Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям постоянно изменяющегося рынка труда, а также интересам, склонностям и способностям учащихся.

В настоящее время разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения учащихся. Один из таких подходов - профильное обучение. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2001г.), изменение в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволит более полно создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями. Подростки, оказавшиеся в ситуации выбора профиля обучения, нередко испытывают неуверенность, сомнения в правильности принятого решения. Выстраивание временной и профессиональной перспективы, планирование своего будущего часто носит несистематический характер и осуществляется спонтанно. Нелегко даётся старшеклассникам и совмещение ближней и дальней временной перспективы. Поэтому особенно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение учащихся, направленное не только на познание подростком своих возможностей, но и на формирование механизма принятия решений и умения действовать в ситуации неопределённости.

На первом этапе профессионального и личностного самоопределения выбор профиля обучения обусловлен влиянием ряда факторов, среди них наиболее существенны умение подростка увидеть свою жизнь во временной перспективе; соотнесение собственных интересов и склонностей с требованиями и ожиданиями общества; направленность личности к самостоятельному принятию решения.

В ходе исследования необходимо проанализировать причины трудностей подростков в построении временной перспективы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения; выявить различные линии профессионального и личностного самоопределения учащихся на этапе выбора профильного класса, а также стратегии выбора профиля обучения в зависимости от личностных особенностей подростков; проследить динамику мотивационной сферы подростков, а именно структуру мотивации выбора профиля обучения.

Подростковый возраст рассматривается как возраст открытия своего Я, оформления личности, а также возрасту оформления мировоззрения. Внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который впервые осознаётся подростком в этом возрасте.  На стадии пропозициональных или формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет) у подростка формируется способность мыслить гипотезами, что создаёт возможность построения жизненного плана. связывает возникновение жизненного плана с развитием самосознания как способности направлять сознание на свои собственные психические процессы. для подростков важным является не только осознание прошлого, настоящего и будущего в их единстве и целостности, но и умение переосмысливать уже сложившуюся временную перспективу и создавать новую модель будущего. Многие проблемы подросткового возраста также связаны с трудностями построения временной перспективы.

Важнейшая предпосылка успешной самореализации в будущем - непротиворечивая система ценностных ориентаций, лежащая в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Одним из наиболее важных факторов, помогающих сделать подросткам правильный выбор, является не только компетентность во времени, но и осознание своих мотивационных установок и интересов. существуют различные критерии классификации интересов (предметная отнесённость; глубина, т.е. укоренённость в системе потребностных отношений личности; устойчивость; сила; длительность). Для подростка, находящегося на этапе профессионального и личностного самоопределения, существенное значение приобретает осознание своих познавательных интересов, выделение той их области, которая в дальнейшем станет основой профессионального выбора. У большинства восьмиклассников интересы не связаны со школьными предметами. Некоторые внеучебные интересы могут стать импульсом для развития интереса к школьным дисциплинам. Выбор профиля обучения часто не совпадает как со сферой интересов, так и со способностями учащихся.

Основные ценности, наиболее часто выбираемые подростками:

- «быть здоровым»;

- «иметь высокую профессиональную квалификацию»;

- «быть любимым» и «не быть одиноким», «уметь поддерживать со всеми хорошие отношения», «быть уверенным в себе», «уметь добиваться желаемого»;

-«уметь здраво и логично мыслить», «быть успешным в делах» и «иметь интересную работу».

Мальчики в большей степени предпочитают такие ценности, как «быть здоровыми», «быть уверенным в себе», «успешность в делах», «уметь добиваться желаемого», «жить жизнью, полной удовольствий, развлечений, приятного проведения времени». Для девочек предпочтительнее оказались ценности «не быть одиноким», «быть любимым»; «быть принятым в коллективе», «любить человека», «быть здоровым». Среди 10 ценностей, наиболее значимых для подростков, важнее место занимают ценности, «ориентированные на будущее» и связанные с профессиональным самоопределением. Анализ ценностей, предпочитаемых восьмиклассниками, свидетельствует об их личностной незрелости (большинство подростков предпочитают «ориентацию на себя», проявляет гедонистические тенденции). Эта позиция близка к «существованию по типу обладания», что выражается в стремлении превратить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность. Но существует и другая позиция, при которой важна ориентация на Другого.

Для многих подростков определяющим критерием выбора профиля обучения является их мотивационный полюс («стремление к успеху» или «избегание неудачи»). Учащиеся, ориентирующиеся на успех, выбирают профильный класс, учитывая свои интересы и способности, а также выстраивают более чёткую профессиональную перспективу. Подростки с неявно выраженным мотивационным полюсом при выборе профиля обучения нередко ориентируются на мнение родителей и одноклассников (реже - на мнение учителей). Они не всегда хотят брать на себя ответственность за принятое решение.

Анализ профессиональных склонностей и интересов подростков, а также реального выбора профиля обучения показал, что у мальчиков гораздо больше трудностей и противоречий, чем у девочек. Девочки показали не только более высокую мотивацию на успех, но и меньшие противоречия между сферой интересов, способностями и выбором профиля обучения.

Основные мотивации при выборе профильного класса:

- преобладающие интересы;

- способности;

- «родительское одобрение»;

-«учительское одобрение»;

 - мотив «солидарности с одноклассниками»;

 - прагматический мотив;

 - престижный мотив;

 - мотив «реальных достижений» (ориентация на успеваемость).

При выборе профиля обучения подростки ориентируются не только на интересы и способности, нередко в этом процессе участвует целый комплекс мотивов. Например, в одних случаях, в качестве «главного» мотива выбора профиля обучения выступал мотив «родительского одобрения», а выбор профильного класса не соответствовал сфере интересов подростков. В других случаях, учащиеся обращали внимание исключительно на сферу своих интересов, не учитывая при этом своих реальных достижений (не всегда высоких). Нередко подростки выбирали профильный класс из-за солидарности с одноклассниками, с друзьями.

Наиболее сильное влияние на выбор профиля обучения оказывают следующие мотивы:

- мотивация с ориентацией на интересы и профессиональные склонности подростка, его способности, возможность углублённого изучения определённых предметов (гуманитарного или математического направления), реальная успеваемость;

- предрешенная мотивация: мнение родителей, родственников, желание продолжить семейную профессиональную традицию;

- рекомендации учителей (следование рекомендациям учителей), личность классного руководителя профильного класса;

- мотивация с ориентацией на сверстников: возможность учиться с друзьями в одном профильном классе, советы друзей и одноклассников;

- прагматическая и престижная мотивация: стремление учиться в каком-то определённом ВУЗе, ориентация на высокооплачиваемую работу, престижную должность;

- мотивация с ориентацией на успех или на избегание неудач.

Анализ результатов исследования показал, что одна из наиболее часто встречающихся причин трудностей формирования профессиональной перспективы - личностные особенности восприятия психологического времени. Нередко оказывается, что даже получив информацию (по результатам диагностики) о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, подросткам нелегко объединить, интегрировать новые знания о себе и выстроить профессиональную перспективу. В качестве одного из возможных инструментов работы с подростками, находящимися в процессе самоопределения (в том числе и на этапе выбора профиля обучения). Работу с подростками на этапе выбора профиля обучения можно начинать не со ставшей традиционной диагностики интересов и способностей подростков, а с активизации учащихся и выяснения особенностей построения временной перспективы, их отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представление о времени может стать центром, соединяющим все проанализированные ранее факторы профессионального выбора. Также эта форма работы - импульс, способствующий повышению мотивации и заинтересованности подростков.

    В процессе работы у старшеклассников возникает образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим. Работа с притчей позволяет подростку осознать свою жизнь в целостности, принять своё прошлое, без страха смотреть в будущее, активно действовать в настоящем.

Было выделено пять типов восприятия психологического времени личности (в зависимости от ориентации или направленности на тот или иной временной отрезок):

1 - отсутствие фиксации на одном временном отрезке;

2 - фиксация на прошлом;

3- фиксация на настоящем;

4- фиксация на будущем;

5- слитое настоящее и будущее (т.е. восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка или «точечное» ощущение настоящего, настоящее как одно мгновение).

По данному критерию результаты распределились следующим образом. Большая часть восьмиклассников продемонстрировала акцент на настоящем (37%), затем следует группа подростков с ориентацией на будущее (31%). Причём, направленность на будущее у гимназистов встречается чаще, чем у школьников. Отсутствие фиксации на каком-либо временном отрезке и у гимназистов, и у школьников выражено в одинаковой степени (23%). Наиболее ярко выраженные различия восприятия временной перспективы касаются фиксации на настоящем и на будущем. Так, для учащихся 7-го класса характерно преобладание акцента на настоящем, в то время как большинство восьмиклассников показали направленность на будущее. Среди подростков, устремленных в будущее, некоторые из них относятся к нему настороженно. При дальнейшей работе с этими учащимися был выявлен высокий уровень тревожности. Высказывания учащихся 11-го класса отличаются глубиной суждений. Некоторые старшие подростки пробуют рассмотреть эту тему в философском контексте, и это им удаётся.

Подростки, представляющие первую группу, не выделяют какой-либо временной отрезок (прошлое, настоящее или будущее). Обычно в их высказываниях присутствует фраза о важности каждого из них. Но не все подростки способны определить границы прошлого, настоящего и будущего достаточно четко. «Я считаю, что время - это очень растяжимое понятие. Очень сложно понять, что важнее: прошлое, настоящее или будущее... Очень сложно определить рамки этих времен». Такая позиция по отношению к времени характерна в основном для учеников седьмых классов. Тема самоопределения, выбора жизненного пути еще не является для них важной и актуальной. Их рассуждения, как правило, достаточно абстрактны. У восьмиклассников тоже встречаются подобные высказывания, но, с нашей точки зрения, это свидетельствует о возможных проблемах при построении жизненной перспективы.

Ребят с явной фиксацией на прошлом (самая немногочисленная группа) отличает нежелание взрослеть, инфантилизм, страх перед будущим. Также причиной фиксации на прошлом может быть и психологическая травма. Чаще всего таким подросткам требуется консультация психолога.

Подростки, входящие в третью группу (фиксация на настоящем), выделяют настоящее как наиболее важный промежуток времени. И нередко при этом вся жизненная траектория воспринимается в единстве прошлого, настоящего и будущего, но иногда способность к планированию, связанная с будущим, у таких подростков проявляется недостаточно. А некоторые вообще о будущем задумываться не хотят: «Надо жить одним днем... а будущее - я не очень сильно придаю этому значение». Эти подростки испытывают наиболее серьезные проблемы при построении жизненных планов.

Представители четвертой группы в большей степени ориентированы на будущее. Некоторые восьмиклассники при этом воспринимают время в единстве прошлого, настоящего и будущего, а другая часть ребят пребывают в иллюзорном, нереалистичном будущем, не ощущая единства времен.

Для ребят из пятой группы характерно «слитое» настоящее и будущее.

Подростки этой группы испытывают трудности при восприятии времени и выстраивании временноой перспективы, они не могут разграничить временные отрезки. И следовательно, нередко у них могут возникать незрелые представления о своем профессиональном будущем.

    Подростки, воспринимающие психологическое время в единстве всех трёх составляющих (прошлого, настоящего, будущего), а настоящее - во всей полноте («здесь и сейчас») и при этом устремлённые в будущее, способны построить более чёткий жизненный план, чем их сверстники, у которых отмечаются трудности восприятия психологического времени личности. подростки, воспринимающие своё психологическое время в единстве прошлого, настоящего и будущего, осознающие необходимость действия в настоящем, но, при этом устремлённые в будущее, способны более чётко определить индивидуальную профессиональную траекторию, построить профессиональную перспективу.

Можно выделить пять групп восьмиклассников, находящихся на различных ступенях (или этапах) построения своей профессиональной перспективы. Основанием для классификации стало наличие (или отсутствие) выборов профильного класса, профессии, высшего учебного заведения:

1) несформированность профессиональной перспективы, нежелание задумываться о будущем;

2) осуществлён только выбор профильного класса (сформирована ближняя профессиональная перспектива);

3) в той или иной степени сформирована профессиональная перспектива, но не выбран профильный класс (сформирована отдалённая профессиональная перспектива);

4) сделан выбор профильного класса и профессии, но окончательно профессиональная траектория не выстроена, т.к. не выбран ВУЗ;

 5) профессиональный перспектива сформирована полностью.

Подростки, показавшие направленность на будущее, способны создать образ будущего, который «организует», интегрирует и делает осмысленным их профессиональные выборы (выбор класса и ВУЗа).

Выявлены характерные высказывания подростков:

- «Мне ещё рано думать о будущем»,

- «Я реально смотрю на мир,

- «Я - творческая личность»,

- «Всё уже решено. Всё как у людей»,

- «Я творец своей судьбы»,

- «Сделайте выбор за меня».

