых форм поведения человека. Виктор Франкл считает поиск и реализацию смысла жизни как врождённую тенденцию, являющуюся основным двигателем развития человека и определяющую его поведение. [12]

Можно сделать вывод, что основными проблемами в становлении и развитии личности и её ценностных ориентаций являются несоответствие «Я»-реального «Я»-идеальному, преувеличение собственной индивидуальности, необратимость времени, смерть, необходимость самоопределения, выбор дальнейшей деятельности и ценностных ориентиров.

личность юношеский социализация дружба любовь девиантный




2020-02-04 279 Обсуждений (0)
Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)