Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ



2020-02-04 463 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству. Что сообщает речи учителя направленность? Прежде всего наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми — это и способ самовыражения, «самораскрытия духовного богатства перед учениками» (В. А. Сухомлинский).[1]

Направленность речи учителю сообщает и его умение строить свой монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести. В его речи будут и прямые побуждения, призывающие к совместной работе («представим себе», «давайте пофантазируем», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т. п.), и выражение собственных оценок, впечатлений, и эмоционально-экспрессивные слова, выразительные интонации.

Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, движения тела говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, в какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

 

Визуальный канал предоставляет также ученикам информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении) к ним. Поэтому учителю важно развивать в себе умения контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов.

Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Для речи учителя при этом могут быть характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов, перестановка слов; темп его речи может то ускоряться, то замедляться; учитель может ставить перед собой вопросы, демонстрируя ход рассуждений при ответе на них.

Импровизированная речь — понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ написанного конспекта, не припоминание его, не воспроизведение заранее выученного (это всегда чувствуется, когда мы пытаемся так «импровизировать»), а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, но с учетом предварительной подготовки — отбора содержания, объема повествования, продумывания его логики, тона, стиля речи, ее интонационно-ритмической структуры! Здесь есть существенный для учителя психологический момент. Способность импровизировать — это умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала. Проверьте себя в этом: можете ли вы сегодня рассказать ученикам (своим товарищам) известный вам еще по школе программный материал, обогащенный институтским знанием, изложив его увлеченно, живо, эмоционально? Появились ли у вас новые акценты в восприятии этого материала? В ином случае вам грозит опасность заученных штампов, формулировок учебника, интонационного однообразия.

В других случаях речь учителя — импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками, когда условия требуют немедленной реакции учителя. И он реагирует — развернутым ответом, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.

Таким образом, к основным особенностям речи относятся: её направленность, обращённость к ученикам; передача по двум каналам – звуковому и визуальному; она импровизируется.



2020-02-04 463 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)