Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеалистическое понимание истории



2020-02-04 975 Обсуждений (0)
Идеалистическое понимание истории 0.00 из 5.00 0 оценок




принятые сокращения:

· Идеалистическое понимание истории - ИПИ.

· Материалистическое -//- - МПИ

Исторически ИПИ было первым, практически до середины 19 в. ему не было альтернативы - ранние попытки рассмотрения человека как материального успеха не имели (связано это с тем, что понятие материи раньше было неполным, и фактически происходила подмена всеобщего особенным. см. в лекциях по общей философии).

Основные положения ИПИ, аргументация

Идеализм, как мы должны помнить хотя бы до сдачи экзамена, имеет объективную и субъективную разновидности.

ОИ - предполагает мировое духовное начало. Общество развивается в соответствии с развитием мирового сознания (Шопенгауэр, Гегель).

СИ - первично сознание отдельного человека, и оно играет решающую роль в истории.

Человек начинает анализ истории с идей. Возникновение истории идёт таким образом: сначала возникают какие-то духовные принципы, идеи - а затем общество изменяется согласно им. Например, принцип "чести, верности и долга" даёт феодальный строй, а "свобода, равенство, братство" - капитализм.

Основные положения ИПИ:

· сознание определяет бытие (каков наш дух, таков и мир, который нас окружает)

· сознание определяет социально-экономический строй общества.

· решающая роль в истории принадлежит гениальной личности или мировому духовному началу.


Каковы же аргументы в защиту этого взгляда?

Наиболее общим является осознанная деятельность. В её основе лежит идеальный побудительный мотив, даже когда речь идёт о естественных потребностях человека.

Любые идеи должны пройти через сознание. Возникают они в политической сфере, а закрепляются - в правовой. Потому политика и право суть ведущие сферы жизни общества.

Обратимся к социологам-идеалистам: Сорокину и Веберу.

Питирим Сорокин

Идеи - определяющие в жизни людей. Любой идее нужна материальная оболочка. (например, реализация в кирпичной кладке стены идеи архитектора). Тогда идея становится сущностью материальных предметов.

Прямо из материи идею вывести нельзя. Например, можем ли мы вывести эстетическую функцию Венеры Милосской из куска мрамора? Или функции знамени, флага - из куска ткани?.

Материальные оболочки идей - предельно разнообразны. Например, православный храм имеет предметы культа - иконы и т.п. Попав в храм, несведущий человек, наблюдая за их применением, вполне может сделать выводы о существовании идеи, которая объединяет все эти предметы. Если часть предметов потеряется, то сама идея церкви не пострадает. Но только стоит внести довольно малые изменения в самой идее церкви (вспомним реформы патриарха Никона), как в ней сразу может произойти раскол.

Политический примерчик. Маркс пишет о коммунизме. Идея коммунизма должна пройти массу ступеней, прежде чем будет создано коммунистическое общество. Здесь ведущей, с точки зрения Сорокина, является именно идея.

Общество, по Сорокину, включает уровень культуры (идеи) и социальный уровень (люди). Подсистемой указанных уровней является наука, религия, искусство, этика. Этика, в свою очередь, разделяется на мораль и право, а право - на политику и экономику.

Все эти сферы выделяются в соответствии с ценностями: в науке - истина, в религии - добро, в искусстве - красота, в этика - справедливость. Взаимодействие подсистем-ценностей порождает определённые суперсистемы - чувственную и духовную.

Духовная суперсистема - общество, в котором люди объединены идеей божественного творения мира и человека. Главный объект воздействия - душа человека, а наука уходит на второй план. Для такого общества характерен альтруизм, прославление духовной красоты человека.


Чувственная суперсистема - люди объединяются идеей преобразования природы, которая выступает главным объектом воздействия. Наука здесь на первом плане. В этике преобладают отношения эгоизма, в искусстве - прославление чувственной и телесной красоты человека.

Перечислим этапы истории по Сорокину, развитие которой он рассматривал как процессы смены суперсистем.

· 8 - 6 вв. до н.э. - Духовная. Становление философии.

· 5 - 4 вв. до н.э. - Идеальная система. Гармоничное развитие и материальной, и духовной формы, духовная имеет определяющую роль.

· 3 в. до н.э. - 5 в. н.э. - Древний Рим. Чувственная система. Человек - в большей мере правовое существо, собственник.

· 5 - 12 вв. - Духовная, феодализм. Попытка человека построить жизнь только на религиозных началах.

· 13 - 14 вв. - Возрождение. Идеальная. Человек обращается к природе, равен Богу в деле творчества. Важна физическая составляющая.

· 14 - 20 в. - Человек, перестаравшись в деле преобразования природы, скатывается обратно к чувственной системе.

