II . Новые понятия и категории
Входные барьеры Монополия Двусторонняя монополия Монопольная прибыль Достоинства и недостатки Монопольная власть монополии Естественная монополия Монопсония Индекс Лернера Несовершенная конкуренция Индекс Герфиндаля Чистая (абсолютная) монополия Монополистическая конкуренция Ценовая дискриминация
Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции и укажите их отличительные особенности. Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции? 2. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальна, а кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? 3. докажите, что пересечение кривых MR и МС обеспечивает максимизацию прибыли. 4. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти? 5. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек? 6. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению со свободной конкуренцией? 7. Объясните, в силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке существовать конкуренция? 8. Будет ли монополия производить товар на неэластичном участке кривой спроса? 9. В чем проявляется неэффективность монополии? 10. В чем смысл и значение антимонопольного регулирования? Какие антимонопольные законы вы знаете? Тесты и контрольные задания 1. Из перечисленного ниже на рынке совершенной конкуренции отсутствует: а) однородность продукции; б) мобильность ресурсов; в) реклама; г) большое число покупателей; д) большое число продавцов.
2. Чему равно численное значение МR, когда DD имеет единичную эластичность? Объясните свой ответ.
3. Покажите, что максимизирующий прибыль монополист никогда не будет функционировать на неэластичном по цене участке кривой спроса.
4. Производители растворимого кофе и других продуктов, продаваемых в супермаркетах, часто вкладывают в упаковки с продуктами купоны, дающие потребителям право на скидку в случае будущих покупок. Большинство этих купонов не используется. Объясните, почему использование купонов может быть формой ценовой дискриминации.
5. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры: а) единовременный налог на монополию; б) фиксированный налог на единицу выпуска; в) установление максимальной цены на рынке. Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, т. е. повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.
6. Антимонопольное законодательство, действующее во многих странах мира, нацелено в первую очередь на обеспечение: а) запрета монополий; б) преимуществ покупателей; в) конкурентных преимуществ фирм; г) регулирования цен; д) максимального выигрыша общества.
7. Патентная система США предоставляет изобретателям монопольные права на 17 лет. Выиграло бы общество, если бы срок патента был сокращен до 10 лет? Обсудите издержки и выгоды данного изменения. Различные виды рыночных структур
Основные направления антимонопольной политики государства
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |