Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начисление и выплата зарплаты.



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Начисление и выплата зарплаты. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уставный капитал лучше для использовать для закупки товарных запасов или основных средств, т.к. при их оплате за счет уставного капитала не придется платить налог на прибыль. В то же время, иметь большую прибыль невыгодно, т.к. этот налог поглотит значительную ее часть. Скорее всего, если есть возможность и дальше получать товар от поставщика без предоплаты, директор предприятия решит оставить на расчетном счете только небольшую часть оставшейся в результате торговой операции выручки. Рассчитаем максимальную сумму, которую смогут получить наши сотрудники из тех 59 тыс. руб., которые предприятие заработало в результате описанной торговой операции, принимая во внимание, что из этой суммы придется заплатить НДС (разделить ее на 1.18), соцналог и взносы по травматизму (результат разделить на 1.262) и подоходный налог (результат умножить на 0.87).

59000/1.18/1.262*0.87=59000*0.584=34469

Из этого соотношения видно, что реально сотрудники могут получить не более 58.4% от заработанных денег, те налоги на зарплату составляют 41.6%, а никак не 13%. Это следствие уже упоминавшегося лукавства в порядке начисления соцналога. А фонд зарплаты в нашей фирме не может быть более, чем 59000*0.67, т.е. 39620 руб.

Предположим, что исходя из этих соображений, директор решил начислить зарплату в сумме 37 тыс. руб, 20 тыс. себе и 17 тыс. главному бухгалтеру. В нашем случае зарплата не зависит от реально отработанного времени. Тем не менее, табель учета рабочего времени вести необходимо. Он понадобится для формирования данных по подоходному налогу и персонифицированному пенсионному учету. Будем считать, что оба сотрудника предприятия являются совместителями. Так обычно и бывает, когда люди начинают новый малый бизнес. Тогда сотрудники не имеют права ни на льготы по подоходному налогу, ни на оплату больничного листа. Хотя взносы в ФСС платить обязаны.

До начала работы с программой мы уже сделали некоторую настройку модуля «Учет зарплаты». Она не включала в себя открытие очередного периода расчета. Если он, все-таки, был открыт, рекомендуется вернуться в состояние до открытия периода, используя пункты меню «Настройка» - «Управление периодами» - «Очистка данных за период». В этом состоянии удобнее производить корректировку кадровой информации, уже в соответствии с конкретной системой начисления зарплаты. Как уже было отмечено, карточка персонального учета содержит достаточно много разделов, выбор которых осуществляется из меню, которое появляется при нажатии клавиши F10. Для нас имеет смысл занести информацию в разделы «Постоянные начисления» и «Постоянные удержания», т.к. они автоматически попадают в лицевые счета при открытии периода. Эту информацию можно занести двумя способами. Отдельно в каждую карточку, и сразу в группу карточек. Во втором случае следует в реестре карточек персонального учета нажать комбинацию клавиш Alt-F10, и в появившемся меню выбрать «Ввод постоянных начислений всем» или «Ввод постоянных удержаний всем». Тем или иным способом следует добавить в каждую карточку простейшее начисление по окладу ЗР1, и по два удержания, ПОД, ЕСН, соответственно, для подоходного и социального налога. При вводе начислений и удержаний могут заполняться дополнительные поля, но чаще всего их оставляют пустыми. В разделе «Основные сведения» следует проверить, что заполнены поля «Оклад», Способ выплаты («Касса»), а дата приема на работу раньше текущего месяца. Поля «Тариф», «Разрядная сетка, «Разряд» используются в более сложных системах оплаты труда и нами оставляются незаполненными. В качестве счета затрат, на которые будет относиться зарплата и социальный налог, поставим 44, в качестве налогового счета – Н902-243 «Расходы по оплате труда, относящиеся к косвенным (прочие)». В последнее время все более заметна тенденция относить к косвенным все расходы, учитываемые на счете 44. Следует проверить также, что в разделе «Дополнительные сведения» указан год рождения. Иначе накопительной части взносов в пенсионный фонд не будет, и все 14% от зарплаты составят страховую часть.

