Единый закономерный исторический процесс - высшая ступень единого закономерного мирового процесса
Проблема единства. В современной литературе единство часто обнаруживается только на современном этапе, в процессах глобализации (формирование единого политического, экономического, духовного пространства). До современного этапа единство человека было представлено только природной стороной (биологическая организация человека) и отчасти условиями существования (как минимум, планета у нас одна). В действительности, уже с момента своего возникновения человечество обладало внутренним социальным единством, что выражается в единстве: · социальной сущности · законов развития · ступеней развития Где бы ни появлялись человеческие коллективы, везде складывались одни и те же потребности, и порядок развития способностей оказывался единственно возможным (начиная с механической формы, и постепенно усложняясь). Везде складывалось первобытное общество, и везде работает закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. На примитивном уровне способностей возможны только отношения первобытного коллективизма (орудия труда непроизводительны - потому каждый вынужден вносить какой-то свой вклад, и всё равно получаемых результатов хватает лишь на удовлетворение своих элементарных потребностей). В процессе развития, по мере развития техники и появления избытка продукта создаются условия для перехода к рабовладельческому строю. В этом заключается единство истории человечества, магистральный путь. Естественно, что не все общества последовательно проходят все без исключения стадии, иногда возможны и "перескоки". Если задаться вопросом - волен ли человек в выборе ступени развития?, то единственным ответом будет "нет", потому что ступени развития человеческого общества определяются сущностью человека, уровнем его способностей и потребностями. Перепрыгивать через свои способности мы не можем - человек всегда осваивает сначала простые орудия труда. И судить по способностям нельзя по-иному, кроме как по орудиям труда. В истории человечества все общественно-экономические формации могут быть разделены на антагонистические (далее - АФ) и неантагонистические (далее - !АФ). В АФ одни индивиды развиваются за счёт ущемления других. Сюда относятся рабовладение, феодализм и капитализм. Для !АФ характерно, что каждый человек имеет равные возможности развития своей сущности. К !АФ принадлежат первобытно-общинная и коммунистическая формации. Несмотря на радикальные отличия, все формации вытекают из сущности человека, но неодинаково ей соответствуют. Значительно ближе к сущности человека находятся !АФ, т.к. позволяет развиваться сущности как неразрывному целому. В АФ, напротив, сущности человека, его способности и потребности расщепляются: их материальная сторона удовлетворяется подчинённым классом (самые примитивные, низкоуровневые потребности), а господствующий класс, освобождаясь от физической деятельности, развивается духовно. Ручной тип труда предполагает, что человек создает продукт от начала и до конца - потому здесь разделение физического и умственного труда ещё невелико. Более сильно оно проявляется в машинном производстве. В !АФ каждый человек имеет возможность развиваться более универсально. Такие условия были в первобытном обществе, подобные присутствуют и сегодня, в автоматизированном труде, когда человек создаёт творческий продукт. На первобытном этапе уровень производительных сил мал, и потому с некоторого момента дальнейшее развитие человеческой сущности становится возможным только путём расщепления деятельности - большая часть должна трудиться физически и создавать условия существования, а меньшая часть занимается духовным развитием. Если выводить ступени развития человеческой истории из сущности человека, то это значит, что в ней содержатся и законы развития самой себя (?). Отметим противоречия развития: Самое глубокое из них - противоречие между способностями и потребностями. Рассматривая стороны этого противоречия, мы обнаружим законы развития человеческой сущности и истории. Задействуя свои способности, человек создаёт продукт. При его потреблении потребности человека возрастают. Чтобы удовлетворить возросшие потребности - нужно развить способности, и возвращаемся к началу. Перечислим законы, связанные с диалектикой потребностей и способностей: 1. возрастание способностей 2. возрастание потребностей 3. преобладание способностей над потребностями 4. соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил 5. закон стоимости Связь п.4 с диалектикой не слишком явная, однако она непосредственна, т.