Выполненные исследования позволили сформулировать следующие психолого-педагогические рекомендации:

1. Вопрос личностного и профессионального самоопределения подростков в процессе выбора профильного класса сложен и многоаспектен. Подростка необходимо готовить к тому, чтобы он смог стать подлинным субъектом своего профессионального и личностного самоопределения.

2. Часто учащиеся показывает практически одинаковые результаты по двум, а иногда и по трём направлениям (Человек - Знаковая система и Человек - Техника или Человек - Знаковая система, Человек - Художественный образ и Человек - Человек). При работе с такими подростками психологу важно выдержать мораторий, дать учащимся время для выбора. Необходимо также учитывать, что многие современные профессии, по сути, междисциплинарны. Для их освоения человек должен овладеть комплексом разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий.

3. Профильное обучение является способом реализации личностно- ориентированного подхода в современном образовании. Профильная школа создаёт пространство самоопределения учащихся, способствует более осознанному построению жизненной и профессиональной перспективы старшеклассников, позволяет учитывать профессиональные склонности и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения профессиональной перспективы.

4. Предпрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. На этом этапе особенно важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса, чёткость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности.

5. Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора - одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того, чтобы учащиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Мы считаем, что начинать такую работу следует с 7 класса.

6. Очевидна необходимость создания в общеобразовательной школе продуманной системы профориентации, способствующей формированию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению уже на этапе выбора профиля обучения.

Одна из самых актуальных и сложных проблем современной школы - поиск эффективных методов предпрофильной подготовки. Не секрет, что к моменту перехода в 9 класс многие ученики оказываются не способны совершить осознанный выбор профиля обучения. А ведь это не просто выбор сферы будущей профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути, поиск своего места в обществе.

На процесс самоопределения влияет масса разных психологических факторов. Чтобы учесть их все, например, при выборе профиля обучения, подростку важно понять, почему он принимает то или иное решение; оценить, что (кто) оказывает влияние на его первый профессиональный выбор; задуматься о том, как изменится его жизнь с принятием того или иного решения. Многие ребята теряются в лабиринте этих факторов и многообразии противоречий. Что здесь главное, а что - вторично? На что опереться при упорядочивании собственных представлений о ситуации выбора? На наш взгляд, такой опорой могла бы стать так называемая временная компетентность - компетентность в сфере отношения к времени и обращения с временем (она включает в себя способность хорошо ориентироваться во времени, осознавая единство своего прошлого, настоящего и будущего, умение действовать в настоящем, а также навыки планирования своего будущего). Эта компетентность позволяет увидеть все значимые для выбора факторы в комплексе, то есть во временной перспективе. Чтобы развить у подростков компетентность «во времени», необходимо обратиться к с притче. В притче как метафоре перемен создается целостный образ различных ситуаций, с которыми человек встречается на протяжении жизни. Во время чтения притчи у нас рождаются ассоциации и выстраиваются аналогии, помогающие по-другому взглянуть на свою историю. И в этом ракурсе проблема воспринимается не изолированно, а многопланово, раскрывая перед человеком многообразие возможных решений и предоставляя простор для самостоятельного выбора. Заметим, что косвенное, а не прямое выражение идеи оказывает более сильное воздействие, не вызывая отрицания и противодействия, что особенно важно для подростков. Смыслы, преподнесенные в такой форме выражения, как притча, представляют собой многоуровневую систему. Каждый человек сможет раскрыть для себя свой уровень, найти свое значение.

Работу с подростками на этапе выбора профиля можно начинать не со ставшей традиционной диагностики интересов и способностей, а с активизации учеников и выяснения особенностей их восприятия времени.

Во время проведения профориентационного занятия следует использовать, к примеру, притчу «Три мудреца». Вот она: «Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений». «А с этим невозможно согласиться, - сказал другой. - Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье - грустны, ожидание будущего счастья - тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы еще долго спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре».

Как показывает практика, в результате работы с притчей у старшеклассников возникает образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим. Чтобы подобная работа была более продуктивной, стоит подключить к ней школьного психолога. Иногда в тексте сочинений встречаются «указания» на различные психологические трудности - например, страх перед будущим или проблемы общения (обращаться с этими вещами надо очень аккуратно и деликатно). Психолог может выявить эти проблемы и причины их возникновения, помочь педагогу найти ресурсы для дальнейшей работы. Интересный опыт подобной работы также может быть получен на интегрированных уроках психологии и литературы.

 



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)