Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники развития производительных сил



2020-02-04 539 Обсуждений (0)
Источники развития производительных сил 0.00 из 5.00 0 оценок




Здесь существует два подхода, в зависимости от того, где обнаруживается источник развития.

Технократический (источник - в технике). По мере развития техники и перехода от одного типа труда к другому человек передаёт все функции машине, а сам уходит из процесса производства. Функции человека в труде таковы:

· Энергетическая (в ручном типе труда)

· Управление

· Рабочая.

В машинном труде уже не человек воздействует на предмет, и не используется его энергия для этого - обе функции переданы машине. За человеком остаётся только функция управления. Машина появляется тогда, когда на неё перекладывается непосредственно рабочая функция, когда механизм полностью заменяет руки человека.

В автоматизированной системе уже все три функции переданы машине. При этом человек освобождает себя от непосредственного процесса производства, оставляя за собой чисто человеческие функции, как существо, управляющее силами природы. Человек передаёт технике даже часть творческой функции, но при этом оставляет за собой главную творческую функцию - принятие решений в экстремальных ситуациях.

Гуманистический (источник - в личности человека). Что появляется раньше? Лётчик или самолет? Явно, самолёт. Но откуда появляется техника? Человек должен развить свои способности, чтобы появилась какая-либо новая техника.

Главный источник находится в человеке, поскольку именно человек осваивает новые средства производства и создаёт новую технику. Мы совершенно не можем судить о способностях человека, кроме как глядя на технику, которой он владеет.

Личный и вещественный элементы соотносятся в структуре производительных сил как высшее и низшее, социальное и природное. Высшее - труд, низшее, вещественное - техника, орудия труда (в любом случае они представляют собой вещество природы, уже преобразованное человеком. В них несомненно открываются способности человека, но не полностью).

Таким образом, если говорить, что главный фактор - вещественный (техника), которая по сути есть природа, то отсюда следует развитие человеческого общества по законам природы, но это не так.

Главный источник развития находится в способностях человека.

Можно ли сказать, что если искать источники развития в личности человека, то мы вдруг обратимся к идеализму, а технократический подход будет присущ материализму? Нет, т.к. способности человека материальны, и в производительные силы входят материальные свойства человека.

Сущность труда

Данная проблема актуальна в связи с развитием труда. Новый автоматизированный тип труда выявил возрастание доли умственного процесса. Некоторые исследователи говорят, что труд по этой причине становится духовным (дематериализация). А это ведет в кризису материалистического понимания общества.

Надо отметить, что сегодня нет хорошей концепции сущности труда. В тех, что есть, сущность сводится к содержанию труда. Под содержанием труда понимают технико-организационные процессы. В свою очередь, технико-организационные процессы - это технологи, мастерство работника. В таком понимании сущности труда теряется его субстанциональная основа.

Если мы будем понимать трудовые операции под трудом, то потеряем объективность процесса труда, потому что отдельные операции будут претворяться сознанием в виде идеальной схемы, контролируемой сознанием. Такое понимание оказывается излишне узким, и требует расширения.

В общем виде сущность материального труда была выявлена Марксом вслед за Гегелем. Гегель говорил, что сущность труда заключается в развертывании человеческой сущности. В процессе труда идёт развитие сущности человека, человек преодолевает сопротивление сил природы, и чем больше человек преодолевает силы природы, тем более он развивается.

Однако, Гегель, как мы должны помнить, не материалист, и труд по преобразованию природы у него является духовной деятельностью. Человек в первую очередь развивает свои знания, и отсюда следует развитие духовных сторон.

Маркс решает проблему материальной сущности труда. Он понимает труд и человека как материальное. Труд есть мат.процесс, а человек - мат.социальное существо. В процессе труда человек придает форму веществу природы, причём действует так, как действовала бы сама природа, т.к. использует освоенные законы и силы природы.

Субстанцией труда является способность ставить под контроль и управлять силами природы. Естественно, что такая субстанция сохраняется и в материалистическом производстве.

Сегодня материальный труд ошибочно сводится к физическому. На самом деле материальный труд осуществляется на основе физического, но к нему не сводится. Физический труд сегодня сокращается, и это закономерно, т.к. машине передаётся всё больше функций - меняется качественный характер физического труда. Значительные мускульные усилия человека более не нужны, макродвижения заменяются микродвижениями. На первый план выходит работа руки, кисти пальцев, возрастает нервная, психическая нагрузка.

Орудием труда в современном производстве выступает управляемый природный процесс - таким образом, сущность труда также остаётся неизменной в настоящее время. Труд становится чем-то сродни экспериментальной науке.



2020-02-04 539 Обсуждений (0)
Источники развития производительных сил 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники развития производительных сил

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)