Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпринимательский период (1890-1917 гг.)



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Предпринимательский период (1890-1917 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются общества туристской направленности: «Общество любителей естествознания» (ОЛЕ), «Крымский горный клуб», «Кавказский горный клуб», «Кружок любителей горного спорта и крымских гор», «Предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона» и др. В курортных местах Крыма и Кавказа за небольшую плату членам обществ и клубов стали предлагаться непродолжительные путешествия познавательного характера. Основатели обществ заложили прочный фундамент развития туризма в России. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта. Передвижение осуществлялось лошадьми, запряженными в телеги. Со временем телеги заменили линейками - повозками на рессорах, что создавало больше удобств. Когда появились пароходы, стали практиковаться путешествия по воде. В 1913 г. в круизах участвовало 10 млн пассажиров. В 1914 г. были построены два самых больших теплохода того времени - «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». В Крыму и на Кавказе

­ Конец страницы 186 ­

¯ Начало страницы 187 ¯

сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Началось формирование туристского бизнеса, т. е. появление предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе, рестораны и специальные магазины. В Сочи был сооружен комплекс «Кавказская Ривьера», куда входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных городах России строились первоклассные гостиницы («Националь» и «Метрополь» - в Москве, «Европейская» и «Астория» - в Санкт-Петербурге). Этот период развития туризма в России также характерен становлением экскурсионного обслуживания.

Широкую деятельность по развитию туризма осуществляло Российское общество туристов, образованное на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). ОВТ (другое название «Русский турингклуб») появилось в 1895 г. Сначала клуб был создан с целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии его деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма. Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный камень развития туризма в России». С 21 мая 1895 г. журнал стал официальным органом ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист». Общество велосипедистов-туристов имело устав, издавало путеводители, занималось разработкой карты дорог Российской империи, установлением связей с туристскими организациями в городах России и странах Европы. Руководство ОВТ заключало договоры с владельцами гостиниц, где члены общества могли останавливаться на льготных условиях. Была разработана специальная ведомость, в которой указывались полные адреса гостиниц, сведения о владельцах, информация о сдаваемых помещениях и ценах. К 1900 г. было учреждено 14 комитетов ОВТ по России, открыты представительства в 135 русских городах, а также за границей: в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Гарлеме, Милане, Мюнхене и Париже. Были заключены дружеские договоры с 12 заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. С гостиницами и ресторанами этих стран также заключались договоры на льготное обслуживание. В начале XX в. число россиян, выезжавших за границу с туристскими целями, ежегодно возрастало до начала первой мировой войны.

­ Конец страницы 187 ­

¯ Начало страницы 188 ¯

Весной 1900 г. на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. В 1901 г. на базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены общества прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком, но и на велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных заплывах. Было совершено даже первое кругосветное путешествие на велосипеде Анисимом Панкратовым. Оно длилось с 30 декабря 1911 г. по 28 июня 1913 г.

Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной направленностью, а с другой, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики только начинал формироваться и носил в основном либо элитный характер, либо просветительско-пропагандистский. Главной целью туризма было просвещение широких масс российского населения с помощью экскурсий и путешествий. Наряду с этим формируется база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Этот период охватывает и 1922-1928 гг., когда в Советской России была введена новая экономическая политика - нэп. В это время создаются организации коммерческого характера, предлагающие для платежеспособного населения Москвы, Петербурга и других крупных городов России путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе. В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество «Советский турист» (ГАО «Совтур»), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам.

Короткий период предпринимательства характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. Отличительными чертами предпринимательского периода в развитии российского туризма можно считать начало формирования рынка туристских услуг и элитность их потребления.

Предпринимательский период характеризуется следующими тенденциями:

• создается туристская инфраструктура: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

­ Конец страницы 188 ­

¯ Начало страницы 189 ¯

• формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента: элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

• появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества.

Организационно-централизованный период (1930—1970-е гг.)

В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. человек. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получили пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам Гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград.

В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»). В ведении общества находилось 17 отелей в разных городах страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.

К началу 30-х гг. экскурсионный и спортивный туризм становится массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.

­ Конец страницы 189 ­

¯ Начало страницы 190 ¯

Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. В 1939 г. создаются добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. В 1940 г. вводятся туристские звания, за особые заслуги туристы награждаются значком «Турист СССР».

