Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..6

1.1. Сущность процесса планирования……………………………………6

1.2. Принципы планирования………………………………………..……..7

1.3. Стратегическое планирование……………………….………….…...10

 

     ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СЕВЕРУС МЕБЕЛЬ»………………………………...14

     2.1. Характеристика предприятия……………..………………………....14

2.2. Анализ внешней и внутренней среды ……………….……………….18

2.3. Миссия, задачи предприятия…………………………….…………..21

 

ГЛАВА 3. ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СЕВЕРУС МЕБЕЛЬ»…………......……23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую по­токи ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основа­ния предприятия, а также в первые годы его функционирова­ния приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отда­ется обеспечению, в том числе и финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляет­ся путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представ­ляет собой процесс целенаправленного, систематического и не­прерывного воздействия управляющей подсистемы на управ­ляемую с помощью так называемых общих функций управле­ния, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социаль­но-экономической системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дерево целей и система мероприятий по их достижению, служащие индикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависи­мости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное выражение, сте­пень обобщения (детализации) и др.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим некоторые из них, являющиеся, по на­шему мнению, основными: неопределенность будущего; коор­динирующая роль плана; оптимизация экономических послед­ствий; ограниченность ресурсов.

В любой компании разрабатывается множество планов, од­нако основными из них являются стратегический, производст­венный и финансовый; первый разрабатывается в системе стратегического планирования, два других — в основном в сис­теме оперативного планирования. Что касается системы такти­ческого планирования, то здесь, как правило, речь идет о ло­кальных бизнес-планах по развитию действующих и разработ­ке новых производственных линий и производств. И в стратегическом плане, и в локальном бизнес-плане тем не ме­нее обязательно присутствуют более или менее детализирован­ные финансовые разделы, включающие данные о предполагае­мых инвестициях, объемах реализации в стоимостном выраже­нии, основных параметрах расходов и затрат, рентабельности и др. Целесообразность обособления такого раздела в самостоя­тельный финансовый план зависит от различных факторов.

В зависимости от вида и масштабов деятельности предприятия финансовый план может структурироваться по-разному. Вместе с тем несложно выделить три блока, являющихся, по сути, инвари­антными для любой системы планирования. Они определяются очевидными посылами о том, что финансовый план должен да­вать прогнозную оценку: (а) будущего финансового состояния; (б) баланса доходов и расходов; (в) движения денежных средств. Эти оценки формируются в виде так называемых бюджетов. Каж­дый из бюджетов не только дает представление о будущем фи­нансовом положении, но и в известном смысле задает ориентиры (плановые задания) по основным показателям.

С приходом рыночной экономики появилось много предприятий, вынужденных самостоятельно планировать свои действия в условиях конкурентной среды. Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом спланировать свою деятельность, составить такой бюджет предприятия, при котором хозяйствующий субъект сможет реально получать прибыль. Данное утверждение объясняет актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является планирование стратегии развития предприятия.

Поставленная цель определила круг взаимосвязанных  задач:

1)раскрыть теоретические аспекты планирования деятельности предприятия;

2) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

3) выявить недостатки в деятельности предприятия;

4) выделить стратегию развития предприятия и рассчитать планируемую эффективность предложенных мероприятий.

В качестве объекта исследования в работе будет рассмотрено предприятие ООО «Феликс-Владимир»

Предметом исследования в работе выступают финансово-экономические показатели предприятия ООО «Феликс-Владимир»

Базой написания курсовой работы является нормативно-справочная и научная литература по финансовому анализу и планированию, а также данные бухгалтерской отчетности организации за 2007-2009гг.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.Сущность процесса планирования

Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления, материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. Планирование на предприятии является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека

Планирование – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределение и потребления материальных и духовных ценностей.

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных и данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечивается их выполнение на предприятии.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий, или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени. Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельного предприятия. Поскольку каждое предприятие является лишь небольшой частью рыночной системы или экономики страны в целом, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей.

В современном отечественном производстве планирование внутрихозяйственной деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Очевидно, что данные функции определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности фирм и других предприятий, но и главным образом, объект внутрихозяйственного планирования. Основными объектами изучения в курсе планирования выступают все существующие в нашей стране хозяйствующие субъекты, коммерческие организации и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной деятельности.

Методология рыночного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности. Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет планирования.

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия; комплексный план социально-экономического развития, заказ-наряд, техпромфинплан, бизнес-план, стандарт-план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект, и систему конкретных показателей его дальнейшего развития. В рыночной экономике в качестве конкретного предмета завершающей плановой деятельности на тех или иных предприятиях обычно применяются разнообразные подсистемы планов, содержащие показатели и по таким основным сферам или функциям, как маркетинг, проектирование, закупки, производство, труд, продажа, финансы и т.д. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом и, в частности, науки микро экономики, важнейшим представителем которой выступает внутрифирменное планирование.

Во внутрифирменном планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Они используются для объяснения наблюдаемых экономических явлений с точки зрения совокупности научных положений и требований.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй – дедуктивный , или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений. Начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. Индуктивный метод изучения экономических процессов идет от фактов к теории, от частного явления к общему положению. Дедуктивный, наоборот, идет от общего к частному , от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований. Сформулированные дедуктивным способом научные гипотезы служат экономистам – менеджерам ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь научное обобщение фактов, правильное представление о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых содержательных экономических положений и принципов.

Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприятий. Они позволяют объяснить необходимость соответствующего изменения планируемого объема выпуска продукции, например, в зависимости от увеличения стоимости рабочей силы или уменьшения цен на материальные ресурсы. Научная значимость и практическая полезность экономической теории зависят от того, насколько успешно она позволяет объяснять и прогнозировать на предприятии взаимосвязанные технологические, производственные, социальные и финансовые проблемы и процессы. С этой целью всякая теория проверяется практикой. В результате подобной проверки те или иные экономические теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них даже приходится отказаться. Процесс проверки и совершенствования существующих теорий является необходимым условием для развития всей экономической науки и ее важной составной части- теории внутрифирменного планирования.

План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План – это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные - представлены более или менее смутно.

Таким образом, план- это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.      

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объёмов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Планирование как особая форма деятельности, содержанием которой являют­ся разработка, согласование и контроль за ходом выполнения плана организации о созданию и реализации продукции, которая востребована на рынке, использу­ется в российском предпринимательстве начиная с 1990-х гг. (рис. 1 приложения).

Планирование как процесс разработки плана — это непрерывный поиск и ис­пользование новых путей и способов совершенствования деятельности предпри­ятия в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений. План предприятия включает систему мероприятий, необходимых для дости­жения тех или иных целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реали­зации продукции.

В отличие от программирования планирование обеспечивает систематическую, сбалансированную увязку целей организации с ее потенциальными возможностями по производству и реализации продукции с целями коммерческого поведе­ния потребителей этой продукции. При помощи планирования достигаются согласование и координация деятель­ности в системе вертикальных и горизонтальных уровней управления предприни­мательскими структурами, что определяет эффективность целеполагания, форми­рование и использование рациональной системы показателей деятельности, воз­можность более точно определить потребность в необходимых ресурсах (рис.2 приложения).

В рыночной экономике планирование охватывает уровень компаний и фирм, а на общенациональном уровне оно носит, как правило, индикативный, т. е. ори­ентирующий характер. Планы могут разрабатываться на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные), по отдельным отраслям (отраслевые) и регионам (территориальные), на уровне предприятий и фирм.

Цель планированиязаключается в уменьшении предпринимательского риска за счет снижения степени неопределенности будущих бизнес-коммуникаций и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельнос­ти организации.

Основными задачами планирования в системе предпринимательства являются: изучение факторов окружающей среды и конъюнктуры рынка; анализ состояния внутренней среды и ее основных характеристик; прогнозное ориентирование буду­щей стратегии развития; анализ возможных рисков и опасностей; экономическое обоснование концепции и стратегий функционирования и развития; разработка пла­на маркетинга; формирование плана производства и снабжение материалами и ре­сурсами; расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности с учетом экологичности производства и потребления продукции; определение источников финан­сирования для реализации обоснованной стратегии предпринимательства фирмы; разработка контрольных мероприятий для отслеживания затрат и результатов.

 

1.2. Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменной ориентации, являющимся причинами плохого состояния, если не краха дел.

Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегического планов к тактическим, а от них – к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно – экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывность планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово- экономической деятельности предпрития. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения общи планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствущим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на предприятиях должны содержать резервы. При соблюдении этот требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешними ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном методе или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном – можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации производства и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. При оценке эффекта в процессе планирования.

 

1.3.Финансовое планирование в составе бизнес-плана

    Финансовое планирование является частью бизнес – плана. Рассмотрим цели планирования с точки зрения бизнес-планирования.

Во всех сферах и на всех уровнях организации и осуществления предпринима­тельской деятельности, в том числе и в маркетинговой деятельности, требуются подготовка и упорядочение решений о целях, средствах и мероприятиях (действи­ях), которые должны обеспечивать производство и реализацию продукции, удов­летворяющей имеющийся спрос и перспективные потребности покупателей.

Функции подготовки, обоснования, реализации и контроля таких решений в системе управления являются составными элементами процесса планирования.

Планирование как особая форма деятельности, содержанием которой являют­ся разработка, согласование и контроль за ходом выполнения плана организации по созданию и реализации продукции, которая востребована на рынке, использу­ется в российском предпринимательстве начиная с 1990-х гг. Планирование как процесс разработки плана — это непрерывный поиск и ис­пользование новых путей и способов совершенствования деятельности предпри­ятия в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений. План предприятия включает систему мероприятий, необходимых для дости­жения тех или иных целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реали­зации продукции.

В отличие от программирования планирование обеспечивает систематическую, сбалансированную увязку целей организации с ее потенциальными возможностями по производству и реализации продукции с целями коммерческого поведе­ния потребителей этой продукции. При помощи планирования достигаются согласование и координация деятель­ности в системе вертикальных и горизонтальных уровней управления предприни­мательскими структурами, что определяет эффективность целеполагания, форми­рование и использование рациональной системы показателей деятельности, воз­можность более точно определить потребность в необходимых ресурсах

В рыночной экономике планирование охватывает уровень компаний и фирм, а на общенациональном уровне оно носит, как правило, индикативный, т. е. ори­ентирующий характер. Планы могут разрабатываться на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные), по отдельным отраслям (отраслевые) и регионам (территориальные), на уровне предприятий и фирм.

Цель планирования заключается в уменьшении предпринимательского риска за счет снижения степени неопределенности будущих бизнес-коммуникаций и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельнос­ти организации.

Основными задачами планирования в системе предпринимательства являются: изучение факторов окружающей среды и конъюнктуры рынка; анализ состояния внутренней среды и ее основных характеристик; прогнозное ориентирование буду­щей стратегии развития; анализ возможных рисков и опасностей; экономическое обоснование концепции и стратегий функционирования и развития; разработка пла­на маркетинга; формирование плана производства и снабжение материалами и ре­сурсами; расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности с учетом экологичности производства и потребления продукции; определение источников финан­сирования для реализации обоснованной стратегии предпринимательства фирмы; разработка контрольных мероприятий для отслеживания затрат и результатов.

      Одним из пла­новых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Он предназначен, во-первых, для внутрифирменного планирования, во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде бан­ковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Бизнес-план содержит сведения о фирме, товаре, технологии его про­изводства, рынках сбыта, маркетинге, организации и эффективности предполага­емых (или усовершенствованных) предпринимательских решений. Бизнес-план может составляться как для получения информации об этапах, путях и эффек­тивности конкретного вида предпринимательской деятельности или операции, так и для обоснования целесообразности получения кредитов и финансирования, например, инновационного или других проектов.

Бизнес-план по объему и содержанию может совпадать, например на малых предприятиях, с планом предприятия. Крупные предприятия, особенно те, кото­рые имеют несколько направлений деятельности, могут иметь несколько бизнес-планов. Качество бизнес-плана должно быть высоким, так как он не только ис­пользуется внутри фирмы, но и представляется внешним организациям: постав­щикам, инвесторам, банкам и т. д.[33,88]

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразде­ления предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководи­мые им подразделения предприятия. Такой план выступает в каче­стве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим пре­допределяется структура бизнес-плана.

Бизнес-план содержит три раздела:

I.    Резюме (выводы).

II. Основная часть.

III. Стратегия финансирования.

В разделе I «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ре­сурсов, срок окупаемости.

В раздел II «Основная часть» включаются следующие подразделы:

• описание вида деятельности;

• описание продукции (услуги);

• оценка отрасли;

• рынок;

• маркетинг;

• план производства;

• организационный план;

• юридический план;

• анализ рисков;

• финансовый план.

Финансовый план — это важнейшая часть бизнес-плана, в кото­рой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разде­лы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвес­торам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспе­чения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представле­ние о том, насколько экономически эффективно будут использо­ваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:

1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);

2) план доходов и расходов;

3) план денежных поступлений и выплат;

4) баланс активов и пассивов;

5) план по источникам и использованию средств;

6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабаты­вается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав
бизнес-плана. Используются также статистические данные, матери­
алы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торго­вых работников, мнения экспертов и т.д.

Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей.

2. План доходов и расходов включает следующие показатели:

1)доходы от реализации продукции (услуг);

2)себестоимость реализованной продукции;

3)прибыль от реализации (стр. 1 — стр. 2);

4)общехозяйственные расходы (торговые издержки, представи­тельские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата АУЛ,
коммунальные расходы, страховка и др.);

5)прибыль до уплаты налога (стр. 3 — стр. 4);

6)налоги;

7)прибыль после уплаты налогов (стр. 5 — стр. 6).

Разработка этого документа дает возможность выявить такие важ­нейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность вы­пуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

3. План денежных поступлений и выплат (план движения денеж­ных средств). Главная цель этого плана — оценка потребности в де­
нежных средствах для нормального функционирования предприя­тия, организации, а также проверка синхронности денежных поступ­лений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств. В со­ответствии с этой целью план имеет следующую структуру:

1) наличные деньги (на начало месяца);

2) поступление денег (выручка от реализации, поступления по
счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и
другие поступления);

3) итого поступлений наличности;

4) общая сумма имеющейся наличности (стр. 1 + стр. 3);

5) денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная
плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выпла­ты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);

6) прирост (+), недостаток (—) денежной наличности на конец
месяца (стр. 4 — стр. 6).

Как мы уже отметили, план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет и при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не ис­ключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситу­ация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти пла­ны в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.

Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных ва­риантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, и предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согла­ситься на предоставление средств.

4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса ак­тивов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Раз­ность счетов активов и пассивов позволяет определить величину соб­ственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.

Активы:

1) текущие активы (денежная наличность, счета к получению,
запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.);

2) фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.)



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)