Предпринимательский период (1890-1917 гг.)
Зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются общества туристской направленности: «Общество любителей естествознания» (ОЛЕ), «Крымский горный клуб», «Кавказский горный клуб», «Кружок любителей горного спорта и крымских гор», «Предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона» и др. В курортных местах Крыма и Кавказа за небольшую плату членам обществ и клубов стали предлагаться непродолжительные путешествия познавательного характера. Основатели обществ заложили прочный фундамент развития туризма в России. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта. Передвижение осуществлялось лошадьми, запряженными в телеги. Со временем телеги заменили линейками - повозками на рессорах, что создавало больше удобств. Когда появились пароходы, стали практиковаться путешествия по воде. В 1913 г. в круизах участвовало 10 млн пассажиров. В 1914 г. были построены два самых больших теплохода того времени - «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». В Крыму и на Кавказе Конец страницы 186 ¯ Начало страницы 187 ¯ сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Началось формирование туристского бизнеса, т. е. появление предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе, рестораны и специальные магазины. В Сочи был сооружен комплекс «Кавказская Ривьера», куда входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных городах России строились первоклассные гостиницы («Националь» и «Метрополь» - в Москве, «Европейская» и «Астория» - в Санкт-Петербурге). Этот период развития туризма в России также характерен становлением экскурсионного обслуживания. Широкую деятельность по развитию туризма осуществляло Российское общество туристов, образованное на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). ОВТ (другое название «Русский турингклуб») появилось в 1895 г. Сначала клуб был создан с целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии его деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма. Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный камень развития туризма в России». С 21 мая 1895 г. журнал стал официальным органом ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист». Общество велосипедистов-туристов имело устав, издавало путеводители, занималось разработкой карты дорог Российской империи, установлением связей с туристскими организациями в городах России и странах Европы. Руководство ОВТ заключало договоры с владельцами гостиниц, где члены общества могли останавливаться на льготных условиях. Была разработана специальная ведомость, в которой указывались полные адреса гостиниц, сведения о владельцах, информация о сдаваемых помещениях и ценах. К 1900 г. было учреждено 14 комитетов ОВТ по России, открыты представительства в 135 русских городах, а также за границей: в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Гарлеме, Милане, Мюнхене и Париже. Были заключены дружеские договоры с 12 заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. С гостиницами и ресторанами этих стран также заключались договоры на льготное обслуживание. В начале XX в. число россиян, выезжавших за границу с туристскими целями, ежегодно возрастало до начала первой мировой войны. Конец страницы 187 ¯ Начало страницы 188 ¯ Весной 1900 г. на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. В 1901 г. на базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены общества прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком, но и на велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных заплывах. Было совершено даже первое кругосветное путешествие на велосипеде Анисимом Панкратовым. Оно длилось с 30 декабря 1911 г. по 28 июня 1913 г. Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной направленностью, а с другой, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики только начинал формироваться и носил в основном либо элитный характер, либо просветительско-пропагандистский. Главной целью туризма было просвещение широких масс российского населения с помощью экскурсий и путешествий. Наряду с этим формируется база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Этот период охватывает и 1922-1928 гг., когда в Советской России была введена новая экономическая политика - нэп. В это время создаются организации коммерческого характера, предлагающие для платежеспособного населения Москвы, Петербурга и других крупных городов России путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе. В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество «Советский турист» (ГАО «Совтур»), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам. Короткий период предпринимательства характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. Отличительными чертами предпринимательского периода в развитии российского туризма можно считать начало формирования рынка туристских услуг и элитность их потребления. Предпринимательский период характеризуется следующими тенденциями: • создается туристская инфраструктура: рестораны, гостиницы, транспортная сеть; Конец страницы 188 ¯ Начало страницы 189 ¯ • формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента: элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции; • появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Организационно-централизованный период (1930—1970-е гг.) В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. человек. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получили пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам Гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград. В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»). В ведении общества находилось 17 отелей в разных городах страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов. К началу 30-х гг. экскурсионный и спортивный туризм становится массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. Конец страницы 189 ¯ Начало страницы 190 ¯ Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. В 1939 г. создаются добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. В 1940 г. вводятся туристские звания, за особые заслуги туристы награждаются значком «Турист СССР». К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В период Великой Отечественной войны деятельность ТЭУ ВЦСПС была приостановлена и возобновлена только в 1945 г. В 1956 г. число туристских баз достигло 109, всего было обслужено 179,3 тыс. туристов и 2,4 млн экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн руб. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период 1960-70-х гг. в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4 % граждан СССР. В 1960 г. создается Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Оба Совета руководили республиканскими, краевыми и областными советами. Основные черты организационно-централизованного периода: • развитие социального туризма; • создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); • развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма; • лимитирование внешнего (выездного) туризма. Конец страницы 190 ¯ Начало страницы 191 ¯ Административно-нормативный период (1970-1990-е гг.) Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю. Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР. В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900) и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-1980 гг. Основные черты административно-нормативного периода: • развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования; • расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток); • концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах; • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); • формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма; Конец страницы 191 ¯ Начало страницы 192 ¯ • создание научной основы изучения туризма; • рост показателей иностранного туризма. Переходный период (с 1990 г.) Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности. Для переходного периода характерны следующие тенденции: • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); • формирование туристского рынка на основе новых законов; • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений; • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д.): • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
10.2. Современное состояние российского туристского рынка
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса: 1) распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий, бюро путешествий и экскурсий); 2) создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами; 3) модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. Конец страницы 192 ¯ Начало страницы 193 ¯ На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт, к тому же выездные туры были доступны по цене. В свою очередь, некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов. Например, безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Болгария, Венгрия, Чехия и др.), упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании. Некоторые страны (Франция, Испания) разработали экономичные туры специально для российских туристов. В среднем число путешествий с туристскими, деловыми и частными целями в страны дальнего зарубежья за период с 1991 по 1998 г. возросло на 7,5 % (рис. 10.1). Такая ситуация стала причиной все увеличивающегося числа иностранных фирм, работающих на российском туристском рынке. Только в Москве и Санкт-Петербурге свыше 30 % туристских фирм были связаны с иностранным капиталом. Сложившееся соотношение отечественных и зарубежных турфирм, работающих на отечественном рынке туризма, было невыгодно для экономики России. Рис. 10.1. Динамика выездного туризма
На протяжении восьми лет (1991-1999 гг.) на туристском рынке России был представлен в основном иностранный туристский продукт. Большим спросом пользовались шоп-туры, ту- Конец страницы 193 ¯ Начало страницы 194 ¯ ры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, Объединенных Арабских Эмиратах. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: • упрощением порядка выезда; • расширением внешних деловых контактов; • увеличением числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; • новизной иностранного продукта для российского потребителя; • доступностью цен на выездные туры; • большей конкурентоспособностью иностранного туристского продукта. Конкурентоспособность иностранного турпродукта складывается из следующих составляющих: • лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом; • комфортабельный транспорт, используемый в турах и транстурах; • большие возможности иностранных фирм в продвижении турпродукта по сравнению с российскими фирмами. В последние шесть лет выездной туризм стабилизировался и составляет приблизительно 1,42 % от общего мирового потока (табл. 10.1). Таблица 10.1 Динамика выездного туризма по странам дальнего зарубежья с 1993 по 1998 г.1
____________ 1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. -М., 1999.
В 1999 г. количество туристских поездок в страны дальнего зарубежья уменьшилось на 20,7 % и составило 2800 тыс., соответственно увеличилось в 2,9 раза посещение стран СНГ. Характер выездных туров за время становления туристского рынка России претерпел значительные изменения: уменьшилась доля шоп-туризма, ограничилось количество стран, посещаемых с этой целью; наиболее перспективным стал выездной поток с целью отдыха и удовлетворения познавательного интереса. Конец страницы 194 ¯ Начало страницы 195 ¯ Место и роль России на мировом туристском рынке, несмотря на колоссальный туристский потенциал, пока незначительны. Так, в 1995 г. Россия занимала лишь 24-е место по числу посетивших ее туристов. Тем не менее международный туризм является одной из динамично развивающихся отраслей российской экономики. Если в 1995 г. на долю России приходилось всего 0,1 % общемировых доходов от иностранного туризма, то в 1997 г. - 1,6%. В 1998 г. по въездному туризму Россия, с учетом посетивших ее туристов из стран СНГ, находилась уже на 13-м месте в мире. В табл. 10.2 приведены данные по выездному туризму за период с 1993 по 1998 г. Таблица 10.2 Динамика въездного туризма из стран дальнего зарубежья (без учета стран СНГ)1
