Анализ прибыли и рентабельности строительной организации
Главной целью ЧТПУП «Интерьер-Стекло», как и любой другой коммерческой организации, является получение прибыли. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств. Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода. Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: · изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка; · систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики; · определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли; · выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса; · оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; · выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия. Отчет о прибыли и убытках ЧТПУП «Интерьер-Стекло» предоставлен в Приложении №3.3. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования: 1)Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты. 2)Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина прибыли и собственного капитала предприятия. 3)Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль. 4)Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним. 5)Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO). 6)Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда). 7)Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного Периода. 8)Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты). На величину прибыли влияют следующие факторы: -величины доходов от основной деятельности и величины затрат на производство продукции -прибыли или убытка по прочей реализации и внериализационным операциям. Этапы анализа формирования и использования прибыли: 1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности. 3. Анализ уровня среднереализационных цен. 4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности. 5. Анализ рентабельности деятельности предприятия. 6. Анализ распределения и использования прибыли. В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом. 1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности. 2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы, и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала). Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам. Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. 3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия. 4. По характеру налогообложенияразличают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемая) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль. 5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде. 6. По экономическому содержаниюприбыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). 7. По характеру использованиячистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Величина прибыли, уровень рентабельности характеризуют все стороны хозяйствования и зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Основная часть прибыли предприятия – это прибыль, получаемая от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Объем продаж продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. При увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли, но только в том случае, если продукция является убыточной. Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств, т.е. не связанных с реализацией продукции. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. В связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями часто возникают убытки от выплаты штрафов. При анализе определяются причины невыполненения обязательств и для предотвращения допущенных ошибок принимаются меры. Конечным финансовым результатам деятельности предприятия является балансовая прибыль. Она охватывает все доходы, полученные предприятием от основной деятельности и вспомогательной. После того как из прибыли были уплачены все налоги, в распоряжении предприятия попадает чистая прибыль, которая в дальнейшем распределяется по фондам: 1. фонд потребления 2. фонд накопления 3. резервный фонд. Фонд потребления - денежные средства, ориентируемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (за исключением капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива предприятия и другие типичные мероприятия, не приводящие к образованию имущества предприятия. Фонд накопления - денежные средства, ориентируемые на производственное развитие предприятия и иные типичные цели, которые предусмотрены учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Резервный фонд - часть собственных средств предприятия, которая образуется за счет отчислений от прибыли. Она используется для покрытия потерь от операционной деятельности, пополнения основного капитала и выплат дивидендов в случаях недостатка текущей прибыли. Устав соответствующих организаций определяет порядок пополнения и использования резервного фонда. В бухгалтерском балансе сумма данного фонда отражается по пассиву. Минимальные нормы резервного фонда в виде фиксированного процентного отношения резервов к собственным и привлеченным средствам устанавливаются в законодательном порядке. В соответствии с законодательством РБ предприятие создает за счет прибыли резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков, остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год. Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, учреждениями за продукцию, товары, работы и услуги, с отнесением сумм резервов на результаты хозяйственной деятельности. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать следующие резервы: - на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности; - предстоящих затрат по ремонту предметов проката; - на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. Рентабельность- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодности производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1)показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности); 2)показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж); 3)показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.). Рентабельность продукции(Rп)исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (Прп)к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): Rп= Прп/ Зрп Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Рентабельность операционной деятельности (Rод)рассчитываетсяв целом по предприятию как отношение прибыли-брутто от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под)к общей сумме затрат по операционной деятельности (Зод): Rод= Под/ Зод Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности. Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ): RI=Пид/ИЗ Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: Rоб=Прп/Врп Рентабельность (доходность) операционного капиталаисчисляется отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой стоимости операционного капитала (ОК).Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе: Rок= Под/ ОК Рентабельность совокупных активов (ВЕР)определяется отношением общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов (EBIT)к среднегодовой сумме совокупного капитала (KL).Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия: ВЕР= EBIT/ KL В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения заключается в том, что одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятий. Для анализа используют Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методологические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала, расчетов налога на прибыль, на доходы и др.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |