Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Документация, необходимая для экскурсионной темы



2020-02-04 371 Обсуждений (0)
Документация, необходимая для экскурсионной темы 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Название документа Содержание документа
11 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
22 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
33 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для индивидуальных текстов
44 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий. Содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы

 

­ Конец страницы 146 ­

¯ Начало страницы 147 ¯

Окончание табл. 8.1

№ п/п Название документа Содержание документа
55 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
66 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
77 Методическая разработка на тему Рекомендации по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
88 Материалы экскурсии Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений
99 Список экскурсоводов, которые допущены к проведению экскурсии по теме Этот список пополняется по мере допуска к проведению экскурсии новых экскурсоводов

 

8.5. Основные методические приемы ведения экскурсии: показ и рассказ

 

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами, одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме

­ Конец страницы 147 ­

¯ Начало страницы 148 ¯

и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий - в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в характере демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объеме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта.

Показ объектов является действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

• самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

• ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;

• показа под руководством экскурсовода (с применением определенных методических приемов показа).

Условия для показа:

• правильно выбранные точки показа;

• время, сезон, более выгодные для показа;

• возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

• возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приема при показе объекта с разных точек обзора;

• умения и навыки экскурсовода;

• подготовленность экскурсантов к наблюдению объекта.

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию -слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить ор-

­ Конец страницы 148 ­

¯ Начало страницы 149 ¯

ганическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.

Рассказ- условно принятое в экскурсионной деятельности название устной речи экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе (например: объект - историческое событие, с которым он связан; характеристика и анализ объекта; деятельность конкретных исторических лиц).

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи:

1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

2) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога.

В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Экскурсия - та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и о событиях, с ними связанных.

Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приемы показа и рассказа.

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

8.6. Техника ведения экскурсии

 

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ве-

­ Конец страницы 149 ­

¯ Начало страницы 150 ¯

дения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомство экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство); использование экскурсоводом микрофона; соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится де-сять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как привлечь их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

У каждой темы - свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступлении, пояснив значение таких выходов, необходимо заинтересовать экскурсантов экзотичностью, необычностью объекта.

­ Конец страницы 150 ­

¯ Начало страницы 151 ¯

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе «Организованные указания методической разработки». Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременномрасположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные — позади. Важно, чтобы

­ Конец страницы 151 ­

¯ Начало страницы 152 ¯

группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5—7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась ее целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением группы на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например подъем в гору, неблагоустроенность дороги и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

­ Конец страницы 152 ­

¯ Начало страницы 153 ¯

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему объекту и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках (дома, у конкретного объекта). Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж - затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все липшее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия

­ Конец страницы 153 ­

¯ Начало страницы 154 ¯

объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы:

1) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты;

2) вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод;

3) риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов;

4) вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме.

Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий, и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно — иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами: не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

1) смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами, а также для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для само-

­ Конец страницы 154 ­

¯ Начало страницы 155 ¯

стоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;

2) дать кратковременный отдых экскурсантам. Эта задача не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы — свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеют отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев Гражданской войны, Великой Отечест-

­ Конец страницы 155 ­

¯ Начало страницы 156 ¯

венной (1941-1945) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем этом сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не будут созданы условия для наблюдения объектов.

Контрольные вопросы

1. Экскурсия и ее значение в туризме.

2. Понятие функции. Функции экскурсии.

3. Признаки экскурсии. Специфические признаки экскурсии.

4. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?

5. Как классифицируются экскурсии по содержанию?

6. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?

7. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?

8. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?

9. Что такое искусствоведческая экскурсия?

10. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?

11. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.

12. Какова классификация экскурсий по составу участников?

13. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?

14. В чем значение классификации экскурсий?

15. Назовите структурные компоненты экскурсии. Определите роль каждого компонента.

16. Поясните, почему работа экскурсовода взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами.

17. Структура экскурсии.

18. Как взаимосвязаны тема, цель, название экскурсии?

19. Что такое композиция и композиционный центр в экскурсии? Приведите их примеры в обзорной и тематической экскурсиях.

­ Конец страницы 156 ­

¯ Начало страницы 157 ¯

20. Придумайте сюжетный ход экскурсии со всеми необходимыми структурными элементами, опираясь на знакомые вам объекты.

21. Назовите цели, стоящие перед менеджером и экскурсоводами при создании нового экскурсионного продукта.

22. Каковы основные этапы подготовки экскурсии?

23. Кому поручается подготовка новой экскурсии?

24. Назовите перечень основных документов, необходимых для проведения экскурсии.

25. Показ - основной элемент экскурсии. Сущность показа.

26. Условия при показе.

27. Варианты взаимодействия человека и объекта.

28. Экскурсовод -руководитель показа.

29. Сущность рассказа. Основные требования к рассказу.

30. Задачи рассказа на экскурсии.

31. Определение предмета в рассказе.

32. Трансформация рассказа в зрительные образы. Требования к рассказу на экскурсии.

33. Понятие «техника проведения экскурсий».

34. Организация работы экскурсовода с группой.

35. Темп передвижения группы, его значение.

36. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.

37. Установление необходимого порядка в группе.

38. Использование свободного времени в течение экскурсии.

39. Ответы на вопросы экскурсантов.

40. Техника использования наглядных пособий.

­ Конец страницы 157 ­

¯ Начало страницы 158 ¯

Глава 9

ТУРИЗМ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1. Природа и люди

Человечество, начиная с самых древних времен, на протяжении всего периода своего развития до становления современной цивилизации постоянно находится под воздействием окружающей среды. Влияние этих внешних условий и опасностей формировало и воспитывало человека, заставляло его бороться за свое выживание. Постепенно человек, преодолевая и побеждая внешние факторы, создавая орудия труда, новые материалы, развивая технику и технологии, уверовал в свои силы, объявил себя царем природы и стал нещадно эксплуатировать ее ресурсы, обеспечивая себе все более легкую, благоустроенную, сытую жизнь, безопасную, по его представлению.

Однако человек не заметил, как по мере прогресса человеческой цивилизации на планете Земля в определенный период между человеком и природой возникла роковая трещина, которая продолжает расширяться, приближая человечество к экологической катастрофе. На самом деле эта трещина, этот разрыв между человеком и природой находится не вне человека, а внутри его сознания и мироощущения. Чтобы сократить этот разрыв, человек должен в полном содействии и согласии с природой изменить систему потребностей, ценностей и установок личности и общества в целом.

Стратегия решения экологических проблем лежит в совершенствовании личности, гуманизации целей хозяйственной деятельности, ее ориентации на качество жизни и рациональное потребление, здоровье, комфортность в окружающей среде, культурно-интеллектуальный рост и благосостояние, так как ос-

­ Конец страницы 158 ­

¯ Начало страницы 159 ¯

новной причиной экологического неблагополучия людей, нарастающего экологического кризиса является сам человек, особенности психологии современного цивилизованного человека, ориентированного на сиюминутные результаты в стремлении к благополучию и не способного мыслить глобально, представлять себе отдаленные перспективы и последствия своих действий в отношениях с природой.

Безопасность жизни людей и последующих поколений в настоящее время определяется состоянием природы в большей степени, чем оборонной мощью страны. Разрушение природы происходит столь стремительно, что очевидцами этого являются уже люди одного поколения. Не так давно мы начали наконец осознавать, что человечество так же смертно, как и отдельный человек, который в своем стремлении лучше жить, больше потребляя, развивая технику и технологии, обособляя государства, способствует умиранию биосферы, завершению естественного цикла «рождение — развитие - старение — смерть».

Мир представляется разумному человеку теперь иным, чем раньше. Поэтому люди (из числа гуманитарно высокообразованных) стремятся лечить и сохранять природу на долгое время, стремятся к тому, чтобы последующие поколения существовали в устойчиво эволюционизирующей биосфере. Концепция устойчивого развития постепенно становится доминирующей стратегической линией как в политике многих развитых государств, так и в сознании и поведении прогрессивно мыслящих людей. Приходящее понимание невозможности традиционной ранее экспансии человека в природу с целью взять от нее все что можно, и любыми средствами, ставит природу в центр общественных отношений, побуждает людей к духовному пробуждению и изменению мировоззрения, к изменению политических и хозяйственных целей, к увеличению усилий по остановке разрушения природы и предупреждению этого разрушения.

Поскольку преодолеть кризисные экосистемные явления в одиночку (человеку, региону, стране и даже континенту) невозможно, необходима совместная воля всего живого к продолжению жизни, необходимы совместные усилия всех людей планеты Земля для достижения цели устойчивого развития. Необходимы: союз науки, власти и общественных интересов на основе духовности, общего понимания проблемы; подчинение политических и тактических интересов государственных деятелей стратегической линии; преодоление узкопрофессиональных ин-

­ Конец страницы 159 ­

¯ Начало страницы 160 ¯

тересов и их подчинение глобальным, общим. Необходим союз власти, капитала и народа для продолжения жизни людей в изменяющейся биосфере.

Таким образом, выход из возникшего кризиса во взаимоотношениях человека с природой требует целенаправленных усилий по преодолению государственной и человеческой разобщенности, политической и экономической слабости, незнания и неумения.

Помочь развитию экосистемного мышления, цивилизованного глобального мировоззрения, подготовить людей к совместным действиям по преодолению кризиса, снижению риска и тяжести последствий этого кризиса - задача экологического образования. Самым же действенным средством экологического образования является туризм. Путешествия, экскурсии, международные, межрегиональные, межрайонные контакты, живые впечатления от увиденного в мире (различные состояния природы в разных странах и регионах, различная государственная забота о природе, прогрессивное цивилизованное отношение простых людей к природе, стремление людей к путешествию на природу, в экологически чистые уголки планеты и т. д.) позволяют развивать глобальное экологическое биосистемное мировоззрение, сокращают путь от слова к делу, изменяют отношение человека к природе.

9.2. Экология человека

 

Взаимосвязь между личной судьбой, личной философией (мировоззрением) и глобальной экологической проблемой человечества осознается сегодня немногими. Если бы это было в массовом сознании людей, то привело бы к снятию экологической проблемы. Человек как личность формирует свой собственный образ жизни. Все события, которые происходят с ним, опосредуются через его личность, через его отношение к окружающему миру, его мировосприятие и мировоззрение. Эта личная жизненная философия в настоящее время не может уклоняться от видения глобальных проблем человечества, и прежде всего экологических.

Проблемы сохранения устойчивости биосферы, изменения структуры потребности людей и ориентации современной технологии в направлении экологических требований и ресурсосбережения являются ключевыми для снятия противоречий

­ Конец страницы 160 ­

¯ Начало страницы 161 ¯

в системе «человек-природа». Усиливающийся кризис окружающей среды и глобальная угроза будущему цивилизации объективно выдвигают экологическое просвещение и образование на приоритетное место в современных социальных устремлениях. Экологическое образование сейчас официально считается одним из ведущих направлений совершенствования образовательных систем, поскольку призвано сформировать экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде и здоровью, нацелить человека на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях «человек-природа».

Экологическое образование и просвещение должны подводить общество к экологизации всех видов деятельности, и прежде всего управленческой, технологической, предпринимательской. Но наиболее приоритетной проблемой в стратегии перехода на модель устойчивого экологобезопасного развития цивилизации следует все же считать формирование человека нового типа, готового и способного реализовать эти идеи и понимающего, что это необходимо для выживания человечества.

Экология - это наука о месте человека на Земле, о его роли и его деятельности. Экология человека - это наука, направленная на познание закономерностей взаимодействия человека с окружающим миром (прежде всего природными факторами, а также производственными, бытовыми и социальными). Познание и изучение этих взаимосвязей и взаимодействий должно способствовать улучшению качества среды обитания человека, оптимизации и рационализации процессов, происходящих внутри человеческих общностей.

Объектом изучения экологии человека является сложная система, включающая: общность людей и ее характеристики (попу-ляционное здоровье, демографическое поведение, экологическое сознание, уровень культуры и образования); окружающую среду - среду обитания человека (природу, хозяйство, население, социально-экономические условия). Экология человека -сложная, многоаспектная дисциплина, требующая знаний многих пограничных научных дисциплин: философии, истории, социологии, демографии, региональной экономики, этнографии, археологии, географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, биологии, медицины.

Основные научные положения экологии человека на современном этапе заключаются в следующем:

­ Конец страницы 161 ­

¯ Начало страницы 162 ¯

1. Человек и человечество находятся под воздействием факторов окружающей (внешней) среды, которые вызывают ответную реакцию.

2. Воздействие факторов окружающей среды на человека и человечество может быть как положительным, так и отрицательным.

3. Результат воздействия факторов внешней среды на здоровье человека, его психическое состояние, социальное положение, демографическое поведение и т. д. может сказаться как непосредственно и сразу после воздействия, так и через много лет (или много поколений).

4. Защита от некоторых факторов внешней среды (в виде одежды, жилища, транспорта, энергетики, связи), создание «брони цивилизации», искусственной среды обитания неизбежно приводят к появлению других негативных факторов, которые требуется устранять или снижать.

5. Технический прогресс, защищая людей от природных негативных воздействий и катаклизмов, ведет к росту числа негативных факторов воздействия на человека (техногенных факторов): загрязнение воздуха, воды, продуктов питания; влияние радиации, шума, вибрации электромагнитных полей.

6. Для выживания человека в изменяющихся условиях внешней среды необходима адаптация к этим условиям (биологическая и социальная адаптация).

7. Ресурсы планеты Земля, ее биосферы ограниченны и исчерпаемы, поэтому природопользование должно быть рациональным, разумным, а рост - демографический, социально-экономический - ограничен, т. е. новые технологии должны быть ресурсосберегающими, должны изыскиваться новые ресурсы питания, энергии и производства, разумно и добровольно стабилизироваться численность населения; страны должны отказаться со временем от «национального и экономического эгоизма», перераспределяя ресурсы в соответствии с численностью населения и выравнивая соотношение между богатыми и бедными странами, народами, людьми.

9.3. Особое место туризма по отношению к природе

 

Туризм занимает особое место в группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Это обусловлено рядом причин:

­ Конец страницы 162 ­

¯ Начало страницы 163 ¯

1. В



2020-02-04 371 Обсуждений (0)
Документация, необходимая для экскурсионной темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Документация, необходимая для экскурсионной темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)