к. главная производительная сила - это человек, с его способностями ставить под контроль силы природы и управлять ими, корнями уходит в сущность человека. Принято считать, что история носит закономерный характер. Тем не менее, именно законы истории до сих пор толком не определены. (Из диалектики) Закон - это объективная, необходимая и повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Сразу возникает вопрос, а есть ли такие законы в истории? В истории всё неповторимо, каждое событие и личности неповторимы, потому и закон не виден. Ну а если в истории нет законов, то это уже и не наука вовсе. Но во всех исторических событиях можно выделить нечто общее. Например, войны, революции - повторяются виды деятельности людей, взаимосвязи между ними, источники развития остаются неизменными. Переходы между ступенями развития в обществе случаются лишь тогда, когда производственные отношения начинают мешать развитию производственных сил. Поэтому в истории имеет место повторяемость. Но не всякая повторяющаяся связь есть закон. Законом является необходимая повторяющаяся связь. И нужно выделить, что есть необходимое в истории, а что - случайное. Необходимое - это событие, которое произошло и не могло не произойти. Случайное - которое могло как произойти, так и не произойти. Примеры необходимых событий - Великая французская революция. На тот момент во Франции возникла напряжённость ввиду начала перехода в следующую фазу развития. В обществе появилась сила, заинтересованная в освобождении крестьян, причем непосредственно внутри господствующего класса. Случайные события тоже имеют свои причины, но они обычно несущественные. Всё, что имеет причину, происходит с необходимостью. Законы природы - не нарушаемые, "железные" правила, которым подчиняются все материальные объекты. Законы общества, истории - не железные, не есть необходимые, и человек может их нарушать. Но что же это за объективные законы такие, что их можно нарушать? Связано это с тем, что законы общества и истории - это законы тенденции. Если общество будет долго игнорировать складывающиеся в нём объективные тенденции, то может перестать существовать. Тенденции реализуются путём сознательной деятельности. Пример тот же - во Франции сложились условия к перехода к капиталистическому строю. В обществе на каждом этапе действуют различные силы. Есть класс феодалов, который тормозит развитие и оттягивает свой конец, и есть класс буржуазии, который стремится ускорить преобразование. Вопрос лишь в силе каждого из классов. Если при попытке революционных преобразований победа останется на стороне консервативного класса, то общество вернётся назад (такие откаты в истории тоже бывали), попутно проигнорировав тенденцию. Но возникший теперь феодальный строй неустойчив, общество живёт в кризисе, и рано или поздно совершится переворот, в результате которого общество придёт к капитализму. Ещё один наглядный пример - СССР. Общественная собственность не могла быть установлена на том уровне развития, на котором находилась страна - т.к. ручной и машинный труд подразумевает наличие частной собственности. Потому общество постепенно пришло к необходимости приостановиться и отступить обратно к капитализму. Законы истории, таким образом, указывают направление, но конкретный выбор остаётся за сознанием. Законы истории объективны, т.к. складываются в деятельности человека, начиная с первобытных времён, работают вне зависимости от сознания, своего прогрессивного или регрессивного характера - т.е. это своего рода ограничители. Сегодня многие учёные говорят о кризисе Марковского МПИ, что связано с внедрением автоматизированного труда - в нём крайне сокращается физический труд и резко увеличивается умственная деятельность, идёт материализация труда. Т.е. получается, будто духовный фактор определяет общество (в виде науки). Вопрос этот будем рассматривать далее. Возникновение кризиса связано с устареванием аргументации Маркса. Природа и общество Изучить самостоятельно. Знать: 1. Взаимосвязь природы и общества - выделить человека из природы, найти качества и свойства человека, которые отличают его от животного. 2. Выделив качества и свойства, показать, что человек от природы всё равно не оторван, ибо все свойства имеют физическую, химическую или биологическую основу. 3. Показать, как зависит человеческое общество в его развитии от природы - как природа воздействует на человека. 