Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ



2020-02-04 482 Обсуждений (0)
РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников. Поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Выражение «речь учителя» (синоним — «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — устные высказывания. Устная речь учителя — это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтение вслух параграфа учебника).

Педагогическая речь призвана обеспечить: а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения; г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. Школьники переживают и понимают эстетику науки тогда, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников, совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность с образностью, эмоциональностью, с особенностями своей индивидуальности. Только тогда наука выступает в увлекательной форме, свободной от штампов. Речевое воспитание ведется непрестанно, педагогический смысл овладения образными средствами языка, выразительностью речи определяется и тем, что в них выражается оценочное отношение человека к миру, его моделирование и смысловая интерпретация, служащие важными факторами интеллектуально-эмоционального воздействия на школьников.

 

К сожалению, речь неопытного педагога (а порой и педагога – стажёра) зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется важным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что речевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил К. С. Станиславский: «Слово с подмененными буквами представляется мне... человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами: «Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед».[2]

В связи с этим напомним, от каких факторов зависит воздействие речи:

1. Умение убеждать, логическое построение речи.

2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

3. Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

4. Использование вспомогательных ( эктосемантических ) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения, баланса «диагонали—вертикали».

5. Дисскусионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.

6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность.

В процессе преподавания учитель, являясь коммуникативным лидером, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. Слово — главный его инструмент — должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи. Но часто ли учитель задумывается над тем, как весомо его слово? Содержательное и образное, оно расширяет кругозор ребенка; бодрое и уверенное — дисциплинирует; остроумное и меткое — зажигает творческий дух; гневное и страстное — рождает в ребенке стыд и раскаяние. Все в этом слове важно. Все в нем требует гармонии, меры и внутренней обусловленности. Но иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.

Итак, гармония мысли и слова — важнейший постулат для учителя. Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, корень многих тяжких неудач наших — в неуменье высказать свою мысль, одеть ее, как следует. Иногда «бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». (В.О.Ключевский.)

Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать. Заповеди-рекомендации педагогу сформулировал Г. О. Винокур:

— избегай многословия;

— говори просто, понятно, доступно;

— всегда знай, зачем говоришь;

— избегай речевого однообразия;

 

— следуй высоким образцам. Ищи свой вариант речевого поведения;

— помни, что вежливость — основа успеха в любой сфере жизни человека;

— умей не только говорить, но и слушать.[1]

 



2020-02-04 482 Обсуждений (0)
РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)