Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ



2020-02-04 1315 Обсуждений (0)
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.

О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Л.Д. Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском в романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников: то, что он говорил, запоминалось навсегда, он забивал слова, как гвозди. И спустя десятилетия его бывшие ученики воспроизводили слова, выражения, манеру говорить своего учителя.[5]

Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.

Выстроим логическую цепочку, обозначив в ней задачи речи учителя при изложении знаний в соотнесенности с результатами их решения.

Задачи речи учителя: информировать, развивать, воздействовать, формировать отношение к знанию, побуждать к поступку, действию на основе знаний.

Результаты восприятия речи учителя учениками: обогащение интеллекта, осмысление знаний, принятие их для себя как личной ценности, использование знаний как руководство в своём поведении.

К сожалению, эта логическая цепочка в массовой школьной практике часто не «срабатывает» и знания учеников остаются формальным накоплением понятий. Речь, не обращенная к уму и сердцу учеников, изобилующая ошибками, штампами, сухими фразами из учебника, в лучшем случае передает минимум информации. Но она не включает учеников на уроке в соразмышление, сопереживание («осмысление знаний как личной ценности»), не побуждает к размышлению над ними на уровне собственного поведения («использование знания как руководства для поступка»). Знания формируются в сознании учеников лишь как сумма абстракций, не связанных с его реальным бытием, хотя формально учитель говорит все, что положено по программе. Так появляется возможность разрыва между знанием и реальной жизнью ученика. Такова цена педагогически несовершенной речи учителя.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя — обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.

Так, анализ значимости темпа педагогической речи на уроках в начальных классах показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14,2% произвольной информации, то при быстром — 42,8%, а при замедленном—70%. Объясняется это тем, что ребята не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающемся от темпа их умственной деятельности.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при исследовании значимости логических ударений в речи учителя для правильного восприятия учебного материала урока. Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся такую информацию вообще не воспринимали, 11%—лишь ее часть, 47% — лишь ее начало. Учеников утомляла назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя. (Исследование 3. Г. Зайцевой, 1978 г.)[9]

На эффективность познавательной деятельности учащихся влияет и избранный учителем стиль коммуникативного поведения на уроке. Мы уже обращали на это внимание. Исследованиями установлено, что наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (типичные «учительские» выражения со словами «помолчи», «перестань», «сядь», «прекрати», «закрой»). Перебивы ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера (тоже, к сожалению, знакомые выражения: «как всегда ничего не знаешь», «куда только смотрят твои горе-родители», «куда уж тебе это понять»), приводит не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учениками, но и к снижению умственной активности последних.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку), стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников. Поучительный опыт представляет практика известного грузинского педагога Ш. А. Амонашвили, основанная на сознательном конструировании педагогом своего коммуникативного поведения с целью установления на уроках гуманных взаимоотношений между учителем и учениками. Вот лишь некоторые примеры коммуникативных приемов Ш. А. Амонашвили: проявление веры в возможности школьника («по-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справляешься»); позитивное выражение своих огорчений из-за неудач школьников («Как же так? Это, наверное, случайно так получилось. Давай выясним причину»). Советуем более глубоко познакомиться с его мудрой книгой «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.[12]

Следующая функция педагогической речи — обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель — ученик», «учитель — ученики», в значительной мере определяет педагогический успех.

Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений — взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь всё значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. О том, как это влияет на познавательную деятельность учеников, мы уже говорили выше. В плане внеурочного общения эти детали в речи, в коммуникативном поведении учителя еще более значимы.

Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя (общение-устрашение, общение-заигрывание, общение на основе дружеского расположения и пр.), характера его социальных установок в сфере общения (каковы его ожидания от общения с детьми, приносит ли оно ему удовольствие или утомляет и т. п.). Конечно же, при авторитарном стиле общения и негативных социальных установках от учителя трудно ожидать корректных высказываний, доброжелательных интонаций. Демократизм отношений другого учителя определит и иной стиль коммуникативного поведения — уважительный, доверительный.

Примером мастерства использования речи как регулятора общения служит опыт А. С. Макаренко. Великий педагог строил свои отношения с воспитанниками на основе принципа: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В зависимости от конкретных условий он мог быть серьезным и веселым, ироничным и негодующим, авторитарным и мягким. В этом заключалась диалектичность проявления его личности, адекватность проявления человеческих реакций на поведение воспитанника. Но тон, характер его речи всегда определялись уважением к достоинству человека, стремлением «достучаться» до его сознания, чувства.

Своеобразный кодекс коммунистического поведения воспитателя разработал В. А. Сухомлинский. Известный педагог считал, что слово учителя не должно быть грубым, оскорбляющим, в нем не должно быть фальши, предубежденности. Уровень педагогической культуры учителя, по мнению В. А. Сухомлинского, определяется уровнем его словесного воспитания.

Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к тем неудовлетворительным результатам в работе, о которых мы говорили в начале.

В самостоятельной работе по совершенствованию речи можно выделить несколько направлений:

1)Самоконтроль и развитие культуры речи, создание у себя установки на владение правильной, литературной речью во всех ситуациях речевого общения:

- воспитание привычки и потребности в изучении и повышении своего уровня культуры речи;

- особое внимание важно уделять вопросам правильности речи (соответствие нормам языка – ударения, произношение, словообразование) и чистоты речи.

Большую помощь в этом окажет работа со словарями: толковый, трудности сочетания слов. Обращение к ним в случае затруднения обогащает речь.

Изучите слабые места вашей речи (богатство, точность, логичность, верность) и работайте над их изменением.

В решении деловых вопросов, межличностном общении ориентируйте себя на владение полной устной речью

2) Самоконтроль и развитие умения выразительной речи.

Умелое интонирование, соответствие содержанию, использование изобразительных средств (эпитетов, метафор), словесной образной наглядности (отрывков из худ. произведений, афоризмов).

При подготовке выступления подумайте:

- какие размышления надо вызвать;

- какое настроение создать;

- интонация и ритм при выступлении.

Проговорите выступление, добиваясь нужного звучания. Не забывайте, что использование изобразительных средств языка должно быть естественным.

3) Самоконтроль и развитие коммуникативных умений, способностей, социальных установок в сфере общения.

Условием продуктивного коммуникативного поведения является индивидуальный стиль общения учителя. Важно изучить свою социальную позицию в общении:

- мое отношение к людям;

- интересен ли процесс общения;

- управляю ли я настроением;

- понимают ли меня люди;

- располагаю ли я к себе.

Успешность коммуникативного поведения предполагает развитие у будущего учителя ряда спец. способностей:

- социально-перцептивных (способность ориентироваться в партноре, понимать его внутреннее состояние);

- способность к социальному воображению (поставить себя на место другого, предвидеть реакцию);

- способность к саморегуляции, управлению психическим состоянием в общении;

- способность к волевому воздействию, внушению.

 

4) Развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.

- развитие воображения (воссоздающего и творческого);

- ассоциативной и образной памяти, фантазии.

Обязательным условием выразительности речи учителя является мысленное видение им тех предметов, событий, процессов, о которых он повествует.

Речь в этом случае становится эмоциональной, яркой, рисуем картины средствами языка.

Волевым усилием добиться такой речи нельзя. Надо развивать умение видеть и слышать мир в красках и звуках, картинах, учиться передавать видения в слове.

 



2020-02-04 1315 Обсуждений (0)
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)