Теперь можно открыть расчетный период («Настройка» - «Управление периодами» - «Открытие нового периода»). После открытия расчетного периода станут доступными лицевые счета в п. «Работа с картотекой» - «Лицевые счета сотрудников». В каждый лицевой счет будет автоматически занесено одно начисление, ЗР1, и два удержания, ПОД и ЕСН. В реальных предприятиях прямая работа с лицевыми счетами представляет собой скорее исключение, чем правило. В нашем случае, когда независимо от оклада, проставленного в персональной карточке, каждый месяц определяется конкретная сумма зарплаты, эту сумму можно проставить прямо в лицевых счетах. Система БЭСТ вообще имеет характерную особенность в модуле «Зарплата». Любая рассчитанная программой сумма может быть исправлена бухгалтером вручную. Практика внедрения автоматизированных систем убедила автора, что это – очень полезное качество. Чтобы внести такое исправление, достаточно нажать комбинацию клавиш Alt-S, и исправить итоговую сумму начисления или удержания. Только в дальнейшем при расчете лицевых счетов следует выбирать вариант «С учетом исправлений». Расчет можно сделать прямо в лицевом счете по клавишеF10, в реестре лицевых счетов, но чаще всего он делается автоматически при формировании и расчете платежной ведомости. В нашем случае следует вручную указать сумму начисленной зарплаты директору в 20000 руб. и бухгалтеру 17000руб. Переход между лицевыми счетами можно осуществлять клавишей Page Down.

Табель учета рабочего времени при открытии периода заполняется значениями, соответствующими полной отработке сотрудниками рабочего времени, соответствующего их графику работы. Если отклонений от этих значений нет, табель можно вообще не открывать, если есть – откорректировать его в п. «Обработка документов» - «Табель рабочего времени». Можно прейти в табель и непосредственно из лицевого счета.

Следующий этап работы – подготовка платежной ведомости. Реестр платежных ведомостей открывается в п. «Платежные ведомости» - «Ведомости зарплаты», и обновляется каждый месяц. После создания (F4) новой ведомости на экране появляется форма ввода, состоящая из двух частей, верхней, заголовочной, и нижней, где будет располагаться список сотрудников и суммы к выдаче. В заголовочной части номер ведомости предлагается следующим по порядку, но его можно изменить. Поля «Наименование», «Составитель», «Примечание» могут содержать произвольный текст. Поле «Подразделение» можно оставить незаполненным, тогда в ведомость можно включить всех сотрудников предприятия. Особое внимание следует обратить на поле «Дата». Изменить его значение можно только до тех пор, пока ведомость не рассчитана. На взгляд автора, это не очень хорошо, потому что далеко не всегда при подготовке ведомости окончательно решено, какого числа будут получены деньги в банке и выдана зарплата. Не очень хорошо и то обстоятельство, что ведомость на зарплату можно распечатать только до ее передачи в кассу. Поля «Период» и «Статус» заполняются автоматически.

По окончании заполнения полей заголовка ведомости, или при нажатии клавиши Tab происходит переход в нижнее окно. Здесь при нажатии на клавишу F4 появляется список сотрудников. Сотрудники помечаются по одному нажатием клавиши Insert, или все сразу клавишей «+», и нажатием Tab переносятся в ведомость. Каждый сотрудник может фигурировать только в одной ведомости окончательной выплаты зарплаты, поэтому, если он уже включен в другую ведомость, в списке его не будет. Находясь в нижнем окне ведомости, ее можно рассчитать (F10). При этом появится запрос на пересчет лицевых счетов сотрудников, включенных в ведомость. Чаще всего, именно в этот момент лицевые счета и рассчитываются. Для печати ведомости нажимается F9, и производится выбор способа печати с помощью одной из наиболее распространенных программ, например, Excel или Word. При этом клавишами «+» и «-» можно увеличивать или уменьшать размеры шрифта, а клавишей «пробел» выбирать между портретной и альбомной формами печати.

Ведомость на зарплату может иметь три статуса, «черновик», «рассчитано» и «в кассе». При создании она получает первый статус, после расчета – второй. Для отражения выплаты по ведомости наличных денег она передается нажатием F5 в модуль «Касса. Подотчетные лица». Поскольку в этом модуле распечатать ведомость будет невозможно, обычно передача в кассу осуществляется в последний момент, когда уже получены наличные на зарплату.

