ТИПЫ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Требования К структуре, содержанию и оформлению Выпускной квалификационной работы Магистра (магистерской диссертации) По направлению подготовки Психология»
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург 2020 УДК 159.9 ББК 88 Я 755
Воронов И. А. Требования к структуре, содержанию и оформлению ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации) по направлению подготовки 37.04.01 «Психология»: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ВЕИП, 2020. — 74 с.
© Издательство «ВЕИП», 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 4 ПРЕДИСЛОВИЕ. 5 1. ТИПЫ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ.. 9 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 13 2.1 Требования к эмпирической МД.. 13 2.2 Требования к экспериментальной МД.. 15 2.3 Требования к теоретической МД.. 17 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 19 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКЛАДА И ПРЕЗЕНТАЦИИ МД 22 Приложение 1. Примерное задание на МД.. 23 Приложение 2. Пример содержания и структуры эмпирического исследования 31 Приложение 3. Пример содержания и структуры экспериментального исследования 43 Приложение 4. Пример содержания и структуры теоретического исследования 63
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В настоящем учебно-методическом пособии приняты следующие сокращения:
ВКР — выпускная квалификационная работа ВО — высшее образование (ФЗ «Об образовании в РФ») ИА — итоговая аттестация (Приказ Минобрнауки РФ № 1155) Институт — ЧОУВО «ВЕИП» МД — магистерская диссертация МДА — автореферат магистерской диссертации НИР — научно-исследовательская работа НР — научный руководитель ООП — основная образовательная программа ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии со следующими нормативными документами: — Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности». — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее — ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2013 № 466. — Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"». — Положение об итоговой (государственной итоговой) аттестации выпускников по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам магистратуры в ЧОУВО «ВЕИП». Настоящее учебно-методическое пособие устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению МД студентов Института. В соответствии с ФГОС ВО МД является обязательной частью ИА. МД является квалификационной работой, подтверждающей соответствие профессиональной подготовки студента требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология». В МД должны быть продемонстрированы глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по направлению в целом, умение анализировать собранный материал, обобщать целенаправленно собранные факты, выходить на решение практических проблем профессиональной деятельности. Выпускник программ магистратуры в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи: практическая деятельность: разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности; экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения; психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес – деятельности по проблемам связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста; В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): — способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); — готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); — готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): — готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); — готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2); — способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); — способностью использовать и создавать математические модели для решения научно-исследовательских и практических профессиональных задач с учетом границ их применимости, интерпретировать полученные результаты (ОПК-4).
МД должна отвечать следующим требованиям:
— соответствовать какой-либо проблеме практической деятельности психолога; — быть написанной на актуальную тему; — носить характер эмпирической или теоретической исследовательской работы в определенной области психологии; — отражать готовность магистранта решать профессиональные задачи практической деятельности; — демонстрировать обладание выпускником профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими практической деятельности: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии (с учетом особенностей группирующих переменных: возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам) — включать созданную магистрантом программу (психотехнолокию и/или психотехнику), направленную на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека; — иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов.
ТИПЫ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Содержательно МД представляет собой практическую работу в определенной области психологии, соответствующую профессиональным компетенциям ПК-6 и ПК-7 (таб. 1): А) эмпирическое исследование, Б) экспериментальное исследование и В) теоретическое исследование.
Таблица 1. Типы магистерских диссертаций
Типы магистерских диссертаций:
Б. Экспериментальное исследование — проверка существующих или выдвижение новых психологических теорий, концепций или моделей. Выяснение и/или объяснение причин тех или иных психологических явлений, описание факторов или условий, влияющих на их протекание, а также механизмов их функционирования. Проверка результативности и/или эффективности методик психологического воздействия (психотехник и психотехнологий); проверка на надежность и валидность новых психодиагностических методик и др. Наиболее часто в экспериментальных исследованиях с большими объемами выборок (от 20 до 50, рекомендуется не менее 30 испытуемых) применяют: сравнительный анализ, кросс-корреляцию (χ2), регрессионно-корреляционный анализ, многомерные методы анализа данных, либо, все чаще в последнее время, методы Data Mining и «деревья решений». Величину эффективности эксперимента проверяют путем расчета Effect Size. Экспериментальное исследование с малыми объемами выборок (от 1 до 5 уникальных[2] испытуемых), как правило, проводят либо по схеме психологических экспериментов типа О — многосторонняя диагностика испытуемых с неординарными особенностями большим количеством тестов; либо по схеме экспериментов типа Р — мониторинг состояния уникальных испытуемых с не менее чем 7—10 временными срезами. Последнее время, с развитием компьютерных методов обработки данных, в таких экспериментах все чаще применяют технику Q. В магистерской диссертации необходимо уделить особое внимание (!) формулировке научной проблемы. Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований (Альберт Е.А., 2017). 1. Например, если предметом исследования является психодиагностическая методика, то проблема может быть сформулирована следующим образом: «Современная классификация антиципационных способностей – пространственная, ситуативная, темпоральная, и промежуточных: пространственно-ситуативная, темпорально-ситуативная – принятых в спорте, не подкреплена психодиагностическим инструментарием.» 2. Если предметом исследования является психотехнология (программа), то – «Возможно ли с помощью авторской программы “18 психотелесных упражнений для единоборцев” доразвить антиципационные способности у спортсменов французского бокса сават». 3. Если предмет исследования – психический процесс / психические свойства, например, антиципация, то научная пролема может быть сформулирована следующим образом: «Профессия scrum-мастера заключается в помощи специалистам IT в организационных вопросах: внутреннего сплочение команды, организации внешних коммуникаций в рамках краткосрочного планирования (от 1 дня до нескольких недель), с конечной целью создания продукта, удовлетворяющего конкретные потребности и запросы заказчика. В этих условиях сжатых сроков и высоких требований к качеству продукции ряд вопросов решается на интуитивном уровне. Таким образом, антиципация предстает, как одно из профессионально важных качеств scrum-мастера. Scrum-мастера указывают о необходимости измерения антиципации, как одной из компетенций этой профессии. И выявлении её порогов для специалистов этой области деятельности». Если обозачить научную проблему ненаучным языком, то она должна отвечать на вопрос «Для чего это нужно?». Здесь важно не путать научную проблему с актуальностью, которая отвечает на вопрос «Кому это нужно?», и с гипотезой, отвечающей на вопрос «Что Вы хотите сделать и какой ожидаете результат исследования?»
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |