Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы и техники, используемые в программе:



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
Основные методы и техники, используемые в программе: 0.00 из 5.00 0 оценок




–    элементы арт-терапии.

– элементы игротерапии (используют для снижения напряженности, мышечных зажимов, повышения уверенности в себе, снижения страхов).

–    элементы телесной терапии (способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности).

Также на коррекционных занятиях используются: релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения); концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживания).

Желательно использование функциональной музыки, т.к. успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Специфика предложенной нами коррекционной программы заключается в сочетании элементов различных направлений психотерапии, таких как арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, игротерапия. Этому способствовал анализ специальной литературы, позволивший сделать выводы о наибольшей эффективности данных техник в коррекции детской  тревожности.

Термин «арт-терапия» означает терапию искусством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. В арттерапии предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: рисунок, графика, скульптура и т. д.

Механизмами действия арт-терапии являются отреагирование и сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным представлением. Творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном контакте, поэтому в результате арт-терапии правильнее и реальнее оцениваются свои нарушения и ощущения окружающего мира.

Использование игры как терапевтического средства

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод Задачей З.Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже З.Фрейд (1946) использовал игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственные действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как спонтанная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн также применяла игру в целях психологической терапии считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных и конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М. Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Терапевтические игры ставят своей целью аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В данной программе игротерапия используется в форме отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром и людьми.

  Телесно-ориентированная психотерапия вид групповой психотерапии, основанный на работе психолога с телом человека (снятие телесных зажимов и пр.) с целью улучшения его психологического состояния, преодоления внутренних конфликтов и т.д.. Методы телесно-ориентированной терапии направлены на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым, получив возможность улучшения своего функционирования.

В основу нашей программы легли комплексы коррекционно-развивающих занятий Е.И.Калугиной, Н.Яковлевой, Т.Д.Марцинковской.

Цикл практических занятий рассчитан на 12 академических часов. Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Данная программа коррекционных занятий рассчитана на группу 6-8.детей. Занятия подобраны таким образом, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса у детей сохранялся интерес. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы подхода к изобразительной деятельности детей:

- рисунок рассматривался как сфера совмещения диагностики и коррекции;

- рисунок рассматривался как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

- любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;

- рисование обязательно должно было сопровождаться беседой с ребенком о его рисунке;

- главный персонаж рисунка являлся метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

- при рисовании соблюдался принцип безопасности: использование метафорического пространства позволял избежать прямого грубого воздействия на психику ребенка.

Условия проведения занятий:

– принятие ребенка таким, какой он есть;

– нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

– учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

– начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

– игра не комментируется взрослым;

– в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Программа состоит из 12 коррекционных занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Цели занятия Упражнения Сроки проведения
1 «ЗНАКОМСТВО» Снятие эмоциональных зажимов «Имя»; « Узнай по голосу»; «Фотографии; «Зоопарк»; этюд на расслабление «Порхание бабочки»; рисование «Новоселье». 1 неделя  
2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Снятие эмоциональных зажимов « C вязующая нить»; этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная старуха», «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Испуганный старик»; сказка «О рыбаке и рыбке»; подвижная игра «Поймай золотую рыбку»; релаксация «Тихое озеро»; рисование на тему «Я радуюсь». 1 неделя  
3  «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ» Снятие эмоциональных зажимов «Связующая нить»; этюды «Воробьиные шалости»; подвижная игра « Воробышки и автомобиль»; релаксация «Дождь в лесу»; рисование на тему «Мне грустно». 2 неделя  
4 «ТРИ ПОДРУЖКИ» Снятие эмоциональных зажимов «связующая нить»; сказка «Три подружки»; этюды: «Кузнечик», «Лентяй», «Остров плакс», «Провинившийся»; театрализованная «Подружки на прогулке»; танец «Дискотека кузнечиков»; релаксация «Отдых». 2 неделя  
5 « КТО КОГО (ИЛИ ЧЕГО) БОИТСЯ?» Коррекция тревожности «Связующая нить»; этюд «Робкий ребёнок», «Смелый ребёнок»; беседа на тему «Кто чего (или кого) боится»; рисунки на тему «Кого или чего я боюсь); «В тёмной норе»; подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»; медитация «Факир». 3 неделя  
6 «МАГАЗИН ИГРУШЕК» Коррекция тревожности Беседа на тему «Любимые игрушки»; театрализованная «Магазин игрушек»; этюд «Застенчивый ребёнок», «Вежливый ребёнок», «Упрямый ребёнок»; театрализованная игра «Посещение магазина»; рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; релаксация «Волшебный сон». 3 неделя  
7 ЗАНЯТИЕ 3 Коррекция тревожности «Связующая нить»; чтение стихотворения «Страшный зверь»; этюд «Страх», «Ночные звуки»; «Слепой и поводырь»; рисование на тему «Я боюсь»; «Смелые мышки». 4 неделя  
8   Коррекция тревожности (Н.Яковлева)   4 неделя  
9 « ЖИВЫЕ КУКЛЫ» Оптимизация межличностных отношений ( Марцинковская)  «Салочки-выручалочки»; «Живые куклы»; «Гномики»; « На мостике»; театрализованная игра « Старенькая бабушка». 5 неделя  
10  « МОЗАИКА В ПАРАХ» Оптимизация межличностных отношений    « Мозаика в парах»;  « Рукавички»; рисование  «Рисуем домики»; «Тень». 5 неделя  
11 « ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ » Оптимизация межличностных отношений   Театрализованная игра «Добрые волшебники»; «Волшебные очки»; « Комплименты»; сказка «Царевна-Несмеяна»; «Подарки».     6 неделя  
12 « ЗЕРКАЛО» Оптимизация межличностных отношений   «Испорченный телефон»; пантомима « Зеркало»;  « Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; театрализованная игра «Эхо»; хороводная игра «Бабушка Маланья»; «Волны».       6 неделя  

 

  В следующей работе нами будет описано проведение контрольного этапа психодиагностики с целью проверки эффективности проведенной коррекционной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволило выявить влияние проявления тревожности на социальную дезадаптацию младших школьников с задержкой психического развития.

 Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Одной из самых частых причин тревожности являются завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

Тревожность, испытываемая ребёнком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет проявляться точно так же в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретённого ребёнком в той или иной жизненных ситуациях.

Разработанная нами диагностическая программа позволила проследить, как проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития может повлиять на их социальную дезадаптацию. В нашем случае - на школьную дезадаптацию.

При проведении тестов на наличие тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР мы смогли исследовать и оценить тревожность ребёнка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

Мы выявили, что высокая степень проявления тревожности всегда сопровождается наличием дезадаптации, которая выражается в различных видах взаимоотношений.

Список литературы (ещё не полностью)

1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.Н.Астапов// Психологический журнал.- 2002.- Т.13.- №5.

2. Книга практического психолога: в 2-х частях. / А. Н. Беседин., И. И.Липатов, А. В. Тимченко, В. Б. Шапарь.— Харьков, 2006.

3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов/ М.Р.Битянов. - М.: Педагогический поиск, 1997.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]:/под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2005.

5. Венгер А.А. Групповая работа со школьниками направленная на их адаптацию к новым социальным условиям [Текст] /А.А.Венгер,Ю.М.Десятникова // Вопросы психологии.- 1995.- № 4.

6. Вострокнутов Н.В. Школьная дезаптация [Текст]: Ключевые проблемы диагностики и реабилитации /Н.В.Вострокнутов. - М., 1998.

7. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности [Текст] /Н.П.Горбунов// Педагогика. -2003. -№4.

8. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст]: — М., 2005.

9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст]: - СПб., 2002.

10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [Текст]: /под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007.

11. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст]: / И.В.Дубровина. - М., 2007.

12. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: / А.И.Захаров. — С-Пб., 2000.

13. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст]: / А.И.Захаров. — М., 2000.

14. Иовчук Н.М.Детско – подростковые психические расстройства [Текст]: учеб. пособие / Н.М.Иовчук. – М.:НЦ ЭНАС, 2006. – 80с.

15. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст]: / Н.П.Капустин. - М.: Академия, 2001.

16. Ковалёв С.В. Психология современной семьи [Текст]: / С.В.Ковалёв. - М., 2005.

17. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? [Текст]: Семья и школа / Б.Кочубей. - М., 2005.

18. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. [Текст] /Н.Д.Левитов//Вопросы психологии.- 2004, №1.

19. Леонтьев А. Н. Детская и педагогическая психология [Текст]: / А.Н.Леонтьев. — М.: Просвещение, 2004.

20. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. психологии /А.Р.Лурия.- Питер,2004.-62с.

21. Люблинская А. А. Детская психология [Текст]: / А.А.Люблинская. — М.: Просвещение, 2001.

22. Мухина B.C. Возрастная психология: учебник для студентов педагогических институтов/ В.С.Мухина. — М., 2000.

23. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе [Текст]: Вопросы психологии личности школьников/ М.С.Неймарк. - М., Просвещение, 2003.

24. Немов, Р.С. Психология. [Текст] : учеб.для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. Кн. 3:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С.Немов.-М.: ВЛАДОС, 2003. – 630с.

25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе[Текст]: / Р.В.Овчарова. - М., 1999.

26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]:учеб.пособие / Р.В.Овчарова. - М.,1996.

27. Философский энциклопедический словарь [Текст]: Адаптация социальная //  Д.В. Ольшанский.– М, 1989.

28. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]: / А.М.Прихожан. - М.,2000.

29. Психологический словарь [Текст]:/под ред. В.В.Давыдова.- М.,2003.

30. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В.Дубро­виной. — М., 2007.

31. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: в 2кн. Кн. 1.Система работы с детьми разного возраста / Е.И.Рогов.— М., ВЛАДОС,2001.-384с.

32.  ЭйдемиллерЭ.Г.Семейнаяпсихотерапия[Текст]: / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В.Ленаова. - СПб.: Питер,2000.

33. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений [Текст]: / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. – СПб.: «Дельта», 2001. – 354 с., ил.

34. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: 2-е изд. / под редакцией Д.И. Фельдштейна.- М.: Издательство: «Институт практической психологии»: Воронеж -  НПО «МОДЭК», 2001.

35. Кабинет детского психолога. Психологическая помощь в развитии, воспитании и обучении детей [Электронный ресурс].- e mail:[email protected]

 

 


[1] Винник М.О. Задержка психического развития [Текст]. М.О.Винник /Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы/: Ростов – на – Дону. - Феникс.2007.

[2] Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С.Певзнер. – М., 1966; Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

[3] Актуальные проблемы диагностики, задержки психического развития детей / Под ред.К.С.Лебединской. – М., 1982.

[4] Винник М.О. Задержка психического развития [Текст]. М.О.Винник /Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы/: Ростов – на – Дону. - Феникс.2007.

 

[5] Миланич Ю. М. Психология детей с задержкой психического развития: практикум / Ю. М. Миланич. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина 2008. - 200 с ISBN № 978-5-8290-0820-8

 



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
Основные методы и техники, используемые в программе: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы и техники, используемые в программе:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)