Макс Вебер

Больше упорствует над вторым положением ИПИ, пытается показать, что становление капитализма есть следствие протестантизма.

Дух капитализма. Капитализм - общество, основанное на деятельности крупных промышленных предприятий, владельцы которых стараются получить максимальную прибыль за счёт рациональной организации труда и дисциплины. В любую эпоху было стремление к максимизации прибыли, при этом, однако, капитализм вкладывает большую часть обратно в производство, и увеличивает таким образом его масштабы.

Путь протестантизма. Здесь Вебер опирается на Кальвина, выделяя в его учении следующие моменты:

· Бог создает мир и человека во славу себе.

· Создавая человека, он ещё до рождения определяет его предназначанеие - кто будет спасен после смерти, а кто нет.

· Человек не знает и не может узнать своего предназначения.

· Те, кто проклят богом и те, кто избраны, должны служить Богу, создавать рай на земле, трудиться во славу Богу.

· Человек должен быть бережливым.

Почему же при таком положении дел человек должен трудиться, если всё равно не может изменить ничего? Для человека важно узнавать, что будет, даже если он не может узнать этого. Возможно и такое, что если человек трудится и ему сопуствует успех, то это придаёт уверенности в его избранности. Тем не менее, человек не может быть уверен в своей избранности, и должен каждый день это проверять. Как видно, капитализм и протестантизм весьма тесно связаны на идейном уровне. Более того, Вебер указал, что наиболее развитые капиталистические общества появлялись именно там, где был развит протестантизм.

Почему до сер. 19 века нет альтернативы ИПО?

Все мыслители до Маркса объясняли общественную жизнь как явление, изучали её поверхностно. А на поверхности как раз лежат идеи. Более глубокие причины не рассматривались (т.е., не изучалось, откуда же именно берутся идеи).

Вновь вернёмся к Веберу. По его мнению, установление капитализма связано с появлением протестантизма. Видно, что он совершенно не затрагивает вопрос, почему же возникает протестантизм? К тому же, протестантизм в себе содержит довольно странные идеи. Человеку явно комфортнее следовать нормам католицизма, т.к. здесь спасение и избрание богом возможны по тому, как проживёшь жизнь. Протестантизм же ничего не объясняет, лишь утверждая, что от человека ничего не зависит, и никакой возможности изменить своё предназначение нет.

Тем не менее, последователи у протестантизма нашлись. В первую очередь это средний класс - мелкие ремесленники. В феодализме они жили по чётко регламентированным правилам, и хотя обычному человеку могло оказаться весьма трудно на своём месте, система обеспечивала стабильность. На заре капитализма система потихоньку рушится, а производства получают возможность развиваться. В итоге какие-то мастерские растут быстро, какие-то - не очень быстро.

И, с одной стороны, мастерские ремесленников обретают свободу, но в то же время включаются в конкуренцию с более крупными и успешными соседями. Это порождает определённую неуверенность перед лицом крупных предпринимателей. В протестантизме бог в чём-то оказывается подобен последним - это некоторая слепая сила, у которой невозможно выпросить протектората и т.п. Жизненные, социально-экономические условия и породили такую религию, в которой человек избран, если в труде ему сопутствует успех - труд закрепляется как способ существования.

Вторая причина ИПО уходит корнями в исторически первое разделение общества на классы. Рабы занимались физическим трудом, рабовладельцы духовным - управлением, наукой и т.п. Как только физический труд был передан рабам, то его сразу объявили презренным, т.к. никому в голову не придёт заниматься трудом, которым занимается раб-нечеловек. В этот период происходит полнейший отрыв мыслительной деятельности от физической, все источники развития переходят к свободным людям, которые "физически не работают". Платон и Аристотель полагают, что достойной человека может быть только философия, а любые физические усилия вообще противоречат человеческому достоинству.

Третья причина - пожалуй, главная, - заключается в неразвитости материальной сферы. В ней ещё не удаётся найти источники развития общества.

Во-первых, труд и быт не были разделены в пространстве и времени - ремесленники жили и трудились под одной крышей. Материальная сфера не выступала как сфера жизни общества, и практически статична. Неподвижность связана прежде всего с тем, что используется ручной труд, а ручные орудия труда крайне консервативны, и могут веками оставаться неизменными по своему виду и возможностям.

Во-вторых, не видна связь между трудом и производственными отношениями (вплоть до внедрения машинного труда).

Труд породил рабовладение, но неспособен его поддержать - для этого привлекаются законы, государство (теория насилия). Или такая трактовка труда: это данное богом испытание, одни испытываются богатством, другие - бедностью, и т.п.



2020-02-04 975 Обсуждений (0)
Идеалистическое понимание истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеалистическое понимание истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)