Следующий этап работы бухгалтера по зарплате – подготовка расчетной ведомости. В системе БЭСТ-4+ этот этап совмещен с формированием первой группы проводок, соответствующих начислениям, составляющим зарплату, и удержаниям из нее. Эти проводки делаются в дебет и в кредит счета 70. Для подготовки расчетной ведомости следует выбрать п. «Выходные формы» - «Расчетная ведомость» и задать в специальном окне параметры формирования этой ведомости. В поле «Интересующий период» можно указать не только текущий месяц, но и любой предшествующий, данные о котором хранятся в архиве. Но проводки можно сформировать только если там указан текущий месяц. В поле «Способ формирования» можно выбрать два значения «По предприятию», или «По подразделениям». В первом случае будет сформирована одна расчетная ведомость, во втором – столько, сколько подразделений указано в справочнике. В поле «Формировать проводки» в нашем примере следует выбрать «да». Наконец, в последнем поле «Способ объединения» можно выбрать одно из трех значений. «По группам начислений/удержаний», «По кодам начислений/удержаний», «По синтетическим счетам». Первое значение практически никогда не используется. Наиболее часто расчетная ведомость готовится в форме, когда колонками ведомости являются отдельные начисления и удержания. Но и значение «По синтетическим счетам» позволяет получить крайне полезную форму расчетной ведомости в которой указаны счета затрат для составляющих зарплаты по каждому человеку. Если же для какого-либо сотрудника не указан счет затрат, соответствующая сумма сразу будет выделена в отдельную колонку без указания счета.

После заполнения последнего поля формы ввода на экране появляется одна запись о расчетной ведомости, или реестр ведомостей, если формирование было произведено «По подразделениям». Формирование проводок происходит одновременно с подготовкой печатной формы ведомости, при нажатии клавиши F9, с последующим выбором программы для печати. Здесь также можно выбрать шрифт и ориентацию листа, и убрать некоторые из предлагаемых колонок. Проводки, сформированные вместе с подготовкой расчетной ведомости, попадают в специальный промежуточный реестр, называемый буфером проводок. Их можно просмотреть сразу, нажав клавиши Alt-F10, или выбрав п. «Хозяйственные операции» - «Буфер проводок».

Далее следует этап, не связанный с подготовкой документов, и не отраженный по этой причине на схеме 5. Следует сформировать проводки по социальному налогу и взносам по травматизму. Эти проводки формируются в п. «Хозяйственные операции» - «Начисления в фонды». На экране появляется список составляющих социального налога и взносов в ФСС по травматизму. Несколько нелогичным выглядит то обстоятельство, что три компоненты, уплачиваемые в ПФ, представлены одной суммой, и становятся видны только при рассмотрении проводок. Впрочем, работе это не мешает. Все налоги, связанные с начислением зарплаты, помечаются, и рассчитываются нажатием клавиши f10. Сформированные проводки можно посмотреть сразу (Alt-F10), но только по конкретному налогу, или непосредственно в буфере проводок. В любом случае, в буфер проводок следует войти, еще раз проанализировать сформированные записи, и перенести их в основную книгу хозяйственных операций нажатием клавиши F5.

Остановимся подробнее на налоговых проводках, связанных с зарплатой, и их отличиях от бухгалтерских проводок. Главное отличие состоит в том, что в бухгалтерском учете расходы на зарплату и социальный налог сначала накапливаются на счетах затрат, в нашем случае на счете 44, а уж затем попадают на счет финансового результата 90. В налоговом учете аналогичной двухступенчатой процедуры нет, и эти затраты попадают на счета налогового учета сразу. Вследствие такой примитивизации налогового учета по сравнению с бухгалтерским, возникают проблемы определения долей затрат, приходящихся на незавершенное производство и на непроданные остатки товаров или готовой продукции. Впрочем, для затрат, отнесенных к категории «косвенных», выделение этих долей не требуется. Можно спорить о том, правильно ли считать все затраты, накапливаемые на счете 44 косвенными в целях налогового учета. В предлагаемой базовой настройке они считаются таковыми, и при начислении зарплаты делаются проводки в дебет налогового счета Н902-243 «Прочие расходы по оплате труда». Для учета затрат на ЕСН, используются субсчета счета Н902-0605 «Суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законами РФ, кроме статьи 270 НК», а для сборов «по травматизму» - счет Н902-0604 «Расходы на добровольное и обязательное страхование, относящиеся к расходам текущего периода».

Проводки по социальному налогу формируются на основании данных по расчету ЕСН в лицевых счетах. Поэтому нередко возникает вопрос о необходимости обосновать проводки списками сотрудников с рассчитанными суммами составляющих ЕСН. Довольно много форм такого рода списков можно сформировать в п. «Выходные формы» - «Справки по шаблонам» - «Групповые справки». Однако, особенно в тех случаях, когда на счетах затрат ведется аналитический учет, эта задача может быть достаточно непростой. На взгляд автора, оптимальную систему документов для контроля правильности начисления и отнесения затрат по соцналогу, еще только предстоит разработать в теории бухгалтерского учета [4].

Теперь остается подготовить пакет документов, с которыми кассир отправится в банк для получения наличных на зарплату. Прежде всего, это денежный чек из чековой книжки. Он готовится вручную, без участия компьютерной системы. Кроме чека, следует подготовить восемь платежных поручений на уплату подоходного налога, взносов по травматизму, составляющих социального налога. Эти платежные поручения готовятся в п. «Хозяйственные операции» - «Платежи в фонды». На экране появляется список всех восьми платежей. Эти платежи отмечаются и рассчитываются нажатием F10. Повторная отметка и нажатие F5 переносят сформированные платежные поручения в реестр платежных поручений модуля «Расчетные и валютные счета».

Остается перенести платежную ведомость в АРМ «Касса», и работу в модуле «Учет заработной платы» можно считать законченной. Несколько операций придется еще сделать в модуле «Расчетные и валютные счета». Платежные поручения, подготовленные в модуле «Зарплата», датируются, как и проводки, последним днем месяца. Поэтому в восьми черновиках платежных поручений придется проставить дату, соответствующую реальному дню, когда они будут сданы в банк. Кроме того, придется поправить еще три поля. В поле «Вид платежа» большинство банков требует ставить значение «электронно», в поле «Вид оп.» значение «01», а в поле «Очер.плат.» для платежных поручений на уплату налогов значение «3». Семь сформированных платежных поручений имеют в реестре отметку «Н». Это означает платежные поручения на перечисление налогов. Они отличаются от обычных дополнительной информацией, которая может быть введена в форму ввода платежного поручения нажатием комбинации клавиш Alt-N. Все эти поля в модуле «Зарплата» заполняются автоматически. Взносы в ФСС по травматизму, хотя по существу и являются налогом, требуют оформлять обычным платежным поручением. Исправленные платежные поручения следует распечатать (F12) в двух экземплярах, оформить и сдать в банк. На этом этап подготовки документов для получения наличных заканчивается. Будем считать, что в банке берется точная сумма наличных, которые потребуются для выплаты зарплаты – 32190 руб.

После фактического получения денег в банке работа проходит уже в модуле «Касса. Подотчетные лица». Как всегда, при первом входе в модуль необходимо выполнить некоторые предварительные настройки в п. «Настройка, справочники». Для АРМ «Касса» таких настроек совсем немного. Нужно выбрать п. «Настройка счетов подсистемы» - «Касса», и добавить в перечень счета кассы, с указанием табельного номера кассира. Для большинства предприятий касса одна и счет один, 50. Затем следует указать счет расчетов с подотчетными лицами в п. «Настройка счетов подсистемы» - «Подотчетные лица», и, ели предполагается использовать процедуру депонирования зарплаты, один из субсчетов счета 76, который будет предназначен для этих целей. В базе B0.rar эти счета указаны, во вновь создаваемых базах – нет.

Теперь можно приступать к формированию первого кассового документа – приходного ордера на 32190 руб. Приходные и расходные кассовые ордера хранятся в одном реестре, который открывается при выборе п. «Кассовые документы». У кассовых документов, в отличие, например, от накладных, может быть два статуса – «черновик» и «оплачен». Статус меняется автоматически, когда по кассовому документу сделаны проводки. Чаще всего проводки делаются сразу после формирования документа, но на некоторых предприятиях используются технологии, когда кассовые документы заготавливаются заранее, а проводки делаются после фактической выплаты или получения наличных денег.

При создании нового кассового документа на экране появляется форма ввода, несколько напоминающая бланки этих документов. В поле «Вид документа» следует выбрать одно из двух возможных значений, «Приходный ордер» или «Расходный ордер». В поле «Номер док-та» появляется следующий по порядку номер. Нумерация ведется отдельно для приходных и расходных ордеров, номер можно изменить. «Дата операции» содержит текущую дату, ее также можно изменить. Следующее поле - «Корресп. счет», может быть заполнено двумя способами. Непосредственным указанием счета из справочника (F2), или с использованием типовой операции (F3). Среди типовых операций есть подходящая для нашего случая, «Внесены в кассу наличные деньги по чеку» с корреспонденцией ДТ50 КТ51. Сумма документа указывается вручную. Поле «Получено от» заполняется из справочника сотрудников, в нашем случае следует выбрать фамилию бухгалтера. Основание документа можно дополнить номером чека на получение наличных из чековой книжки, поле «Приложение» чаще всего оставляется незаполненным. Приходный кассовый ордер распечатывается (F12) и клавишей Tab формируются предусмотренные типовой операцией проводки.