К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В период Великой Отечественной войны деятельность ТЭУ ВЦСПС была приостановлена и возобновлена только в 1945 г. В 1956 г. число туристских баз достигло 109, всего было обслужено 179,3 тыс. туристов и 2,4 млн экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн руб. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период 1960-70-х гг. в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4 % граждан СССР.

В 1960 г. создается Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Оба Совета руководили республиканскими, краевыми и областными советами.

Основные черты организационно-централизованного периода:

развитие социального туризма;

• создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

• развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма;

• лимитирование внешнего (выездного) туризма.

­ Конец страницы 190 ­

¯ Начало страницы 191 ¯

Административно-нормативный период (1970-1990-е гг.)

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.

Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.

В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900) и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-1980 гг.

Основные черты административно-нормативного периода:

• развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования;

• расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);

• концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах;

• распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

• формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;

­ Конец страницы 191 ­

¯ Начало страницы 192 ¯

• создание научной основы изучения туризма;

• рост показателей иностранного туризма.

Переходный период (с 1990 г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Для переходного периода характерны следующие тенденции:

• переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

• формирование туристского рынка на основе новых законов;

• использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;

• изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д.):

• невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

• возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

• рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

 

10.2. Современное состояние российского туристского рынка

 

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

1) распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий, бюро путешествий и экскурсий);

2) создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3) модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

­ Конец страницы 192 ­

¯ Начало страницы 193 ¯

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт, к тому же выездные туры были доступны по цене. В свою очередь, некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов. Например, безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Болгария, Венгрия, Чехия и др.), упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании. Некоторые страны (Франция, Испания) разработали экономичные туры специально для российских туристов. В среднем число путешествий с туристскими, деловыми и частными целями в страны дальнего зарубежья за период с 1991 по 1998 г. возросло на 7,5 % (рис. 10.1).

Такая ситуация стала причиной все увеличивающегося числа иностранных фирм, работающих на российском туристском рынке. Только в Москве и Санкт-Петербурге свыше 30 % туристских фирм были связаны с иностранным капиталом. Сложившееся соотношение отечественных и зарубежных турфирм, работающих на отечественном рынке туризма, было невыгодно для экономики России.

Рис. 10.1. Динамика выездного туризма

 

На протяжении восьми лет (1991-1999 гг.) на туристском рынке России был представлен в основном иностранный туристский продукт. Большим спросом пользовались шоп-туры, ту-

­ Конец страницы 193 ­

¯ Начало страницы 194 ¯

ры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, Объединенных Арабских Эмиратах.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

• упрощением порядка выезда;

• расширением внешних деловых контактов;

• увеличением числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

• новизной иностранного продукта для российского потребителя;

• доступностью цен на выездные туры;

• большей конкурентоспособностью иностранного туристского продукта.

Конкурентоспособность иностранного турпродукта складывается из следующих составляющих:

• лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом;

• комфортабельный транспорт, используемый в турах и транстурах;

• большие возможности иностранных фирм в продвижении турпродукта по сравнению с российскими фирмами.

В последние шесть лет выездной туризм стабилизировался и составляет приблизительно 1,42 % от общего мирового потока (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Динамика выездного туризма по странам дальнего зарубежья с 1993 по 1998 г.1

Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Тыс. чел. 1577 2522 2555 3422 4084 3251

____________

1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. -М., 1999.

 

В 1999 г. количество туристских поездок в страны дальнего зарубежья уменьшилось на 20,7 % и составило 2800 тыс., соответственно увеличилось в 2,9 раза посещение стран СНГ.

Характер выездных туров за время становления туристского рынка России претерпел значительные изменения: уменьшилась доля шоп-туризма, ограничилось количество стран, посещаемых с этой целью; наиболее перспективным стал выездной поток с целью отдыха и удовлетворения познавательного интереса.

­ Конец страницы 194 ­

¯ Начало страницы 195 ¯

Место и роль России на мировом туристском рынке, несмотря на колоссальный туристский потенциал, пока незначительны. Так, в 1995 г. Россия занимала лишь 24-е место по числу посетивших ее туристов. Тем не менее международный туризм является одной из динамично развивающихся отраслей российской экономики. Если в 1995 г. на долю России приходилось всего 0,1 % общемировых доходов от иностранного туризма, то в 1997 г. - 1,6%. В 1998 г. по въездному туризму Россия, с учетом посетивших ее туристов из стран СНГ, находилась уже на 13-м месте в мире. В табл. 10.2 приведены данные по выездному туризму за период с 1993 по 1998 г.

