Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ



2020-02-04 1139 Обсуждений (0)
ФОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки при оценивании знании; оценка поведения, внеучебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов. Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т. е. соответствием речи нормам современного литературного языка — акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи — ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи учителя.

Особое внимание важно уделить вопросам правильности и чистоты речи, ибо, как показывает опыт вузовского обучения, наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм и использованием диалектизмов, «лишних» слов («ну», «это», «значит», «так сказать»). Вот лишь некоторые характерные примеры, записанные во время практики студентов в школе: «Двойка по контрольной поставлена благодаря твоей невнимательности» (неправильное использование предлога «благодаря», который употребляется в основном для указания причины, вызвавшей положительный результат; лучше употребить предлог «из-за»); «выдающий ученый» (вместо «выдающийся ученый»); «просклоняйте по падежам существительное» (неоправданный повтор: склонять, т. е. «изменять по падежам», правильно: «просклоняйте существительное»); «сотри с доски» (правильно: «стереть с доски», но «вытереть доску»).

Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура будущего учителя. Типичные ошибки в толковании и использовании терминов — неправильное или приблизительное их понимание, «мнимое» толкование («фагоцитоз» — питание, «вид» — группа животных, «фонема» — минимальная часть слова, «синантроп»— древние люди). А ведь знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся — одни из указателей профессиональной культуры учителя. И важно развить в себе потребность в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.

Если обратится к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно составить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

 

По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки:

1. Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».[1]

2. Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».[1]

3.Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».[1]

4. Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».[1]

5. Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Так, Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».[1]

6. Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».[1]

7. Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: «Если пишешь многословно, — это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь».[1]

8. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».[1]

9. Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой».[1]

10. Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

 

1.1 ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

 

Наш разговор о педагогической речи будет неполным, если не остановиться на вопросе — каковы особенности речи учителя как частного проявления речи публичной? Ведь учитель чаще всего общается, обращаясь ко всему классу, управляя с помощью слова, взгляда вниманием и восприятием целого коллектива, группы учеников.

 

Особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

 

Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству. Что сообщает речи учителя направленность? Прежде всего наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми — это и способ самовыражения, «самораскрытия духовного богатства перед учениками» (В. А. Сухомлинский).[1]

 

Направленность речи учителю сообщает и его умение строить свой монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести. В его речи будут и прямые побуждения, призывающие к совместной работе («представим себе», «давайте пофантазируем», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т. п.), и выражение собственных оценок, впечатлений, и эмоционально-экспрессивные слова, выразительные интонации.

 

Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, движения тела говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, в какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

 

Визуальный канал предоставляет также ученикам информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении) к ним. Поэтому учителю важно развивать в себе умения контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов.

 

Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Для речи учителя при этом могут быть характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов, перестановка слов; темп его речи может то ускоряться, то замедляться; учитель может ставить перед собой вопросы, демонстрируя ход рассуждений при ответе на них.

 

Импровизированная речь — понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ написанного конспекта, не припоминание его, не воспроизведение заранее выученного (это всегда чувствуется, когда мы пытаемся так «импровизировать»), а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, но с учетом предварительной подготовки — отбора содержания, объема повествования, продумывания его логики, тона, стиля речи, ее интонационно-ритмической структуры! Здесь есть существенный для учителя психологический момент. Способность импровизировать — это умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала. Проверьте себя в этом: можете ли вы сегодня рассказать ученикам (своим товарищам) известный вам еще по школе программный материал, обогащенный институтским знанием, изложив его увлеченно, живо, эмоционально? Появились ли у вас новые акценты в восприятии этого материала? В ином случае вам грозит опасность заученных штампов, формулировок учебника, интонационного однообразия.

 

В других случаях речь учителя — импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками, когда условия требуют немедленной реакции учителя. И он реагирует — развернутым ответом, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.

 

Таким образом, к основным особенностям речи относятся: её направленность, обращённость к ученикам; передача по двум каналам – звуковому и визуальному; она импровизируется.

 



2020-02-04 1139 Обсуждений (0)
ФОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)