Физическая выплата зарплаты производится без использования компьютерной системы, когда сотрудники расписываются за полученные суммы в заранее подготовленном бланке платежной ведомости. Когда процедура выплаты закончена, ведомость закрывается. Этот процесс сопровождается появлением на ведомости подписей директора и бухгалтера. Закрытая ведомость вновь обрабатывается в модуле «Касса» в п. меню «Платежные ведомости».

В реестре платежных ведомостей в нашем случае присутствует переданная из модуля «Учет зарплаты» ведомость, которая пока имеет статус «черновик». Ведомость следует открыть и перейти в окно со списком сотрудников. В этом окне уже указано, что все сотрудники зарплату получили, поэтому в нашем случае ничего менять не нужно. Нужно только сформировать расходный кассовый ордер на сумму, выплаченную по ведомости и на имя кассира, который выдавал зарплату. Этот расходный ордер формируется автоматически, нажатием комбинации клавиш Alt-F10.

Форма ввода расходного ордера та же, что и для приходного. Дата расходного документа в нашем случае должна быть той же, что и у ведомости. Использование в поле «Корресп. счет» типовой операции «Выплачена заработная плата» обеспечит нужную корреспонденцию счетов в проводке, ДТ70 КТ50. В поле «Кому выдано» выбирается фамилия кассира, в нашем случае все того же главного и единственного бухгалтера. Клавишами F12 и Tab расходный ордер распечатывается и по нему формируются проводки. После создания расходного кассового ордера ведомость получает статус «в учете» и становится недоступной для корректировки.

По окончании кассовых операций следует напечатать вкладной лист кассовой книги. Этот документ рассматривается в системе БЭСТ-4+ как один из многих возможных документов отчетности. Трудно сказать, насколько оптимальным является этот подход. В ряде других систем автоматизации бухгалтерского учета кассовая книга рассматривается как реестр первичных документов, аналогичный, например, реестру банковских выписок. Думается, что оба подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны. Для формирования вкладного листа кассовой книги следует выбрать пункты «Формирование отчетов» - «Специальные кассовые отчеты» - «Кассовая книга за период», и задать параметры формирования вкладного листа. Даты начала и конца периода выбираются одинаковыми, равными дате выдачи зарплаты в нашем примере, а номер листа задается вручную.

Через какое-то время после дня выплаты зарплаты бухгалтер снова наведается в банк и получит банковскую выписку за этот день. На этот раз в банковской выписке будет, по крайней мере, девять записей. Во-первых, будет присутствовать запись о снятии наличных в сумме 32190 руб. расчетного счета. Эта строка банковской выписки соответствует кредитовому обороту, который был инициирован денежным чеком, поэтому в поле «Документ» следует выбрать «д/ч». В поле «Корресп. счет» естественно поставить счет кассы. Что писать в поле «Партнер», в общем-то, неважно. В учете своего предприятия автор предпочитает писать «Наличные», а в поле «Основание» - «Зарплата». Сумма указывается в соответствии с тем, что было получено фактически. В системах БЭСТ реализовано правило, согласно которому, если документом, вызвавшим движение средств на расчетном счете является денежный чек или объявление на взнос наличными, проводки по строке банковской выписки не формируются. В противном случае проводки ДТ50 КТ51 делались бы дважды, при обработке банковской выписки и при формировании приходного кассового ордера. То, что эти проводки делаются именно в АРМ «Касса» разумно, т.к. степень контроля кассовых операций обычно выше, чем операций банковских, и лучше, чтобы именно в кассе суммы проводок и суммы первичных документов совпадали.

Остальные восемь строк банковской выписки соответствуют кредитовому обороту по платежным поручениям на уплату подоходного налога, взносов по травматизму, и шести составляющих социального налога. Для каждого из этих платежей существует типовая операция с соответствующими корреспонденциями счетов; впрочем, необходимы они только совсем уж начинающему бухгалтеру, счета уплаты налогов, связанных с зарплатой, обычно быстро запоминаются.

 

9.6. Завершение налогового периода.

 

На этом квартальная деятельность нашего малого предприятия закончена. Остается сформировать проводки, завершающие квартальный период. Они были подробно разобраны при обсуждении модели хозяйственной деятельности. В нашем случае таких проводок будет четыре. Это последовательное закрытие сначала счета 44, затем счета 90, и начисление двух составляющих налога на прибыль, в федеральный и в региональный бюджеты.

В ряде программ автоматизации бухгалтерского учета эти проводки делаются автоматически. Конечно, не представляет труда сделать такую автоматизацию и в системах БЭСТ. Например, это можно сделать, используя механизм, называемый в программе групповыми операциями. Групповые операции могут формировать наборы проводок, часто многочисленных, с помощью простого языка программирования, встроенного в систему. Наверное, не совсем правильно все же называть операторы этого языка ориентированными на бухгалтера, но за многие годы обучения и внедрения систем БЭСТ приходилось сталкиваться с достаточно большим количеством бухгалтеров и студентов, которые с успехом решали на этом языке свои задачи. Во всяком случае, интуитивно ясные бухгалтеру понятия в этом языке присутствуют, и подправляют программу формирования группы проводок «под себя» многие бухгалтеры. В базе данных B0 присутствует групповая операция «Закрытие квартала», которая формирует упомянутые четыре проводки автоматически. Из любопытства можно, не изучая конструкции языка по описанию программы, расположенному в папке DOC, выбрать в «АРМ главного бухгалтера» пункт «Формирование справочников» - «Групповые операции», и взглянуть на текст программы. Скорее всего, даже начинающему специалисту, действия, заложенные в программу, станут понятными более, чем наполовину. Запускается групповая операция непосредственно из книги хозяйственных операций нажатием Alt-F4.

Однако большинство главных бухгалтеров предпочитают эти проводки делать вручную, на основании заранее распечатанного главного документа бухгалтерского учета – оборотно-сальдового баланса. Часто он называется также оборотно-сальдовой ведомостью по всем счетам. Формируется оборотно-сальдовый баланс в модуле «АРМ главного бухгалтера», п. «Общесистемная отчетность» - «Синтетические отчеты» - «Оборотно-сальдовый баланс». В параметрах формирования этого документа имеет смысл в поле «Показ итогов по счетам» поставить «Да», чтобы иметь возможность видеть суммарное сальдо по счетам, имеющим субсчета. Даты начала и конца периода выбираются обычно совпадающими с началом и концом отчетного квартала.

Строки этого документа соответствуют синтетическим счетам и субсчетам, а столбцы содержат: номер счета, его название, сальдо на начало периода, дебетовый и кредитовый обороты без расшифровки по корреспондирующим счетам, сальдо на конец периода. Многие главные бухгалтеры больше любят главную книгу или шахматную ведомость. Думаю, это связано просто с тем, что для создания оборотно-сальдового баланса в ручном учете требуется довольно значительная работа. Неоднократно приходилось наблюдать, как главный бухгалтер, перешедший на автоматизированную систему, все чаще начинает использовать оборотно-сальдовый баланс, и все реже – шахматку.

В оборотно-сальдовом балансе можно определить сумму проводки с корреспонденцией ДТ902 КГ44, закрывающей счет 44. Она равна в нашем случае дебетовому сальдо, накопленному на этом счете. Проводка делается непосредственно в книге хозяйственных операций, дата проводки – последний день квартала. В результате, сальдо на счете 902, а значит, и общее сальдо счета 90 изменится. Результат можно увидеть, если сформировать оборотно-сальдовый баланс заново. На величину итогового кредитового сальдо по счету 90 следует сделать проводку ДТ909 КТ99.

Осталось начислить налог на прибыль. Сумма налога должна определяться на основе проводок налогового учета. Тем не менее, если, как в нашем случае, данные бухгалтерского и налогового учета дают один и тот же результат, можно рассчитать налогооблагаемую базу налога на прибыль и по данным бухгалтерского учета. Для этих целей понадобится оборотно-сальдовый баланс с начала года по конец отчетного квартала, так как налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала года. В этом документе нам понадобятся три строки. В строке, соответствующей счету 99, следует взять кредитовый оборот по счету с начала года – это балансовая прибыль. Налог на прибыль делится на две части, предназначенные для уплаты в федеральный (6,5%) и территориальный (17,5%) бюджеты. Фактически это два отдельных налога, уплачиваемых отдельными платежными поручениями. Суммы этих налогов, начисленные с начала года, определяются как соответствующий процент от налогооблагаемой базы, которой в данном случае является балансовая прибыль. Теперь из полученных сумм следует вычесть суммы налога, начисленные с начала года. Им будет соответствовать кредитовый оборот по счетам 68021 и 68022. Полученные суммы и используются в двух проводках ДТ992 КТ68021 и ДТ992 КТ68022.