Таблица 10.2

Динамика въездного туризма из стран дальнего зарубежья (без учета стран СНГ)1

 

Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Тыс. чел. 1543 915 1787 1716 2290 1904

____________

1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 1999.

 

Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Выезд граждан в летний сезон 1999 г. снизился по сравнению с прошлым годом на 30-50 %. В то же время многие фирмы переключились на разработку туристского продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты спроса на внутренний и въездной туризм. Так, в 1999 г. из стран дальнего зарубежья прибыло на 1,1 % туристов больше, чем в 1998 г., что составило 2800 тыс.; из стран ближнего зарубежья - на 15,7 % (1135,4 тыс. чел.). Соответственно посещение стран СНГ с туристскими целями увеличилось в 2,9 раза и составило 228,7 тыс. чел.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Объем спроса на эти направления в летний сезон 1999 г. превысил показатели предыдущего года на 40-50 %. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и т. п.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах Рос-

­ Конец страницы 195 ­

¯ Начало страницы 196 ¯

сии («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Карелия). Наряду с ними разрабатывались и внедрялись более дорогие и элитарные виды - экологические и сафари-туры на базе богатых рекреационных ресурсов Смоленской, Калининградской областей, Карелии, прибрежных районов Балтийского и Белого морей.

Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. При разработке оригинальных туров стали чаще ис-пользовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства.

Приоритетные виды выездного туризма, используемые российскими гражданами: познавательный, развлекательный, молодежный, горнолыжный, образовательный, деловой, отдых, лечение, оздоровление, шопинг.

Приоритетные виды внутреннего туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные виды въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туризм (рыбалка, охота), морские круизы на Дальнем Востоке, фольклорный, приключенческий, отдых.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего российского туристского рынка:

• нестабильность внутренней политики;

• несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, автодорожных и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка машин, мойка, ремонт);

• несоответствие российской гостиничной базы мировым стандартам, в частности классности гостиниц и уровню сервиса в них;

• завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах. Не отрегулированы цены на гостинично-ресторанные услуги с учетом анализа зарубежного опыта;

• несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровнях;

• несовершенство финансовой системы российского туризма: существующая система учета и контроля финансовых потоков не позволяет оценить доходы, получаемые от туристской

­ Конец страницы 196 ­

¯ Начало страницы 197 ¯

деятельности на конкретной территории, следовательно, невозможно сделать четкий финансовый расчет для поддержки тур-бизнеса;

• недостаточное проявление гостеприимства как основного потребительского свойства в обслуживании как иностранных, так и российских туристов работниками индустрии туризма;

• недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, создающая отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом (если гости из других стран);

• отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма;

• неоправданные визовые ограничения для граждан из стран дальнего зарубежья.

Контрольные вопросы

1. Как использовался туризм во 2-й половине XIX в. для просвещения россиян?

2. Какие виды туризма использовались в России на начальном этапе предпринимательства?

3. Перечислите предприятия туристского рынка, которые функционировали на начальном этапе предпринимательства.

4. Как назывались центральные туристские организации, ведавшие развитием туризма в период 1930—1970-х гг.?

5. Назовите основные черты организационно-централизованного периода.

6. Перечислите основные черты административно-нормативного периода.

7. Охарактеризуйте переходный период.

8. Поясните роль социального туризма на разных этапах развития российского туризма.

9. Почему в переходный период возрос спрос на зарубежные путешествия?

10. Перечислите причины стабильного успеха выездного туризма.

11. Перечислите наиболее популярные виды туризма на внутреннем, въездном и выездном российском туристском рынке.

­ Конец страницы 197 ­

¯ Начало страницы 198 ¯

ЛИТЕРАТУРА

Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998.

Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 1992.

Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 1999. - №11.

Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.; Афины: INFOGROUP, 1994.

Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 1998.

Менеджмент туризма: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Зорина. -М., І998.

Пугиев В. Г. Профсоюзы и туризм: Доклады и выступления.-М.: Советский спорт, 1998.

Рекомендации ВТО по созданию единой системы в статистике туризма//Мосинтур. - 1993.-№ 5 (7).

Рекомендации по статистике туризма // 5 звезд. - 1996. - № 3.

Осадин Б. Tourism Satellite Accounts, или Как измерять туризм//РТГ. - 1999.-№ 17.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 1999; 2000.

Журнал «Туризм». - 1999. - № 10.

Журнал «Туризм». - 1999. - № 11.

