Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мимика как искусство выражать свои мысли.



2020-02-04 507 Обсуждений (0)
Мимика как искусство выражать свои мысли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики — брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые — сосредоточенность, неподвижные— спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении — восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза—зеркало пустой души» (К. С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение ползоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное» лицо).

Для развития ориентировки в осознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Вот, например, эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон по ведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застывшая, брови приподняты, голос дрожит, лицо искажено, взгляд, бегающий, движения резкие, тело дрожит.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

 

 

Техника речи. Фонационное дыхание.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к учителю.

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка - набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.

 

Голос и его особенности – сила, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Дикция как профессиональная необходимость. Ритмика и темпо ритм речи.

Голос

Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного.

Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые

Резонаторная система — глотка, носоглотка, полость рта — обеспечивает статику и динамику речи.

Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонация и необходимого для возникновения звука.

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук —голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса прежде всего касается его изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя — пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

 

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т. е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи — грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта—головной резонатор. Резонаторные ощущения в грудной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок таким образом, чтобы исходный тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют. Систему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в работах 3. В Савковой и В. П. Чихачева о голосе лектора, в пособии для театральных вузов.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные, повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. (См.- Василенко Ю. С. О голосе педагога//Сов. педагогика,— 1972.—№ 7.—С. 89.)

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55—72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65—74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3—4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее — через 2—3 ч — и отдыхает дольше — до 2 ч

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода.

Полезны и следующие советы:

- монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее;

- вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной;

- нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

Дикция

Для учителя четкость произношения — профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п.

Неорганические недостатки произношения — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции — скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюкание, которое бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости.

Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм.. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К. С Станиславский).

 

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан —от 120 до 150). Но, как показывают экспериментальные данные, в V—VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в X—75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется, как горох из решета,— насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» (К. С Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И. П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи учителю могут помочь специальные упражнения.

Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако если деятельность педагога не одухотворена гражданскими чувствами, коммунистическими идеалами, то, как бы блестяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным, как фальшью, мнимой приподнятостью Необходима внутренняя правда педагогической техники, выражающаяся во всем поведении педагога.

 



2020-02-04 507 Обсуждений (0)
Мимика как искусство выражать свои мысли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мимика как искусство выражать свои мысли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)