Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мониторинг интеллектуального развития



2020-02-04 822 Обсуждений (0)
Мониторинг интеллектуального развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды учащихся с целью обеспечения преемственности и  оказания эффективного влияния на процесс обучения и воспитания в образовательном учреждении.

Долгосрочные наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в познавательной деятельности школьников. К психологическому мониторингу предъявляются особые требования:

· во-первых, мониторинг должен давать полную информацию, как о процессе психического развития, так и об изменениях в личности детей, происходящих в результате обучения;

 · во-вторых, мониторинг, как и любая диагностика, должен отвечать требованиям объективности и надежности информации, а для этого должны использоваться стандартизованные, нормированные диагностические методики; результаты тестирования следует подвергать математической обработке и квалифицированной интерпретации;

 · в-третьих, психологический мониторинг, вероятно, в том случае выполнит свою функцию, если диагностическая информация будет поступать всем заинтересованным лицам оперативно, с пояснениями и рекомендациями и не во вред личности ученика.

Особое значение для практики в настоящее время имеет использование надежных методов тестирования психологической готовности к школьному обучению, так как ее недостаточный уровень является наиболее частой причиной нарушения успеваемости и адаптации в школе.
Разная степень школьной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и многими другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в школу изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени усваивать школьную программу.

Для оптимального психолого-диагностического обеспечения преемственности в начальной школе проводится сбор информации о состоянии подготовленности детей к обучению, систематизация информации для дальнейшего использования, выработка основных подходов к анализу и обобщению результатов проведенных исследований.

Блок исследования интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом. Наибольшее практическое применение получили модифицированные тесты Айзенка, предъявляемые каждому ребенку в виде рисунков, схем и других занимательных заданий. При анализе результатов делается вывод об общем интеллектуальном развитии ребенка и преобладающем типе мышления (гуманитарном, аналитическом) или пространственном воображении.

Под гуманитарным мышлением подразумевается умение ученика ориентироваться в словесной информации, устанавливать закономерности в расположении различных языковых форм (букв, слов, понятий).
Аналитическое мышление свидетельствует о выраженных математических способностях, которые проявляются в умении быстро и широко обобщать математические объекты, отношения и действия.
Пространственное воображениехарактеризуется способностью к конструктивной и творческой деятельности, склонностью к технике, умением оперировать образами, знаками, символами.

Мониторинг, как инструмент познания, расширяет свои границы применения, если систематически отслеживать результаты интеллектуального развития на протяжении ряда лет , а также сравнивать имеющиеся массивы информации с результатами обученности школьников.

Проведение мониторинга способствует комплектованию пятых классов, в процессе которого берутся во внимание не только показатели интеллектуального развития учащихся, но и соответствие преобладающего типа мышления профилю класса.

Информационно-аналитическое обеспечение образования при переходе учащихся в среднее звено предполагает проведение дополнительных диагностических процедур:

         ·  диагностики личностного развития и мотивов учения,

· изучения межличностных отношений,

· диагностики креативности (творчества),

· изучения эмоционально-волевой сферы.

 Успешность реализации интеллектуального потенциала во многом определяется особенностями личности. Тестирование учеников позволяет выявить причины их неуспеваемости, а также наметить наиболее адекватные для конкретного ученика меры педагогического воздействия.
Специфика работы психолога по данной программе заключается в том, что результаты диагностики сообщаются каждому родителю индивидуально, особо подчеркиваются потенциальные возможности школьника.
Предъявляя особые требования к интерпретации результатов, мы придерживаемся позиции, в соответствии с которой признается уникальность и самобытность каждого ребенка, не ущемляются его права, а создаются условия для реализации резервов развития.

Практика показывает, что осуществить индивидуальный подход в классе, где собраны дети без учета их интеллектуальных особенностей, очень трудно. Задача несколько облегчается, если учащиеся подбираются в классе на основе данных психодиагностики, что позволяет учителю обеспечивать личностно-ориентированную модель обучения. Среди “равных” детям легче адаптироваться, поскольку нет резкого противопоставления их способностей. Это помогает гуманизировать учебный процесс и обеспечивать учащимся комфортные условия.

Диагностика интеллектуального развития школьников старшего звена выявляет преобладающие типы мышления, профессиональные интересы и склонности выпускников (9 - 11 классов). Отличительной особенностью разработанной программы является то, что диагностика интеллектуального потенциала школьника рассматривается в контексте с его профпригодностью. Рекомендации, составленные с учетом результатов тестирования, способствуют выбору профессиональной деятельности, в которой, согласно прогнозу, каждый ученик может быть наиболее успешным.

 Обеспечение преемственности в системе “среднее звено – старшее звено” направлено на повышение качества довузовской подготовки. Условиями для самореализации учащихся служат многочисленные конкурсы, олимпиады, викторины. В практику работы образовательного учреждения вводится создание информационного банка достижений учащихся, благодаря которому можно будет отследить динамику развития творческих дарований школьников.
Оценка уровня интеллектуального развития учащихся 9-х классов объективно раскрывает интеллектуальные особенности школьников профильных и общеобразовательных классов. На основании анализа выявлена закономерность: самый высокий показатель гуманитарного типа мышления в гуманитарном классе, а самый высокий аналитического – в математическом классе. Следовательно,  дифференцированный подход к обучению сохраняется и даже прогрессирует в старших классах.

 Содержание раздела информационного банка данных об интеллектуальном развитии учащихся 11-х классов отражает результативность процессов обучения и воспитания в школе. Смысл тестирования учащихся перед окончанием школы в том, чтобы способствовать личностному саморазвитию и профессионализму самоопределению выпускников.

Мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи выпускникам при выборе жизненного пути.

 Являясь средством для усиления обратной связи между процессом становления личности и процессом получения знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой, мониторинг имеет комплексное назначение, он позволяет:

·   осуществлять контроль за динамикой интеллектуального развития детей и своевременное исправление отклонений;

· определять содержание программы работы с ребенком – группой учащихся с целью создания оптимальных условий развития;

    · проверять эффективность психопрофилактической работы;

    · проводить научный анализ методов воспитания и обучения;

    · разрабатывать рекомендации участникам педагогического процесса;

    · совершенствовать пути гуманизации и дифференциации образования.

Результаты тестирования в целом – это информация об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является фиксацией начального состояния системы, отправной точкой для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самым главным в мониторинге является возможность слежения за изменениями системы, показателей ученика, класса, учителя, школы от года к году, отслеживание результативности педагогических действий.

Без анализа реальной ситуации невозможно проектировать будущее. Оценка качества образования во многом зависит от профессиональной способности психологов исследовать происходящие процессы в образовании, выделять тенденции, решать проблемы.

С целью определения научных подходов к психологическому мониторингу в образовании и разработки технологических механизмов проведения подобного рода исследований в МГППУ была создана лаборатория психологического мониторинга. На сегодняшний день научными сотрудниками лаборатории создано и апробировано две мониторинговые программы. Одна из них связана с мониторингом службы практической психологии образования, другая - с исследованием социально-психологических проблем обучения, развития и адаптации московских школьников.

Актуальность задачи проведения проблемного мониторинга обусловлена необходимостью анализа социально-психологического состояния детей мегаполиса в целях проектирования эффективных социальных и образовательных программ, выстраивания системы психолого-медико-социального сопровождения учебного процесса и организации образовательных условий. В концепцию и программу мониторинга социально-психологических проблем развития учащихся может быть положена в основу проектно-аналитической деятельности образовательных учреждений, выстраивающих развивающую образовательную среду.

Согласно программе, мониторинговая информация складывается из опросов и тестирования самих учащихся, а также экспертного опроса взрослых - классного руководителя, психолога, педагогов-предметников. Целью мониторинга стало:

·  получение значимой для руководителей образовательных учреждений информации по психологическому развитию детей,

·  социально-психологические факторы образовательной среды, влияющие на развитие детей,

· социальная адаптация отдельных школьников Москвы (одарённые дети, дети с девиантным поведением),

 · разработка комплекса психологических рекомендаций управленческим структурам, педагогам по данным мониторинга для дальнейшего проектирования образовательных условий.

Посредством анкетирования выявляются актуальные и значимые вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию.

В результате опроса была выделена группа значимых позитивных и негативных факторов, существенно влияющих на развитие ученика.

В группу значимых факторов, влияющих на развитие ребёнка в образовании, вошли:

· интерес к учебе (желание ребёнка учиться),

· объем учебного материала,

· наличие развивающей образовательной среды в образовательном учреждении,

· отношение учителя и ученика,

· интересы и ценности самого ученика,

· психологический климат в детском коллективе,

· вероятность социально-неблагополучного влияния,

· детские взаимоотношения.

В результате анкетирования определись конкретные показатели мониторингового исследования:

· способность к обучению,

· социально-психологическая адаптация,

· социальная ответственность,

· школьная успешность,

· характеристики образовательной среды с точки зрения ее психологической безопасности и рисков отклоняющегося поведения.

 

Анализ данных состоял из нескольких этапов:

· подсчет нормативных показателей;

· корреляционный анализ для выявления существенных связей между исследуемыми параметрами;

· регрессионный анализ для определения факторов-предикторов социально-психологической адаптации и успеваемости;

· нейронные сети для решения задач классификации испытуемых на группы одаренных и девиантных и понижения размерности исходных данных;

· написание программы для диагностики испытуемых.

Использование корреляционного анализа обусловлено необходимостью формулирования предварительных гипотез качественного анализа полученных данных и большей информативности первичных результатов. Регрессионный анализ был использован с целью выявления факторов - предикторов параметров «успеваемость» и «социально-психологическая адаптация». Метод построения нейронных сетей был использован с целью подтверждения результатов, полученных с помощью регрессионного анализа, а также для минимизации размерности исходных данных. Для классификации детей на группы девиантных и одаренных в настоящей работе был использован метод распространения классификаций, на основе которого были выявлены параметры, позволяющие отнести конкретного испытуемого к группе риска, группе нормативных или интеллектуально-одаренных детей.

Применение этих методов позволило установить связи между личностными особенностями испытуемых (такими как принятие себя, тревожность, гнев, внутренний локус контроля, эмоциональный комфорт, мотивация достижения, познавательная активность), их социальными связями (количество друзей, оценка школьной политики в отношениях, частота страданий) и интеллектуальными способностями. Это в свою очередь позволило решить две значимые задачи: определение параметров, оказывающих влияние на степень социально-психологической адаптации и успеваемость, и выявление совокупности факторов, необходимых для отнесения ребенка к группе риска.

В целом, настоящее исследование ориентировано на разработку единой концепции проведения и анализа психологического мониторинга. По результатам анализа полученных данных на адаптацию школьника существенное влияние оказывают не столько особенности личности учащегося, сколько характеристики образовательной среды, в частности, ценностные ориентации образовательной среды на сотрудничество или конкуренцию, унижение одних участников другими или построение партнёрских отношений, агрессивный стиль общения или построение эмоционально комфортного взаимодействия.

Современная образовательная среда в качестве основных ценностей транслирует направленность на достижение успеха и соперничество, таким образом, школьники хуже адаптируются к этой среде. Выявление различий между школьниками из разных школ позволило подтвердить, что психологический климат и ценности в школах разных типов различаются. Комфортнее всего дети чувствуют себя в школе, где акцент ставится не на соперничество в области формальных достижений, а на способствование проявлению познавательной активности школьников.

Другим важным фактором, влияющим на процесс адаптации и социализации школьников,является тот факт, что школьники не только являются жертвами унижения или унижают сами, но систематически являются свидетелями ситуаций травли. Среди 9-классников вдвое больше тех, кто считает, что школа не справляется с проблемой травли и могла бы делать больше в решении этого вопроса. Игнорирование ситуации травли взрослыми и несправедливое наказание пострадавшего становится источником агрессивного поведения и неконструктивных форм протеста.

С возрастом существенно изменяется отношение к школе. Хорошее отношение к школе у 9-классников напрямую связано с доверием к взрослому и готовностью принимать установленные им правила и нормы. На адаптацию и успешность обучения влияют и некоторые социально-психологические особенности развития самих школьников. Те школьники, у которых мотивация достижения сформирована, отличаются более развитой познавательной активностью. Ребенок испытывает тревогу по поводу собственной успешности, состоятельности и отношения к нему других людей.

Пространственный же интеллект важен для перехода к абстрактно-логическому мышлению, поскольку подразумевает высокий уровень абстрагирования, а также необходимость наличия развитого воображения и аналитической функции. Высокий уровень тревожности снижает возможности ребенка для здоровой адаптации к новым условиям. Кроме того, еще раз подтвердились известные данные о том, что девочки в целом адаптируются лучше мальчиков.

В процессе исследования выявлена взаимозависимость между склонностью ребенка к неконструктивному (агрессивному) поведению и уровнем у него развития логического мышления. Развитое логическое мышление сопутствует тому, что ребенок не унижает других детей.

Познавательная активность для девятиклассников связана помимо мотивации достижения еще и с общим отношением к школе. Это можно, по-видимому, объяснить тем, что у подростков в этом возрасте уже сформировалась устойчивая позиция в отношении школьной системы, и если эта система для отдельно взятого учащегося благополучна, удовлетворяет его потребность в самореализации и ощущении собственной успешности, а также другие социальные нужды, то его познавательная активность более развита.

   Для девятиклассников существенными факторами, влияющими на адаптацию, являются общее отношение к школе, познавательная активность и уровень тревожности. Основными факторами успеваемости являются пространственно-логический интеллект и умственная работоспособность.

 

 



2020-02-04 822 Обсуждений (0)
Мониторинг интеллектуального развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мониторинг интеллектуального развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)