4. Как человек в своем развитии действует на природу - дойти до экологической проблемы. (этот пункт необязателен). Сущность человека 1. Сущность человека 2. Сущностные силы человека Прежде всего, говоря о сущности человека, нужно выделить те его качества и свойства, которые делают человека человеком и отличают его от других. Сразу заметим, что сущность - многоуровневое образование. Отличие человека от животных. У животного есть способность схватывать только внешнюю сторону предмета, человек же идёт на ступени логического познания, ищет сущность предметов. Человек в процессе труда ставит под контроль силы природы, осваивает все новые их виды. Животное не углубляется в освоение сил. Общение - тоже человеческое свойство, причем здесь существенно разнообразие отношений. У животных нет социальных отношений. В настоящее время нет единой концепции сущности человека. Но всё разнообразие сводится к трём вариантам: · Чисто социальная сущность человека. человек -- полностью социальное существо. даже организм несёт в себе стороны социальности. · Биосоциальная сущность человека. Здесь делается существенный шаг вперед, поскольку признаётся биологическая организация человека - он функционирует по законам живого. Но зато здесь теряется единство сущности, т.к. их становится две. Возникает вопрос, почему человек только биосоциальное существо? Ведь он может включать и физическое, и химическое тоже. Сторонники данной концепции понимают, что сущность должна быть только одна. Человек - социальное существо, но его существование - биологическое. Здесь есть противоречие - биологическое существование, вынесенное за рамки сущности, становиться несущественным, внешним по отношению к сущности. Нарушается логика "вещь - свойство - отношение". · Интегральная социальная сущность человека. Концепция интегральной социальной сущности человека разрабатывается у нас в ПГУ на кафедре под руководством Орлова В.В, и не столь широко распространена, как био-социальная. ИССЧ опирается на концепции уровней - соотношение высшего-низшего и социальную сущность человека. Отношения высшего и низшего: 1. высшее возникает из низшего, больше ему неоткуда появиться. 2. высшее сохраняет низшее в качестве своей природной основы, фундамента. 3. высшее не только сохраняет низшее как фундамент, но и включает в себя низшее в обобщённом виде. 4. включённое низшее сохраняет свою природу, находится в подчинённом отношении к высшему. 5. интегративный характер высшего - высшее есть целостное, но сложное образование, функционирует по своим законам, интегрирует в себе предшествующие уровни мира. Недостаток первых двух концепций в том, что там сущность - чисто социальная, и биологические аспекты считаются незначительными, да и вообще теряется преемственность (аккумулятивность). В подходе интегральной сущности человек - социальное существо, но социально-интегральное - есть у него биологическая основа (т.е. учитывается второй подход - труд, мышление, способности, потребности - все они имеют биологическую основу). Но это биологическое находится в подчинении социальному. Трудовая деятельность совершается на основе социальной деятельности. Человек совершает действия с некоторой целью. Итак, мы определили, что человек - сложное интегральное существо. Какова же его сущность? Какое определение дать человеку, чтобы в нём прослеживалась сущность? Рассмотрим такое вариант: Сущность человека - в совокупности всех общественных отношений. Это определение используется в качестве самостоятельного определения сущности человека. Однако Нечто подобное есть и у Маркса - "сущность человека не абстракт присущий отдельному индивиду, а в совокупности всех общественных отношений" ("Фейербах и все-все-все"). В данном определении Маркс подчёркивает, что человек - общественное существо, не может сформироваться в отрыве от общества, развить свои социальные качества. Например, если ребёнок формировался изолированно от людей, то после определённого природа он не сможет развить даже элементарные социальные качества (речь и т.п.). В обществе человек развивает способности. Каждое новое поколение живёт на новом уровне развития общества, имеет новые потребности и соответственно им должно развивать свои способности. Однако, если эту идею не протянуть чуть дальше, а оборвать здесь, то придём к тому, что общество полностью определяет человека (фр. материализм). Маркс здесь добавляет, что общество формирует человека в той же мере, в которой человек будет изменять само общество. Однако, приписывать такое определение Марксу нельзя, так как именно Маркс открыл закон соответствия производственных отношений производительным силам. Человек изменяется в соответствии со своими способностями, и изменяет производственные отношения, на основе чего меняются политические отношения и др. Данное выше определение метафизично - т.