Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема психолого-педагогического анализа урока.



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Схема психолого-педагогического анализа урока. 0.00 из 5.00 0 оценок




Схема психолого-педагогического анализа урока используется студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.

 

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне – (знакомство, понимание, умение и навыки) – демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие , механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся? 

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:

Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?

Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?

Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?

Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?

Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?

Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.

Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.

Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?

Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.

Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя.

 

Заключение.

В процессе прохождения педагогической практики на 5 курсе я выполнила учебно-воспитательную работу в школе с учащимися 11го класса по всем направлениям: психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся и коллектива, планирование и проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа, работа в качестве классного руководителя на основе комплексного подхода.  Были использованы различные методы и формы обучения. Педагогическая практика позволила мне обновить и обогатить знания, умения и навыки, полученные в результате обучения и практики на 4-ом курсе, а также прочно усвоить основной круг знаний и умений, необходимых для овладения определенных профессиональных функций учителя.

В итоге педагогическая практика способствовала развитию у меня целого ряда умений:

- составлять индивидуальные планы-графики;

- устанавливать межпредметные связи;

- осуществлять комплексное планирование и решение задач образования,
воспитания, развития;

- соотносить изучение материала с внеучебной работой учащихся, с их
опытом;

- определять наиболее рациональные виды деятельности учащихся по
овладению новым материалом;

- определять оптимальные методы ведения урока и наиболее эффективные
приемы активизации деятельности учащихся на разных этапах урока;

- подбирать систему задач и заданий по новому материалу;

- планировать систему самостоятельных работ и домашних заданий по
теме;

- планировать содержание и методы проведения воспитательной работы, формы ее организации;

- выбирать рациональную структуру урока;

- выбирать наиболее рациональные формы работы с учащимися
(групповые, парные, индивидуальные);

- предусматривать необходимую помощь учащимся, а также характер затруднений;

- рационально распределять время на уроке;

- планировать логические переходы от одного этапа урока к другому;

- формировать у учащихся общенаучные умения и навыки;

- использовать методы проблемного обучения;

- устанавливать с учащимися отношения сотрудничества, взаимопонимания.

Я познакомилась со структурой и содержанием воспитательного и образовательного процесса в школе, опробовала наиболее эффективные из применяемых учителями приемов и методов обучения. На основе этого я могу сказать, что образовательный процесс – это тандем между учителем и учеником, в котором каждая из сторон имеет свои обязанности. Успех этого процесса зависит от добросовестного выполнения этих обязанностей:

На уровне ученика:

· Определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика на основе психолого-педагогического мониторинга.

· Дифференцированный подход к обучению.

· Формирование положительной мотивации учебной деятельности.

· Развитие навыков работы с информационными технологиями.

 

 

На уровне педагога:

· Оптимизация и индивидуализация процесса обучения.

· Создание надежной системы мониторинга и контроля, усвоение знаний на уровне стандарта образования и учета психологических процессов.

· Построение процесса обучения в режиме инноваций.

· Формирование педагогического коллектива на основе принципа «Педагоги Успеха».

· Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя.

Список используемой литературы.

1. Гребенюк О., Гребенюк Т. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: КГУ, 2000 г.

2. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Педагогика и психология»/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос, 2003 г.. - 160 с. (Учебник для вузов)

3. Подласый И.П. Педагогика. - М.: «Владос», 2003 г.

4. Практикум по педагогике. Под ред. Васильевой З.И - М:
«Просвещение», 1988 г.

5. www.pedsovet.org

6. www.dipsy.ru

7. www.bgpu.ru



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Схема психолого-педагогического анализа урока. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема психолого-педагогического анализа урока.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)