После выполнения завершающих проводок желательно еще раз подготовить оборотно-сальдовый баланс за отчетный квартал или с начала года, и внимательно проанализировать его перед составлением отчетной документации.

Каждая строка оборотно-сальдового баланса анализируется исходя из главного и простого критерия. Она должна быть понятна главному бухгалтеру, порождать какие-то воспоминания о прошедших событиях хозяйственной жизни. Например, если в торговом предприятии счет 20 не используется, а обороты по этому счету в документе присутствуют, это непонятно, а значит, является сигналом к тому, чтобы проводки по этому счету проанализировать более глубоко. Очень хорошо контролируется в оборотно-сальдовом балансе начисление и уплата налогов.

Второй критерий, который обычно используется при анализе этого документа, состоит в диагностике тех причин, по которым могут не сойтись чисто формально актив и пассив бухгалтерского баланса. Если бы в актив бухгалтерского баланса входили дебетовые сальдо всех счетов, присутствующих в оборотно-сальдовом балансе, а в пассив – соответственно, все кредитовые сальдо, бухгалтерский баланс сходился бы автоматически всегда, когда не нарушен принцип двойной записи. Однако в актив не входят возможные кредитовые сальдо на активных счетах, а в пассив - дебетовые сальдо на счетах пассивных.

Таким образом, первая причина, по которой актив бухгалтерского баланса может не сойтись с пассивом – это наличие на активных счетах кредитового сальдо, а на пассивных – дебетового. Конечно, кредитовое сальдо на счетах кассы или расчетного счета приходится встречать только в студенческой аудитории. Но кредитовое сальдо на счетах складского учета встречать приходилось. И на счете 19 бывает…

Далее, кроме активных, пассивных, и активно-пассивных счетов, имеются и счета, которые не входят ни в актив, ни в пассив бухгалтерского баланса. Общепринятого названия у них, кажется, нет, но достаточно распространенным является название «результирующие счета». Естественно, что если на этих счетах есть ненулевое сальдо, которое образовалось в результате проводок с участием счетов, не являющихся результирующими, вклад этих проводок в активе баланса будет отражен, а в пассиве – нет. Или наоборот.

Поэтому второй причиной несовпадения актива и пассива является наличие ненулевого сальдо на результирующих счетах. Основные результирующие счета – 90 и 91. Поэтому на занятиях со студентами мы обычно всегда меняем дату проводки, закрывающей счет 90, чтобы сальдо на конец периода стало ненулевым, и убеждаемся, что актив с пассивом разошлись именно на величину этого сальдо

Третья причина расхождения – нарушение принципа двойной записи. В современных системах автоматизации бухгалтерского учета возможность такого нарушения блокируется практически всегда. Тем не менее, в оборотно-сальдовом балансе это легко проверить. Должны быть равны итоговые суммы дебетового и кредитового оборота по всем счетам, и естественно, итоги дебетовых и кредитовых сальдо на начало периода.

Четвертая причина специфична для автоматизированных систем, и состоит в некорректности настройки алгоритма формирования бухгалтерского баланса. Например, если при настройке плана счетов завели новый активный счет, а добавить его дебетовое сальдо в какую-либо строчку баланса забыли, актив будет на величину этого сальдо меньше пассива. Пожалуй, это возможно и при ручном учете. Диагностируется эта причина также с помощью оборотно-сальдового баланса.

Можно, для полноты картины, выделить и пятую причину, по которым актив может не совпасть с пассивом. Это арифметические ошибки в подсчете оборотов по счетам и сальдо. В автоматизированных системах практически не встречается.

Очень полезно бывает сравнить с оборотно-сальдовым балансом сводные данные по налоговому учету. Для этих целей можно использовать, например, синтетическую справку по счетам Н901 и Н902.



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Начисление и выплата зарплаты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начисление и выплата зарплаты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)