Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ прибыли и рентабельности строительной организации



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности строительной организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной целью ЧТПУП «Интерьер-Стекло», как и любой другой коммерческой организации, является получение прибыли.

Финансовые результаты деятельности пред­приятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), ос­новным источником которого является при­быль от операционной, инвестиционной, фи­нансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.

Прибыль - это часть чистого дохода, ко­торый непосредственно получают предприя­тия после реализации продукции как вознагра­ждение за вложенный капитал и риск предпри­нимательской деятельности.

Количественно она представляет собой разность между сово­купными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными рас­ходами отчетного периода.

Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. По­этому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

· изучение возможностей получения при­были в соответствии с имеющимся ресурс­ным потенциалом предприятия и конъюнк­турой рынка;

· систематический контроль за процессом формирования прибы­ли и изменением ее динамики;

· определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

· выработка рекомендаций по повышению эффективности систе­мы управления прибылью.

Основными источниками информации при анализе финансовых ре­зультатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финан­совой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответ­ствующие таблицы плана предприятия.

Отчет о прибыли и убытках ЧТПУП «Интерьер-Стекло» предоставлен в Приложении №3.3.

При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факто­ры изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средне­взвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

 Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставля­ют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некото­рые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

1)Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основ­ным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой измене­ние суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.

2)Изменение метода переоценки основных средств: путем ин­дексации первоначальной стоимости с использованием среднеста­тистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом пер­воначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода пе­реоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (до­бавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как ре­зультат — величина прибыли и собственного капитала предприятия.

3)Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и нало­гов на прибыль.

4)Применение различных методов оценки нематериальных акти­вов и способов начисления амортизации по ним.

5)Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO).

6)Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равно­мерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

7)Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, со­кращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного Периода.

8)Изменение метода определения прибыли от реализации про­дукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

На величину прибыли влияют следующие факторы:

-величины доходов от основной деятельности и величины затрат на производство продукции

-прибыли или убытка по прочей реализации и внериализационным операциям.

Этапы анализа формирования и использования прибыли:

1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

3. Анализ уровня среднереализационных цен.

4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

6. Анализ распределения и использования прибыли.

В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.

1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестицион­ной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до нало­гообложения, чистую прибыль.

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной про­дукции.

Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы, и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кре­диторов, собственников, наемного персонала).

Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты про­центов кредиторам.

Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распо­ряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделя­ют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.

4. По характеру налогообложенияразличают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемая) прибыль в соответствии с на­логовым законодательством, которое периодически пересматривается.                

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

5. По степени учета инфляционного фактора различают номиналь­ную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп ин­фляции в отчетном периоде.

6. По экономическому содержаниюприбыль делится на бухгалтер­скую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль определяется как раз­ность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежа­щих владельцу фирмы).

7. По характеру использованиячистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.

Капита­лизированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направля­ется на финансирование прироста активов предприятия.

Потребляе­мая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее струк­туру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факто­ры изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средне­взвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Величина прибыли, уровень рентабельности характеризуют все стороны хозяйствования и  зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.

Основная часть прибыли предприятия – это прибыль, получаемая от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Объем продаж продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. При увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли, но только в том случае, если продукция является убыточной.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств, т.е. не связанных с реализацией продукции. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. В связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями  часто возникают убытки от выплаты штрафов. При анализе определяются причины невыполненения обязательств и для предотвращения допущенных ошибок  принимаются меры.

Конечным финансовым результатам деятельности предприятия является балансовая прибыль. Она охватывает все доходы, полученные предприятием от основной деятельности и вспомогательной.

После того как из прибыли были уплачены все налоги, в распоряжении предприятия попадает чистая прибыль, которая в дальнейшем распределяется по фондам:

1. фонд потребления

2. фонд накопления

3. резервный фонд.

Фонд потребления - денежные средства, ориентируемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (за исключением капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива предприятия и другие типичные мероприятия, не приводящие к образованию имущества предприятия.

Фонд накопления - денежные средства, ориентируемые на производственное развитие предприятия и иные типичные цели, которые предусмотрены учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия.

Резервный фонд - часть собственных средств предприятия, которая образуется за счет отчислений от прибыли. Она используется для покрытия потерь от операционной деятельности, пополнения основного капитала и выплат дивидендов в случаях недостатка текущей прибыли.

Устав соответствующих организаций определяет порядок пополнения и использования резервного фонда. В бухгалтерском балансе сумма данного фонда отражается по пассиву.

Минимальные нормы резервного фонда в виде фиксированного процентного отношения резервов к собственным и привлеченным средствам устанавливаются в законодательном порядке. В соответствии с законодательством РБ предприятие создает за счет прибыли резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков, остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год. Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, учреждениями за продукцию, товары, работы и услуги, с отнесением сумм резервов на результаты хозяйственной деятельности.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать следующие резервы:

- на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по   подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности;

 - предстоящих затрат по ремонту предметов проката;

- на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели,    предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Рентабельность- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодности производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рента­бельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соот­ношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ре­сурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1)показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабель­ность продукции, рентабельность операционной деятельности, рен­табельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестици­онных проектов, рентабельность обычной деятельности);

2)показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

3)показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рента­бельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабель­ность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).

Рентабельность продукции(Rп)исчисляется путем отношения при­были от реализации до выплаты процентов и налогов (Прп)к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rп= Прп/ Зрп

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Мо­жет рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегмен­там и видам продукции.

Рентабельность операционной деятельности (Rод)рассчитываетсяв целом по предприятию как отношение прибыли-брутто от операци­онной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под)к общей сумме затрат по операционной деятельности (Зод):

Rод= Под/ Зод

Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операци­онной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитыва­ются не только реализационные, но и внереализационные результа­ты, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестицион­ных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инве­стиционной деятельности относится к сумме инвестиционных за­трат (ИЗ):

RI=Пид/ИЗ

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффек­тивность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Rоб=Прп/Врп

Рентабельность (доходность) операционного капиталаисчисляет­ся отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой стоимости опе­рационного капитала (ОК).Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

Rок= Под/ ОК

Рентабельность совокупных активов (ВЕР)определяется отноше­нием общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности до вы­платы процентов и налогов (EBIT)к среднегодовой сумме совокупного капитала (KL).Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия:

ВЕР= EBIT/ KL

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных по­казателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провес­ти межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Эффективность функционирования предпри­ятия зависит не только от размера получае­мой прибыли, но и от характера ее распреде­ления. Порядок ее распределения заключается в том, что одна часть прибы­ли в виде налогов и сборов поступает в бюд­жет государства и используется на нужды об­щества, а вторая часть остается в распоряже­нии предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на рас­ширение производства, создание резервных фондов и т.д.

Для повышения эффективности произ­водства очень важно, чтобы при распределе­нии прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, пред­приятия и работников.

Государство заинте­ресовано получить как можно больше при­были в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибы­ли на расширенное воспроизводство. Работ­ники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли.

Однако если государство облагает пред­приятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализа­ции продукции, и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспек­тиве уменьшится производство продукции, так как не будут обнов­ляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге может стать причиной бан­кротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных вы­плат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к сни­жению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть ана­лиз хозяйственной деятельности.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения вели­чины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятий.

Для анализа используют Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методологические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала, расчетов налога на прибыль, на доходы и др.

 



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности строительной организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ прибыли и рентабельности строительной организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)