Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Единый закономерный исторический процесс - высшая ступень единого закономерного мирового процесса



2020-02-04 780 Обсуждений (0)
Единый закономерный исторический процесс - высшая ступень единого закономерного мирового процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема единства. В современной литературе единство часто обнаруживается только на современном этапе, в процессах глобализации (формирование единого политического, экономического, духовного пространства). До современного этапа единство человека было представлено только природной стороной (биологическая организация человека) и отчасти условиями существования (как минимум, планета у нас одна).

В действительности, уже с момента своего возникновения человечество обладало внутренним социальным единством, что выражается в единстве:

· социальной сущности

· законов развития

· ступеней развития

Где бы ни появлялись человеческие коллективы, везде складывались одни и те же потребности, и порядок развития способностей оказывался единственно возможным (начиная с механической формы, и постепенно усложняясь). Везде складывалось первобытное общество, и везде работает закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. На примитивном уровне способностей возможны только отношения первобытного коллективизма (орудия труда непроизводительны - потому каждый вынужден вносить какой-то свой вклад, и всё равно получаемых результатов хватает лишь на удовлетворение своих элементарных потребностей). В процессе развития, по мере развития техники и появления избытка продукта создаются условия для перехода к рабовладельческому строю. В этом заключается единство истории человечества, магистральный путь. Естественно, что не все общества последовательно проходят все без исключения стадии, иногда возможны и "перескоки".

Если задаться вопросом - волен ли человек в выборе ступени развития?, то единственным ответом будет "нет", потому что ступени развития человеческого общества определяются сущностью человека, уровнем его способностей и потребностями. Перепрыгивать через свои способности мы не можем - человек всегда осваивает сначала простые орудия труда. И судить по способностям нельзя по-иному, кроме как по орудиям труда.

В истории человечества все общественно-экономические формации могут быть разделены на антагонистические (далее - АФ) и неантагонистические (далее - !АФ).

В АФ одни индивиды развиваются за счёт ущемления других. Сюда относятся рабовладение, феодализм и капитализм. Для !АФ характерно, что каждый человек имеет равные возможности развития своей сущности. К !АФ принадлежат первобытно-общинная и коммунистическая формации.

Несмотря на радикальные отличия, все формации вытекают из сущности человека, но неодинаково ей соответствуют.

Значительно ближе к сущности человека находятся !АФ, т.к. позволяет развиваться сущности как неразрывному целому. В АФ, напротив, сущности человека, его способности и потребности расщепляются: их материальная сторона удовлетворяется подчинённым классом (самые примитивные, низкоуровневые потребности), а господствующий класс, освобождаясь от физической деятельности, развивается духовно.

Ручной тип труда предполагает, что человек создает продукт от начала и до конца - потому здесь разделение физического и умственного труда ещё невелико. Более сильно оно проявляется в машинном производстве.

В !АФ каждый человек имеет возможность развиваться более универсально. Такие условия были в первобытном обществе, подобные присутствуют и сегодня, в автоматизированном труде, когда человек создаёт творческий продукт.

На первобытном этапе уровень производительных сил мал, и потому с некоторого момента дальнейшее развитие человеческой сущности становится возможным только путём расщепления деятельности - большая часть должна трудиться физически и создавать условия существования, а меньшая часть занимается духовным развитием.

Если выводить ступени развития человеческой истории из сущности человека, то это значит, что в ней содержатся и законы развития самой себя (?).

Отметим противоречия развития:

Самое глубокое из них - противоречие между способностями и потребностями. Рассматривая стороны этого противоречия, мы обнаружим законы развития человеческой сущности и истории.

Задействуя свои способности, человек создаёт продукт. При его потреблении потребности человека возрастают. Чтобы удовлетворить возросшие потребности - нужно развить способности, и возвращаемся к началу.

Перечислим законы, связанные с диалектикой потребностей и способностей:

1. возрастание способностей

2. возрастание потребностей

3. преобладание способностей над потребностями

4. соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил

5. закон стоимости

Связь п.4 с диалектикой не слишком явная, однако она непосредственна, т.к. главная производительная сила - это человек, с его способностями ставить под контроль силы природы и управлять ими, корнями уходит в сущность человека.

Принято считать, что история носит закономерный характер. Тем не менее, именно законы истории до сих пор толком не определены.

(Из диалектики) Закон - это объективная, необходимая и повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Сразу возникает вопрос, а есть ли такие законы в истории? В истории всё неповторимо, каждое событие и личности неповторимы, потому и закон не виден. Ну а если в истории нет законов, то это уже и не наука вовсе.

Но во всех исторических событиях можно выделить нечто общее. Например, войны, революции - повторяются виды деятельности людей, взаимосвязи между ними, источники развития остаются неизменными. Переходы между ступенями развития в обществе случаются лишь тогда, когда производственные отношения начинают мешать развитию производственных сил.

Поэтому в истории имеет место повторяемость. Но не всякая повторяющаяся связь есть закон. Законом является необходимая повторяющаяся связь. И нужно выделить, что есть необходимое в истории, а что - случайное.

Необходимое - это событие, которое произошло и не могло не произойти. Случайное - которое могло как произойти, так и не произойти. Примеры необходимых событий - Великая французская революция. На тот момент во Франции возникла напряжённость ввиду начала перехода в следующую фазу развития. В обществе появилась сила, заинтересованная в освобождении крестьян, причем непосредственно внутри господствующего класса. Случайные события тоже имеют свои причины, но они обычно несущественные. Всё, что имеет причину, происходит с необходимостью.

Законы природы - не нарушаемые, "железные" правила, которым подчиняются все материальные объекты.

Законы общества, истории - не железные, не есть необходимые, и человек может их нарушать. Но что же это за объективные законы такие, что их можно нарушать? Связано это с тем, что законы общества и истории - это законы тенденции. Если общество будет долго игнорировать складывающиеся в нём объективные тенденции, то может перестать существовать. Тенденции реализуются путём сознательной деятельности.

Пример тот же - во Франции сложились условия к перехода к капиталистическому строю. В обществе на каждом этапе действуют различные силы. Есть класс феодалов, который тормозит развитие и оттягивает свой конец, и есть класс буржуазии, который стремится ускорить преобразование. Вопрос лишь в силе каждого из классов. Если при попытке революционных преобразований победа останется на стороне консервативного класса, то общество вернётся назад (такие откаты в истории тоже бывали), попутно проигнорировав тенденцию. Но возникший теперь феодальный строй неустойчив, общество живёт в кризисе, и рано или поздно совершится переворот, в результате которого общество придёт к капитализму.

Ещё один наглядный пример - СССР. Общественная собственность не могла быть установлена на том уровне развития, на котором находилась страна - т.к. ручной и машинный труд подразумевает наличие частной собственности. Потому общество постепенно пришло к необходимости приостановиться и отступить обратно к капитализму.

Законы истории, таким образом, указывают направление, но конкретный выбор остаётся за сознанием. Законы истории объективны, т.к. складываются в деятельности человека, начиная с первобытных времён, работают вне зависимости от сознания, своего прогрессивного или регрессивного характера - т.е. это своего рода ограничители.

Сегодня многие учёные говорят о кризисе Марковского МПИ, что связано с внедрением автоматизированного труда - в нём крайне сокращается физический труд и резко увеличивается умственная деятельность, идёт материализация труда. Т.е. получается, будто духовный фактор определяет общество (в виде науки). Вопрос этот будем рассматривать далее. Возникновение кризиса связано с устареванием аргументации Маркса.

Природа и общество

Изучить самостоятельно. Знать:

1. Взаимосвязь природы и общества - выделить человека из природы, найти качества и свойства человека, которые отличают его от животного.

2. Выделив качества и свойства, показать, что человек от природы всё равно не оторван, ибо все свойства имеют физическую, химическую или биологическую основу.

3. Показать, как зависит человеческое общество в его развитии от природы - как природа воздействует на человека.

4. Как человек в своем развитии действует на природу - дойти до экологической проблемы. (этот пункт необязателен).

Сущность человека

1. Сущность человека

2. Сущностные силы человека

Прежде всего, говоря о сущности человека, нужно выделить те его качества и свойства, которые делают человека человеком и отличают его от других. Сразу заметим, что сущность - многоуровневое образование.

Отличие человека от животных. У животного есть способность схватывать только внешнюю сторону предмета, человек же идёт на ступени логического познания, ищет сущность предметов. Человек в процессе труда ставит под контроль силы природы, осваивает все новые их виды. Животное не углубляется в освоение сил. Общение - тоже человеческое свойство, причем здесь существенно разнообразие отношений. У животных нет социальных отношений.

В настоящее время нет единой концепции сущности человека. Но всё разнообразие сводится к трём вариантам:

· Чисто социальная сущность человека. человек -- полностью социальное существо. даже организм несёт в себе стороны социальности.
Преимущество - в однозначности сущности.
Недостаток - не решается проблема генезиса социальных качеств, не понятно, откуда взялись они. Если исходить из биологической основы, то как только складываются соц. качества, то сразу же отрицаются биологические свойства, игнорируется преемственность развития. акцент делается на различии человека и животного.

· Биосоциальная сущность человека. Здесь делается существенный шаг вперед, поскольку признаётся биологическая организация человека - он функционирует по законам живого. Но зато здесь теряется единство сущности, т.к. их становится две. Возникает вопрос, почему человек только биосоциальное существо? Ведь он может включать и физическое, и химическое тоже. Сторонники данной концепции понимают, что сущность должна быть только одна. Человек - социальное существо, но его существование - биологическое. Здесь есть противоречие - биологическое существование, вынесенное за рамки сущности, становиться несущественным, внешним по отношению к сущности. Нарушается логика "вещь - свойство - отношение".

· Интегральная социальная сущность человека.

Концепция интегральной социальной сущности человека разрабатывается у нас в ПГУ на кафедре под руководством Орлова В.В, и не столь широко распространена, как био-социальная.

ИССЧ опирается на концепции уровней - соотношение высшего-низшего и социальную сущность человека.

Отношения высшего и низшего:

1. высшее возникает из низшего, больше ему неоткуда появиться.

2. высшее сохраняет низшее в качестве своей природной основы, фундамента.

3. высшее не только сохраняет низшее как фундамент, но и включает в себя низшее в обобщённом виде.

4. включённое низшее сохраняет свою природу, находится в подчинённом отношении к высшему.

5. интегративный характер высшего - высшее есть целостное, но сложное образование, функционирует по своим законам, интегрирует в себе предшествующие уровни мира.

Недостаток первых двух концепций в том, что там сущность - чисто социальная, и биологические аспекты считаются незначительными, да и вообще теряется преемственность (аккумулятивность). В подходе интегральной сущности человек - социальное существо, но социально-интегральное - есть у него биологическая основа (т.е. учитывается второй подход - труд, мышление, способности, потребности - все они имеют биологическую основу). Но это биологическое находится в подчинении социальному. Трудовая деятельность совершается на основе социальной деятельности. Человек совершает действия с некоторой целью.

Итак, мы определили, что человек - сложное интегральное существо. Какова же его сущность? Какое определение дать человеку, чтобы в нём прослеживалась сущность?

Рассмотрим такое вариант: Сущность человека - в совокупности всех общественных отношений. Это определение используется в качестве самостоятельного определения сущности человека. Однако Партия Кафедра кафедра считает, что оно отражает лишь одну сторону, т.к. сущность сводится здесь только к отношениям. Такая теория ведёт к антигуманизму - человек теряется как индивид, растворяется в сущности общества.

Нечто подобное есть и у Маркса - "сущность человека не абстракт присущий отдельному индивиду, а в совокупности всех общественных отношений" ("Фейербах и все-все-все"). В данном определении Маркс подчёркивает, что человек - общественное существо, не может сформироваться в отрыве от общества, развить свои социальные качества. Например, если ребёнок формировался изолированно от людей, то после определённого природа он не сможет развить даже элементарные социальные качества (речь и т.п.). В обществе человек развивает способности. Каждое новое поколение живёт на новом уровне развития общества, имеет новые потребности и соответственно им должно развивать свои способности. Однако, если эту идею не протянуть чуть дальше, а оборвать здесь, то придём к тому, что общество полностью определяет человека (фр. материализм). Маркс здесь добавляет, что общество формирует человека в той же мере, в которой человек будет изменять само общество.

Однако, приписывать такое определение Марксу нельзя, так как именно Маркс открыл закон соответствия производственных отношений производительным силам. Человек изменяется в соответствии со своими способностями, и изменяет производственные отношения, на основе чего меняются политические отношения и др.

Данное выше определение метафизично - т.к. из него следует, что в отдельном индивиде нет сущности, и надо искать её в обществе. Общество же существует на основе единичного - индивида. Индивид обладает самостоятельным существованием, и нет никакого общества вне индивида. Сущность человека заведомо индивидуализирована, он существует через индивидуальные человеческие сущности. Сущность существует внутри каждого человека - внутренний мир формируется на основе сущности человека.

Потому исходное определение нужно дополнить важным моментом. Человек - творческое, активное преобразующее существо, творящее самого себя и свою сущность в процессе создания условий своего существования, в ходе совместной с другими индивидами деятельности. Человек должен преобразовывать природу. Преобразуя природу, он ставит силы природы под контроль. Чем сильнее контролируемые силы природы, тем больше способности человека.

Творческая сущность человека - концентрация творческой сущности мира. Материя творит сама себя, поднимает себя на более высокий уровень развития. Исчерпав способы развития, она переходит на новый уровень (цепочка физ - хим - биол - соц). Человек - концентрированная причина самого себя. Он доразвивает возможности, заложенные в природе (появление, например, компьютера как результат игры воды и ветра, пожалуй, не очень вероятное событие). Чем более человек уходит в структуру мира, тем на больший уровень развития он поднимается.

В процессе создания условий своего существования человек совершает совместный труд по созданию условий своего существования.

Сущность человека проявляется по сущностным силам. В сущностных силах можно выделить два уровня:

· актуальный - мышление, общение, свобода, этичность.

· потенциальный (возможностный) - способности и потребности - нацеленность на действие. Переход способностей в деятельность - труд.

Потребность - нужда человека в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека.

Способность - готовность человека к какому-либо виду материальной или духовной деятельности, преобразованию природы и самого себя.

Если говорить о потребностях, то их классификаций немного, около сотни. Остановимся на материальных и духовных потребностях, как на самом фундаментальном разделении.

Материальные потребности - потребности человека как материального социального существа в материальных условиях его существования. Материальные потребности разделим на простые и сложные. Простые - потребность в пище, жилье, одежде, воздухе - физиологические потребности (роднят нас с животными). К сложным относятся потребности в труде (социальные, имеющие биологическую основу). При нормальном развитии человека имеется потребность выплеснуть энергию. Однако, это не сводится к труду, и социальная потребность в труде включает только полезную деятельность.

К духовным относят такие потребности, как потребность в познании, образовании, смысле жизни. Духовные можно разделить по формам общественного сознания - правовые, нравственные, религиозные, эстетические. Все инстинкты достались нам от животных. На уровне биологии у человека есть потребность в исследовании, а уже на ней базируется потребность в познании. Если её не реализовывать, то можно заработать психические расстройства.

В структуре материальной потребности выделяют:

· предмет потребности - явление или непосредственный предмет. Существует одинаково объективно для всех людей. Предмет - всегда конкретный, а не предмет вообще (потребность в носках - конкретная, а в тепле - потребность вообще).

· будущее потребностное состояние - такое состояние, к которому человек придет в процессе потребления предмета.

· потребность как материальное состояние.

Для духовных потребностей:

· предмет духовной потребности - чувственно-понятийный образ (художественный), существует субъективно на базе нашего сознания.

· будущее потребностное состояние - новое духовное состояние.

· потребность как переживание.

Способности - относятся как к материальной, так и к духовной деятельности.

Способности материальной деятельности - так же как и потребности - имеет биологическую основу (двигательные действия и т.п.).

Способности к материальной деятельности на социальном уровне делятся на:

· материальные - совокупность материальной деятельности

· психологические

При более глубоком подходе обнаружим, что, прежде чем человек обнаружит идеальный образ предмета, он должен проанализировать реальные объекты, и совершить материальные действия. Таким образом, в способности к материальной деятельности ведущим является материальный компонент.

Способности к духовной деятельности:

· материальный - совокупность материальной действий

· психический

В способностях к духовной деятельности ведущую роль играют духовный компонент (например, игра музыканта хоть и материальна, но выражает образ, который складывается на базе сознания).



2020-02-04 780 Обсуждений (0)
Единый закономерный исторический процесс - высшая ступень единого закономерного мирового процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Единый закономерный исторический процесс - высшая ступень единого закономерного мирового процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)