Журнал «Туризм». - 2000.-№ 1.

Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -1999.-№1-12.

Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -2000. -№1.

Российская туристская газета. - 1999, 2000 гг.

Журнал «Проблемы прогнозирования». - 1999. - № 5.

Туринфо. - Вып. 1995-2000 гг.

­ Конец страницы 198 ­

¯ Начало страницы 199 ¯

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Содержание образования  
в лицее туристского профиля...................................................……………….. 3
Глава 1. Исторические этапы развития  
и современное состояние туризма ...........................................……………….. 8
1.1. Исторические аспекты развития мирового туризма .....….……………….. 8
1.2. Современное состояние мирового туризма .................…..………………. 15
1.3. Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли. …………………. 21
1.4. Прогнозы и перспективы развития мирового туризма..………………… 24
Глава 2. Значение туризма в жизни общества .....................……………….. 29
2.1. Экономическое значение туризма ................................…………………... 29
2.2. Социальное значение туризма.......................................…………………... 33
2.3. Гуманитарное значение туризма...................................…………………... 38
Глава 3. Туристская статистика..............................................……………….. 41
3.1. Понятие и цели туристской статистики.......................…………………… 41
3.2. Рекомендации ВТО по созданию единой системы  
в статистике туризма……………........................................................………… 43
Глава 4. Туристский рынок.....................................................……………….. 54
4.1. Понятие и схема туристского рынка.............................…………………... 54
4.2. Особенности туристского рынка ....……………….............................…… 57
4.3. Туристские потребности и туристский маркетинг……………….....…… 59
4.4. Дифференциация туристского рынка...........................…………………... 64
4.5. Структура международного туристского рынка.........…………………… 66
4.6. Виды предпринимательства в сфере туризма..............…………………... 73
Глава 5. Международные туристские организации  
и мероприятия.......................................................................………………..… 80
5.1. Виды международных туристских организаций  
и их характеристика .......................................................……………………….. 80
5.2. Цели и задачи международных  
туристских организаций ................................................……………………….. 82
5.3. Международные туристские мероприятия ..................…………………... 88

 

­ Конец страницы 199 ­

¯ Начало страницы 200 ¯

 

Глава 6. Агентско-операторские предприятия в туризме ……………….. 92
6.1. Основные понятия туризма-путешествий.................……………………. 92
6.2. Классификация туров и маршрутов..............................………………….. 96
6.3. Туристские фирмы турагенты и туроператоры......……………………. 101
6.4.Туристский продукт агентско-операторского  
предпринимательства...................................................……………………….. 104
6.5. Организация работы туристской фирмы....................…………………... 106
Глава 7. Индустрия размещения..........................................……………....…... 113
7.1. Классификация гостиниц и средств размещения......………………….... 113
7.2. Здания, сооружения и помещения в гостиничных предприятиях.......................................................... 116
7.3. Системы жизнеобеспечения гостиниц .......................…………………… 118
7.4. Технология гостиничного обслуживания..................……………………. 120
7.5. Основные типы туристских гостиниц. Функциональные требования..................... .................…………… ……………………… 121
7.6. Требования к обслуживающему персоналу...............…………………… 128
Глава 8. Основы экскурсионной деятельности .................……………….. 132
8.1. Понятие экскурсии. Ее функции и признаки.............…………………... 132
8.2. Классификация экскурсий...........................................…………………… 134
8.3. Тема и структура экскурсии........................................…………………… 139
8.4. Технология разработки экскурсии...............................………………….. 143
8.5. Основные методические приемы ведения экскурсии: показ и рассказ..............................................................………………………………… 146
8.6. Техника ведения экскурсии.........................................…………………... 148
Глава 9. Туризм и охрана окружающей среды...................……………….. 157
9.1. Природа и люди............................................................…………………… 157
9.2. Экология человека........................................................…………………... 159
9.3. Особое место туризма по отношению к природе......…………………... 161
9.4. Типы туристского природопользования....................…………………… 163
9.5. Взаимосвязь туризма и охраны природы...................…………………… 169
Глава 10. Развитие туризма в Российской Федерации.......………….…... 182
10.1. История российского туризма...................................…………………... 182
10.2. Современное состояние российского  
туристского рынка......................................................………………………… 191
Литература...............................................................................………………… 197

 

­ Конец страницы 200 ­

¯ Начало страницы 201 ¯

Учебное издание

 



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Предпринимательский период (1890-1917 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпринимательский период (1890-1917 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)