Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/00 «Информация по сегментам»



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/00 «Информация по сегментам» 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.

Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Нормы установленные в ПБУ 12/2000 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

ПБУ 12/2000 использу­ется также коммерческими организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые комментируемым Положением.

Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организа­ции, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к раз­ным показателям рентабельности производства. Рентабельность про­изводства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно име­ются существенные различия, например, между производством шари­ковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями прода­жи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являют­ся условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда тер­ритория производства и территория продажи не совпадают.

Многие предприятия производят несколько видов продукции (това­ров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических реги­онах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, пер­спективы развития, могут быть подвержены разным рискам.

Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о дея­тельности организации в различных географических регионах, получен­ная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называ­ется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтер­ской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь инте­ресов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, ра­ботников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства оди­наковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности кон­курентов, а также отрасли в целом.

Вместе с тем применение данного Положения позволяет более пол­но реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской от­четности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также от­метить, что именно в п. 27 ПБУ 4/99 впервые было определено обя­зательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгал­терскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Комментируемое Положение ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск», причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения при­были (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообраз­ные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность органи­зации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения инфор­мации по сегментам не предполагается их точное количественное изме­рение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную услов­ность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, располо­женной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, кото­рая работает в стране с развитой экономикой.

В то же время источник рисков и прибылей для большинства орга­низаций определяет то, как организация организована и управляется. Поэтому в п. 6 Положения определено, что перечень сегментов, инфор­мация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанав­ливается организацией самостоятельно в учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Что в итоге понимается под термином «сегмент»? Поскольку сег­мент - это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Примени­тельно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятель­ности организации в определенных хозяйственных условиях, информа­ция о которой подлежит раскрытию посредством представления уста­новленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.

Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:

1) назначению товаров;

2) процессу их производства;

3) потребителям;

4) методам продажи;

5) системам управления деятельностью организации.

Географический сегмент – часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует исходить:

1) из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность;

2) наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах;

3) сходства характера деятельности;

4) рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

5) общности правил валютного контроля;

6) валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

При этом организацией может быть выделен один географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их. Последовательность действий по выделению сегментов и подготовке, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, представлена в Приложении 1.

 



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/00 «Информация по сегментам» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/00 «Информация по сегментам»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)