____________ 1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 1999.
Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Выезд граждан в летний сезон 1999 г. снизился по сравнению с прошлым годом на 30-50 %. В то же время многие фирмы переключились на разработку туристского продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты спроса на внутренний и въездной туризм. Так, в 1999 г. из стран дальнего зарубежья прибыло на 1,1 % туристов больше, чем в 1998 г., что составило 2800 тыс.; из стран ближнего зарубежья - на 15,7 % (1135,4 тыс. чел.). Соответственно посещение стран СНГ с туристскими целями увеличилось в 2,9 раза и составило 228,7 тыс. чел. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Объем спроса на эти направления в летний сезон 1999 г. превысил показатели предыдущего года на 40-50 %. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и т. п.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах Рос- Конец страницы 195 ¯ Начало страницы 196 ¯ сии («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Карелия). Наряду с ними разрабатывались и внедрялись более дорогие и элитарные виды - экологические и сафари-туры на базе богатых рекреационных ресурсов Смоленской, Калининградской областей, Карелии, прибрежных районов Балтийского и Белого морей. Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. При разработке оригинальных туров стали чаще ис-пользовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства. Приоритетные виды выездного туризма, используемые российскими гражданами: познавательный, развлекательный, молодежный, горнолыжный, образовательный, деловой, отдых, лечение, оздоровление, шопинг. Приоритетные виды внутреннего туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные виды въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туризм (рыбалка, охота), морские круизы на Дальнем Востоке, фольклорный, приключенческий, отдых. Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего российского туристского рынка: • нестабильность внутренней политики; • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, автодорожных и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка машин, мойка, ремонт); • несоответствие российской гостиничной базы мировым стандартам, в частности классности гостиниц и уровню сервиса в них; • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах. Не отрегулированы цены на гостинично-ресторанные услуги с учетом анализа зарубежного опыта; • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровнях; • несовершенство финансовой системы российского туризма: существующая система учета и контроля финансовых потоков не позволяет оценить доходы, получаемые от туристской Конец страницы 196 ¯ Начало страницы 197 ¯ деятельности на конкретной территории, следовательно, невозможно сделать четкий финансовый расчет для поддержки тур-бизнеса; • недостаточное проявление гостеприимства как основного потребительского свойства в обслуживании как иностранных, так и российских туристов работниками индустрии туризма; • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, создающая отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом (если гости из других стран); • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма; • неоправданные визовые ограничения для граждан из стран дальнего зарубежья. Контрольные вопросы 1. Как использовался туризм во 2-й половине XIX в. для просвещения россиян? 2. Какие виды туризма использовались в России на начальном этапе предпринимательства? 3. Перечислите предприятия туристского рынка, которые функционировали на начальном этапе предпринимательства. 4. Как назывались центральные туристские организации, ведавшие развитием туризма в период 1930—1970-х гг.? 5. Назовите основные черты организационно-централизованного периода. 6. Перечислите основные черты административно-нормативного периода. 7. Охарактеризуйте переходный период. 8. Поясните роль социального туризма на разных этапах развития российского туризма. 9. Почему в переходный период возрос спрос на зарубежные путешествия? 10. Перечислите причины стабильного успеха выездного туризма. 11. Перечислите наиболее популярные виды туризма на внутреннем, въездном и выездном российском туристском рынке. Конец страницы 197 ¯ Начало страницы 198 ¯ ЛИТЕРАТУРА Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998. Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 1992. Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 1999. - №11. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.; Афины: INFOGROUP, 1994. Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 1998. Менеджмент туризма: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Зорина. -М., І998. Пугиев В. Г. Профсоюзы и туризм: Доклады и выступления.-М.: Советский спорт, 1998. Рекомендации ВТО по созданию единой системы в статистике туризма//Мосинтур. - 1993.-№ 5 (7). Рекомендации по статистике туризма // 5 звезд. - 1996. - № 3. Осадин Б. Tourism Satellite Accounts, или Как измерять туризм//РТГ. - 1999.-№ 17. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 1999; 2000. Журнал «Туризм». - 1999. - № 10. Журнал «Туризм». - 1999. - № 11. Журнал «Туризм». - 2000.-№ 1. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -1999.-№1-12. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -2000. -№1. Российская туристская газета. - 1999, 2000 гг. Журнал «Проблемы прогнозирования». - 1999. - № 5. Туринфо. - Вып. 1995-2000 гг. Конец страницы 198 ¯ Начало страницы 199 ¯ ОГЛАВЛЕНИЕ
Конец страницы 199 ¯ Начало страницы 200 ¯
Конец страницы 200 ¯ Начало страницы 201 ¯ Учебное издание
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |