Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мониторинг воспитанности школьников



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Мониторинг воспитанности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

· конкретизировать цели воспитательной работы;

· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

· обосновать выбор содержания и методов воспитания;

· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.        

В нашей школе уровень воспитанности изучается первый год , для его определения мы использовали диагностическую программу М.И. Шиловой. При проведении диагностических процедур предлагается выделить четыре уровня (Высокий, хороший, средний, низкий).

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются следующие показатели:

Показатели
воспитанности

Ответственное отношение к учению Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие Долг и ответственность
Дисциплинированность Коллективизм и товарищество Доброта и отзывчивость
Честность и правдивость Бережливость Простота и скромность

С изменением государственных устоев произошло скоропалительное отвержение сложившихся теории и методики воспитания. Задачи воспитания в ряде учебных заведений были официально выведены за рамки педагогического процесса, но многие педагоги по-прежнему опирались на традиции воспитания личности в коллективе, методику коллективных творческих дел, обновляя содержание, используя новые формы организации жизнедеятельности учащихся. Научные идеи методический материал использовались в конструировании новых воспитательных систем. Нравственное воспитание называли стержнем личности и считали его более значимым, чем развитие интеллекта. Учебно-воспитательный процесс заключается в обеспечении понимания и эмоционального восприятия ценности человека, а также способствовании тому, чтобы все субъекты этого процесса (учителя, школьники, коллектив учащихся, родители) овладели практическими навыками гуманизма. Можно выделить три направления деятельности:

- формирование гуманистической позиции всех участников педагогического процесса;

-  гуманистическое воспитание через систему знаний о человеке и человеческих отношениях;

- оценка и самооценка воспитанности.

Способность к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения - основной показатель развитости личности. Способность учителя побуждать учащихся к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим гуманистическим ценностям добра, справедливости, мира и согласия, - главный признак творческой деятельности учителя. Новому поколению россиян, как и прежде, должны быть присущи любовь и преданность своему Отечеству, понимание общественного долга. Новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, успешность личности. Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное - к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство - воспитанность личности.

Воспитанность - интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. Если отдельные качества (честность, настойчивость, целеустремленность, правдивость, зазнайство, скупость и др.) разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется положительными личностно и социально значимыми качествами. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Воспитанность включает культуру поведения (повседневные нормы поступков), этикет (их регламентированные формы) и манеру общения. Для воспитанного человека самосознание, ответственность за свои дела и поступки являются определяющим мотивом поведения. Социальное требование носит обобщенный характер, оно дает лишь общую ориентацию поведения, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным ситуациям, т.е. предполагает личную моральную и гражданскую ответственность человека. И хотя в нынешней ситуации социальные нормы и требования подчас кем-то игнорируются и нередко чужая воля побуждает такого человека к противоправным действиям, тем не менее он несет личную ответственность за свои поступки согласно законодательно закрепленным правам и обязанностям. Социально ценными можно назвать лишь действия, совершаемые человеком осознанно, самостоятельно, намеренно. В таком понимании проявление гражданских и нравственных качеств личности иллюстрируют показателями эффективности воспитательной системы. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности и характера.

Изучение учителем учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию воли и характера позволяют "дойти" до личности каждого школьника и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку, что на практике редко реализуется. Причина тому - отсутствие педагогической установки и соответствующих методик идентификации уровней воспитанности школьников. В итоге процесс воспитания информационно не обеспечивается, воспитательная деятельность осуществляется без обратной связи, результаты ее не фиксируются и не анализируются. В ситуации резкого падения сознательной дисциплины, роста преступности, увеличения числа детей, употребляющих алкоголь и наркотики, такие недостатки, как неуважительное отношение к старшим, грубость, безответственность, леность в учении, воспринимаются как меньшее зло...

Психолог, изучая ребенка, стремится получить как можно больше сведений о самом объекте наблюдения. Педагог же, опираясь на добытые методами психологии данные, продолжает и развивает психологический анализ, усложняя задачу - избрать наиболее оптимальный способ взаимодействия с учеником. Поэтому учитель не только учитывает особенности школьника, но и определяет условия и возможности его воспитания.

Следовательно, педагог должен быть готов к аналитико- диагностической деятельности, так как постоянно находится в ситуации, которая вынуждает искать, определять причины, мотивы поведения того или иного ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание его личности. На основе вышеизложенных теоретических подходов опытный учитель способен разработать диагностические программы изучения младших школьников, подростков и старшеклассников.

Педагогическая диагностика - не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания для дополнительных действий. Поэтому педагогу нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, "примет", которые пригодились бы в управлении процессом воспитания учащихся. Вопрос состоит в том, какие свойства и качества на определенной ступени развития учащихся следует включать в программу изучения и воспитания.

Сопряжение государственных ориентиров и ценностных ориентации педагогов, детей и родителей служит основой для конкретизации задач воспитания и самовоспитания школьников разных возрастов. Гражданские и общечеловеческие нравственно-волевые качества представляют собой единый комплекс и рассматриваются во взаимосвязи. О личности принято судить по делам: не может человек, равнодушный к судьбе своего отечества, быть нравственным; нравственный человек не может не быть его радетелем; безвольный, несамостоятельный, зависимый не будет ни деятельным, ни добродетельным.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что каждому его этапу присущи многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристики воспитанности нередко не совпадают. Поэтому, чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии, что требует создания соответствующих диагностических программ (методик).

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции выявляются разные уровни воспитанности. Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью само- организации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Для среднего - свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформулирована. Признак высокого - наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Объективные закономерности возрастного развития подростка, в частности деятельностно-волевой сферы, делают необходимым и возможным учитывать его характер в постановке целей и задач воспитания. Понятие характер (в переводе с греческого - черта, примета, признак, особенность) в психологических словарях и других справочных источниках определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности . В структуре характера выделяются, как правило, две группы черт (свойств, качеств). Первая отражает систему отношений к деятельности и индивидуально-своеобразные способы их осуществления. В многообразии отношений проявляются качества, по которым судят о воспитанности человека: гуманность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и др. Ко второй группе относят волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, поведение в соответствии с определенными принципами, преодолевать трудности. Специфика педагогического взаимодействия с подростками состоит в том, что они не хотят, чтобы их "воспитывали", и стремятся к самовоспитанию воли и характера. Вот почему, разрабатывая минимальную диагностическую программу изучения и воспитания подростков, целесообразно выходить на деятельностно-волевую сферу.

Анализ воспитанности ни в коем случае не является средством "сортировки" учащихся, "препарирования" их недостатков. Напротив, важно найти и обязательно отметить сильные стороны каждого школьника.
Метод психологической оценки поведения людей, педагогических фактов и явлений "компетентными судьями" получил название рейтинга. Частным случаем рейтинга является метод самооценки. Оценка человеком собственных качеств играет существенную роль в самовоспитании, в развитии личности. Поэтому школьников целесообразно приобщать к доступным формам и методам самоанализа и самооценки. Методы наблюдения, введение учащихся в сложную ситуацию, в которой проявляется изучаемое качество личности, и анализ полученных данных являются наиболее надежными. Естественные и преднамеренно создаваемые ситуации позволяют систематически наблюдать характерные проявления личности в тех или иных условиях, получать необходимую информацию.

Разрабатывая программу изучения воспитанности старшеклассников, важно обратить внимание на следующее обстоятельство: большинством педагогов, психологов и социологов юношеский возраст небезосновательно понимается как возраст самоопределения, которому присущи потребность в выработке собственных оценочных суждений, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. В то же время многим молодым людям свойственны гражданский инфантилизм, неподготовленность к труду, безответственность, потребительство и иждивенчество.

Вопрос об определении качеств личности, сформированность которых позволяет говорить об их гражданской зрелости, имеет методологическое значение. Идеалы гуманизма, понимание человека как существа экзистенциального (самосущего и свободного), обладающего способностью самостоятельно строить свою судьбу, обладающего правом творить себя, призывают воссоздавать культурные и нравственные ценности, обращаться к своей сущности, открывать свое высшее предназначение и достоинства человека и гражданина.

Ряд качеств, характеризующих нравственную деятельностно- волевую сферу младших школьников и подростков, входит в характеристику и старшеклассников. Отличие составляют интегративные качества, определяющие гражданскую зрелость и культуру личности. Признаком высокого уровня сформированности личности является потребность и готовность к организации дела, т.е. деятельностная идеология и мораль. Мы рассчитываем прежде всего на самоанализ и диалог педагога и учащихся о категориях истины и добра, об интеграции индивида и общества. Опыт использования оговариваемых программ покажет учителю, например, сущность и возможности проявления каких качеств учащиеся не вполне представляют себе, что даст материал для соответствующей разъяснительной работы, направленной на прояснение смысла и значения тех или иных поступков.

Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ результатов диагностики. Они могут осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, степени защищенности личности в коллективе, авторитета классного руководителя, взаимоотношений педагога с родителями и др.
Анализ воспитанности школьников позволяет:

-    конкретизировать цели воспитательной работы;

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

-    обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

-    обосновать выбор содержания и методов воспитания;

-  соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;

- спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности.

Педагогический мониторинг как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Мониторинг воспитанности школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мониторинг воспитанности школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)