к. из него следует, что в отдельном индивиде нет сущности, и надо искать её в обществе. Общество же существует на основе единичного - индивида. Индивид обладает самостоятельным существованием, и нет никакого общества вне индивида. Сущность человека заведомо индивидуализирована, он существует через индивидуальные человеческие сущности. Сущность существует внутри каждого человека - внутренний мир формируется на основе сущности человека. Потому исходное определение нужно дополнить важным моментом. Человек - творческое, активное преобразующее существо, творящее самого себя и свою сущность в процессе создания условий своего существования, в ходе совместной с другими индивидами деятельности. Человек должен преобразовывать природу. Преобразуя природу, он ставит силы природы под контроль. Чем сильнее контролируемые силы природы, тем больше способности человека. Творческая сущность человека - концентрация творческой сущности мира. Материя творит сама себя, поднимает себя на более высокий уровень развития. Исчерпав способы развития, она переходит на новый уровень (цепочка физ - хим - биол - соц). Человек - концентрированная причина самого себя. Он доразвивает возможности, заложенные в природе (появление, например, компьютера как результат игры воды и ветра, пожалуй, не очень вероятное событие). Чем более человек уходит в структуру мира, тем на больший уровень развития он поднимается. В процессе создания условий своего существования человек совершает совместный труд по созданию условий своего существования. Сущность человека проявляется по сущностным силам. В сущностных силах можно выделить два уровня: · актуальный - мышление, общение, свобода, этичность. · потенциальный (возможностный) - способности и потребности - нацеленность на действие. Переход способностей в деятельность - труд. Потребность - нужда человека в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. Способность - готовность человека к какому-либо виду материальной или духовной деятельности, преобразованию природы и самого себя. Если говорить о потребностях, то их классификаций немного, около сотни. Остановимся на материальных и духовных потребностях, как на самом фундаментальном разделении. Материальные потребности - потребности человека как материального социального существа в материальных условиях его существования. Материальные потребности разделим на простые и сложные. Простые - потребность в пище, жилье, одежде, воздухе - физиологические потребности (роднят нас с животными). К сложным относятся потребности в труде (социальные, имеющие биологическую основу). При нормальном развитии человека имеется потребность выплеснуть энергию. Однако, это не сводится к труду, и социальная потребность в труде включает только полезную деятельность. К духовным относят такие потребности, как потребность в познании, образовании, смысле жизни. Духовные можно разделить по формам общественного сознания - правовые, нравственные, религиозные, эстетические. Все инстинкты достались нам от животных. На уровне биологии у человека есть потребность в исследовании, а уже на ней базируется потребность в познании. Если её не реализовывать, то можно заработать психические расстройства. В структуре материальной потребности выделяют: · предмет потребности - явление или непосредственный предмет. Существует одинаково объективно для всех людей. Предмет - всегда конкретный, а не предмет вообще (потребность в носках - конкретная, а в тепле - потребность вообще). · будущее потребностное состояние - такое состояние, к которому человек придет в процессе потребления предмета. · потребность как материальное состояние. Для духовных потребностей: · предмет духовной потребности - чувственно-понятийный образ (художественный), существует субъективно на базе нашего сознания. · будущее потребностное состояние - новое духовное состояние. · потребность как переживание. Способности - относятся как к материальной, так и к духовной деятельности. Способности материальной деятельности - так же как и потребности - имеет биологическую основу (двигательные действия и т.п.). Способности к материальной деятельности на социальном уровне делятся на: · материальные - совокупность материальной деятельности · психологические При более глубоком подходе обнаружим, что, прежде чем человек обнаружит идеальный образ предмета, он должен проанализировать реальные объекты, и совершить материальные действия. Таким образом, в способности к материальной деятельности ведущим является материальный компонент. Способности к духовной деятельности: · материальный - совокупность материальной действий · психический В способностях к духовной деятельности ведущую роль играют духовный компонент (например, игра музыканта хоть и материальна, но выражает образ, который складывается на базе сознания).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |