Глава 2. Роль педагогической практики в формировании психолого-педагогических и методологических навыков учителя.
Педагогическая практика является незаменимой школой формирования учителя географии. Только на педагогической практике, имеющей комплексный характер, создаются условия, требующие от практиканта мобилизации географических, психолого-педагогических, общественно-политических и других знаний и умений; использование этих знаний и умений педагогически интегрировано, с учетом конкретных целей и условий обучения. Реальный процесс обучения заключает в себе необходимость не только учить, но и воспитывать школьников. Цели и задачи педагогической практики определяются на основе общих целей воспитания подрастающего поколения. Они разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта к выпускникам университетов по специализации «Педагог». Степень подготовленности студента к педагогической деятельности определяется, как и цели педпрактики, посредством функционального подхода, так как этот же подход используется для определения профессиональных знаний, умений, индивидуальных и личностных качеств учителя географии. Главная цель педпрактики - овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителя географии и формирование профессиональных черт личности учителя. Таким образом, студентам необходимо научиться осуществлять единство учебного и воспитательного процессов для реализации задач современного воспитания школьников.
Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ и, следовательно, подчиняются распорядку школы, руководствуются едиными требованиями к учащимся, следуют единому плану работы, традициям, соблюдают трудовую дисциплину, осуществляют принципиальную единую линию в отношениях с детьми. Как члены коллективов они принимают активное участие в организации педагогической деятельности: в педагогических советах (по мере необходимости), предметных методических объединениях, семинарах классных руководителей, конференциях изучают и обобщают опыт лучших учителей. Отношения студентов с учителями должны строиться на основе уважения, такта, взаимопонимания, творческого обсуждения педагогических проблем. Таким образом, в процессе педагогической практики у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.
Ø Конструктивные умения: - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива; - наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах; - обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся; - осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев; - проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся; - осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.; - изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя ГПД; - проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями; - осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности; - обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам; - составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности. Ø Коммуникативные умения: - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях; - строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся; - развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам; - формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства; - развить способность к педагогической рефлексии; - уметь строить гуманные отношения с детьми; - уметь выражать и обосновывать свою позицию; - уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - уметь мотивировать поведение и деятельность; - владеть эмоциями и чувствами; - уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп. Ø Организаторские умения: - организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе; - организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению; - организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом. Ø Исследовательские умения: - изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода; - изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения; - изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники; - изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе); - сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |