Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние российского рынка компьютерных технологий бухгалтерского учета.



2020-02-04 274 Обсуждений (0)
Современное состояние российского рынка компьютерных технологий бухгалтерского учета. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К настоящему времени этот рынок значительно сузился. Настолько, что ряд специалистов не устраивает ни одна из реально присутствующих на нем систем. Возможно, что это обстоятельство приведет к новой фазе развития, когда спектр предлагаемых на рынке технологий снова расширится. Автор надеется, что модель хозяйственной деятельности малого предприятия, приведенная в этой книге, может стать неплохим инструментом, в том числе и для оценки качества вновь появляющихся учетных систем. Естественно, сначала следует оценить лицензионное соглашение, качество документации и встроенной в программу подсказки.

По сути дела, сейчас этот рынок разделен между пятью участниками. Для малых и средних предприятий это фирмы «1С», БЭСТ и «Парус». Для крупных предприятий, где крайне актуальной стала полноценная интеграция учета и планирования, это две системы более высокого уровня – «Галактика» и «ИС-ПРО». Другие производители занимают совершенно незначительную долю рынка.

Правда, оценка этих долей достаточно сомнительна. Производителями публикуются данные об объемах продаж, которые никто не проверяет. Публикуются рейтинги, зачастую – явно заказные. Однако нет данных о том, сколько предприятий и в какой мере реально используют ту или иную программу.

Делаются активные попытки продвижения на российский рынок систем зарубежного производства. Однако, адаптация этих систем к правилам российского бухгалтерского учета и российскому налоговому законодательству достаточно проблематична.

Особое положение на рынке занимает фирма «1С». По сути дела, в настоящее время она предлагает права на использование товарного знака, и две основные программы, «1С.Предприятие» версии 7.7 и версии 8.0. Обе эти программы не предназначены для ведения учета. Они являются «технологической платформой» для написания других программ. Эти другие программы производит как фирма «1С», так и ее многочисленные партнеры, и даже отдельные программисты. Они получили название «конфигураций», и характеризуются тем, что вынуждены использовать ключевую защиту технологической платформы. Так что любой покупатель «конфигурации» вынужден купить и «платформу». Отдельные продавцы программных продуктов предлагают до тысячи разных конфигураций. Думаю, что суммарно, для всех поддерживаемых в настоящее время версий речь может идти о 2-3 тысячах разных программ. Большинство из них малотиражные, эксплуатируются несколько, а то и один экземпляр программы. Как правило, такие программы не снабжаются самостоятельной документацией. Но есть и достаточно распространенные.

Данных о тиражировании каждой из них в литературе нет. Да и получение таких данных достаточно затруднительно, поскольку нет резкой границы между написанием самостоятельной конфигурации, и незначительным изменением существующей.

Таким образом, товарный знак «1С» объединяет достаточно многочисленную группу программ самого разного уровня и назначения. Технология ведения учетных операций в одной программе может весьма существенно отличаться от другой, при том, что визуальное расположение пунктов меню и кнопок часто достаточно похожи.

У всех этих программ есть одно общее свойство – они не имеют демонстрационных версий, т.е. вариантов программы, которые распространяются свободно, работают без электронного ключа или иного средства защиты от несанкционированного копирования, но имеют, по сравнению с полноценной рабочей версией, определенные ограничения в работе. Обычно такие ограничения не мешают произвести своеобразную «примерку» компьютерных технологий для своего предприятия, т.е. сделать первоначальную настройку, и записать по несколько документов каждого вида. Отсутствие демонстрационных версий с самого начала было принципиальной политикой фирмы. Таким образом, чтобы попробовать выполнить ту или иную учетную операцию в любой из многочисленных «конфигураций 1С», ее нужно либо купить, либо украсть.

В то же время, по большому счету, не так уж важно, на какой программе осваивать автоматизированный бухгалтерский учет. Положение здесь примерно такое же, как при освоении вождения автомобиля или пилотирования самолета. Не так уж важно, каким будет автомобиль. Для учебы важнее, чтобы изменять положение сиденья и зеркал можно было, не заезжая на станцию техобслуживания.

Именно по этой причине автором в свое время были выбраны в качестве базовых для учебного процесса системы БЭСТ. В настоящее время со студентами мы воспроизводим предлагаемую модель хозяйственной деятельности как на одной из программ серии БЭСТ, так и на программе «1С.Бухгалтерия 8.0». Однако, в силу отсутствия свободно распространяемого варианта этой программы, включить соответствующий материал в книгу оказалось невозможно.

 

Почему именно БЭСТ?

 

В настоящее время системы БЭСТ считаются в России вторыми по распространенности. Общее число пользователей этих систем приближается к 100 тыс. Если сравнивать его с количеством проданных платформ «1С», действительно, вторые. Но если сравнивать с конкретной программой с товарным знаком «1С», то результат будет, как минимум, неочевиден. В любом случае, БЭСТ - очень распространенные и популярные программы. Они не так «на слуху» у неспециалистов не в последнюю очередь потому, что фирма-производитель практически не занимается их рекламой. Но то обстоятельство, что эти программы достигли такой популярности среди бухгалтеров практически без рекламы, говорит, на взгляд автора, о многом.

Системы БЭСТ (Бизнес-Экономика-Склад-Торговля) появились на рынке компьютерных технологий около 15 лет назад. Первые программы этой серии были ориентированы, как и большинство других продуктов, на операционную систему DOS. Это были комплексные программы, автоматизирующие все основные участки учета: БЭСТ, БЭСТ-2, БЭСТ-3. В настоящее время широко применяются три программы: БЭСТ-4+, БЭСТ-5, БЭСТ-Оффис. Все они являются 32-разрядными приложениями, т.е. в операционных системах DOS и Windows-95 работать не могут. Системы БЭСТ-5 и БЭСТ-Оффис имеют традиционный для большинства программ, созданных после появления Windows, оконный интерфейс. В БЭСТ-4+ сохранен интерфейс вертикальных меню. Его отрицательное влияние на зрение существенно меньше оконного, и к нему привыкло большинство пользователей.

Далее, программы серии БЭСТ имеют едва ли не самые мягкие, по сравнению с другими производителями, ограничения на демонстрационные версии. В основные реестры можно сделать до 300 записей, работают основные операции по настройке, полноценно печатаются все документы, создаются архивные копии. Нельзя закрыть месяц в модуле «Зарплата», и сделать некоторые служебные технологические операции. Поэтому, на демонстрационной версии можно будет воспроизвести не только все операции, описанные в этой книге, но и существенно больший объем, соответствующий двум другим, упомянутым во введении, курсам.

Кроме того, программы БЭСТ принадлежат к классу параметрически настраиваемых программ, т.е. их адаптацию к особенностям своего предприятия можно произвести самостоятельно, не прибегая к помощи программиста и не изучая специальный язык программирования.

Наконец, изначально, системы БЭСТ имели определенную, ясно выраженную бухгалтерскую идеологию, структурировались в соответствии с традиционным разделением бухгалтерских задач, в терминологии почти не имели того, что впоследствии было названо «компьютерной феней». Справедливости ради следует отметить, что, вероятно, далеко не все члены руководства компании БЭСТ рассматривают перечисленные свойства своих систем как важное конкурентное преимущество. На эти мысли наводят и появляющиеся время от времени дополнительные ограничения для демонстрационных версий, и не очень продуманная концепция объектов аналитического учета в БЭСТ-5, во многом позаимствованная у «1С», и некоторые другие моменты.

Тем не менее, на взгляд автора, можно сказать, что с помощью программ серии БЭСТ главным бухгалтером стать легче и быстрее, чем с помощью других систем.

 

7.Модель хозяйственной деятельности малого предприятия

 

Вернемся к описанной в гл. 2 процедуре начала малого бизнеса. У нас есть зарегистрированное предприятие, есть расчетный счет в банке, на который внесены 10тыс.руб. в качестве уставного капитала. Так что на начало работы в компьютерной системе имеются остатки на двух счетах, в дебете счета 51 «Расчетный счет» и в кредите счета 80 «Уставный капитал». Реально малое предприятие, в котором работают два человека, скорее всего сразу после регистрации будет переведено на упрощенную систему налогообложения. Тем не менее, если оно работает с относительно небольшими наценками, и его покупателями и поставщиками являются плательщики НДС, может оказаться выгоднее остаться на общей системе налогообложения. Поэтому в предлагаемой модели считается, что предприятие является плательщиком НДС и социального налога.

Как уже было сказано, задача предлагаемой модели – свести к минимуму количество бухгалтерских операций, необходимых для получения содержательного квартального баланса, оставив только те из них, без которых не может обойтись ни одно предприятие.

Для этих целей предлагается модель деятельности, содержащая одну торговую операцию купли-продажи. Из полученной в результате этой операции наценки начисляется зарплата сотрудникам и налоги. Завершается налоговый период, формируется баланс и другая отчетная документация. Таким образом, нам предстоит реализовать семь основных событий.

1.Получение товара от поставщика без предоплаты.

2.Предложение этого товара покупателю и получение от него оплаты на расчетный счет.

3.Перевод оплаты поставщику.

4.Отпуск товара покупателю.

5.Начисление и выплата зарплаты.

6.Завершение налогового периода

7.Подготовка отчетной документации.

Рассмотрим их более подробно.

7.1. Получение товара от поставщика.

 

Итак, Ваша фирма заключила договор, согласно которому поставщик готов поставить без предоплаты, например, мебельный гарнитур, по цене 59 тыс. руб. В принципе, этот договор может и не оформляться письменно. Официальные бухгалтерские документы являются достаточным основанием для подтверждения наличия долга перед поставщиком. По всей видимости, из двух сотрудников фирмы за товаром отправится директор. Он должен будет расписаться в двух экземплярах накладной на перемещение товара. Один экземпляр останется у поставщика, один директор заберет с собой вместе с товаром. Подпись на накладной должна быть подтверждена печатью Вашей фирмы. Если директор берет печать с собой, никаких дополнительных документов ему не нужно. Если же печать, по каким-либо причинам, в момент подписания накладной отсутствует, вместо нее поставщику может быть оставлен специальный документ – доверенность на получение товарно-материальных ценностей. Доверенность готовится заранее, подписывается директором и главным бухгалтером, и заверяется печатью. Если поставщику оставлена доверенность, ставить печать на накладную не нужно. Кроме доверенности, поставщик должен распечатать в двух экземплярах счет-фактуру. Определенная бессмысленность в формировании двух документов, содержащих одну и ту же информацию, уже отмечалась. Но такова наша сегодняшняя российская действительность. Счет-фактура подписывается директором и главным бухгалтером предприятия-поставщика. Следует убедиться, что она составлена правильно, т.е заполнены все поля, соответствующие адресам, ИНН, КПП, и бланк счета-фактуры соответствует действующей форме. В противном случае может оказаться, что налоговая инспекция при проверке, например, через три года, не признает этот документ подтверждающим уплату НДС в составе цены приобретенного товара, и потребует начислить и уплатить его еще раз, а также штраф и пени за три года.

Накладная с печатями и подписями представителей обоих предприятий и счет-фактура с подписями представителей поставщика поступают в бухгалтерию Вашего предприятия. Хорошим тоном бухгалтерского учета считается хранить документы каждого типа в отдельных папках, и на каждый тип документов иметь специальную тетрадь, где факт его поступления (или выписки) регистрируется. Конечно, в малом предприятии, редко заводят такие тетради физически, но в компьютерной системе требования хорошей бухгалтерской практики обычно выполняются. На каждый вид товара, поступающего на предприятие, заводится карточка складского учета, в которой отмечается каждый факт поступления на склад и расходования со склада. Реально складом может быть прихожая Вашей квартиры, но складские документы все равно должны присутствовать, и о методологии ведения складского учета все равно придется думать.

Запись о «принятии к возмещению» НДС, уплаченного в составе приобретенного товара, делается в специальный документ – книгу покупок. До 01.01.2006г. такая запись делалась при выполнении двух условий – товар должен быть оприходован на склад предприятия и оплачен. После 01.01.2006 осталось одно условие оприходования. Это существенно упростило ведение бухгалтерского и складского учета, поскольку из обращения оказалось выведено двусмысленное и неопределенное понятие «оплаченного товара». В самом деле, пусть Ваш директор взял в кассе предприятия 50 тыс. руб., заплатил их поставщику, и по взаимной договоренности набрал у него грузовик товаров на 100 тыс. руб. Как разбросать этот товар на две кучи, оплаченную и неоплаченную, чтобы стоимость каждой была ровно 50 тыс. руб.? Задача, в ряде случаев нерешаемая в принципе. Тем не менее, и сейчас перечисление предоплаты поставщику не является основанием для зачета НДС, хотя в составе этой предоплаты НДС содержится. Кстати, например, в Украине, для принятия НДС к возмещению достаточно выполнения любого из условий, оплаты или оприходования.

Зачем нужны книга покупок и книга продаж? Они появились тогда, когда НДС, т.е. налог на добавленную стоимость стали начислять независимо от добавленной стоимости. А именно, при каждой продаже, в кредит счета расчетов с бюджетом по НДС, делается проводка на сумму, определяемую полной суммой продажи. При каждой покупке делается проводка в дебет счета, на сумму НДС, уплаченного в составе цены приобретенного товара. Выполнение этой проводки часто и называют возмещением НДС. Теоретически, в результате одной покупки и одной продажи, сальдо на счете расчетов по НДС будет соответствовать определенному проценту от торговой наценки. Однако, на практике принимаются многочисленные поправки к законам и подзаконные акты, заставляющие начислять НДС до окончания продажи, и всячески затрудняющие возможность возмещения НДС. Главное препятствие – это покупка товара у неплательщика НДС.

Так, если Ваше предприятие купит мебельный гарнитур у неплательщика НДС за 100 тыс. руб. и продаст его за 118 тыс. руб., заплатить НДС придется 18 тыс.руб. Поскольку добавленная стоимость в этом случае 18 тыс., фактическая ставка налога на добавленную стоимость в данной операции будет 100%. Думаю, что в среднем по российской экономике, фактическая ставка НДС составляет 30-40%, и слабо зависит от официальной ставки, определяемой налоговым кодексом. Для Вас это оборачивается необходимостью тщательно просчитывать последствия операций с каждым партнером, который не является плательщиком НДС. Соответственно, если Вы получите освобождение от этого налога, дополнительную осторожность придется соблюдать Вашим партнерам.

В принципе, книга покупок задумывалась, вероятно, как дубликат оборотов по дебету счета расчетов по НДС, книга продаж – по кредиту. Но последующие нормативные акты нарушили это соответствие. В результате, как мы увидим из дальнейшего изложения, в настоящее время книга покупок с покупками не имеет ничего общего, как и книга продаж – с реальными продажами. Правда, соответствие с дебетовым и кредитовым оборотом счета расчетов по НДС можно обеспечить минимальным нарушением рекомендаций министерства финансов. Впрочем, не будем вдаваться в очень теоретические аспекты бухгалтерской работы…

Таким образом, первое событие сопровождается выпиской или регистрацией трех или четырех документов. Последовательность их оформления приведена на схеме 1.

 

 

 


Схема 1

 

Эти документы должны породить три бухгалтерские проводки. Формирование проводок, соответствующих первичным документам, часто называют их контировкой, или проведением в бухгалтерском учете. Если стоимость приобретенного товара обозначить как S, то суммы этих проводок будут

ДТ 41 КТ 60                     S*100/(100+NDS)

ДТ 19     КТ 60                     S*NDS/(100+NDS)   (1)

ДТ 6803 КТ 19                     S*NDS/(100+NDS)

В этих формулах 6803 - субсчет счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам», соответствующий расчетам по НДС. NDS – официальная ставка, по которой облагается налогом данный товар. Так, если стоимость приобретенного мебельного гарнитура 59т.р., сумма первой проводки будет 50т.р. (стоимость без НДС), а сумма второй и третьей – 9т.р. Эти проводки соответствуют правилам ведения складского учета в оптовой торговле. Товары на складе (счет 41) учитываются по цене приобретения без НДС. Из этих проводок видно, что счет 19 – это некое «временное хранилище» НДС в составе цены приобретения товара. Проводка в дебет счета называется иногда «зачетом НДС», в кредит «возмещением НДС». Раньше на счете 19 хранились суммы в течение времени между оприходованием и оплатой товара. Теперь, при подавляющем большинстве операций, проводки в дебет и в кредит счета делаются одновременно и на одинаковую сумму. Так что счет 19 оказывается, вообще-то, не нужным. Возможно, когда-нибудь это осознают и в министерстве финансов.

Поскольку все три обязательных первичных документа формируются одновременно, практически безразлично, какую проводку с каким документом связывать. В системе БЭСТ все три проводки связаны с одним документом – приходной накладной. Это достаточно логично, поскольку только накладная содержит печати и подписи обоих партнеров. В других системах проводку в кредит счета 19 связывают иногда с формирование записи в книгу продаж, в чем тоже есть определенная логика.

В любом случае, в результате этого события в реестрах накладных и счетов-фактур должны появиться по одному новому первичному документу, в книге покупок – новая запись, в книге хозяйственных операций – три проводки. В нашем случае должна появиться также новая карточка складского учета с приходной записью.

 



2020-02-04 274 Обсуждений (0)
Современное состояние российского рынка компьютерных технологий бухгалтерского учета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние российского рынка компьютерных технологий бухгалтерского учета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)