Тема: Монополистическая конкуренция и олигополия.
Как было уяснено при изучении предыдущей темы, в реальной хозяйственной жизни совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой скорее не правило, а исключение. Большинство рыночных структур современной экономики располагаются в промежутке между двумя крайностями. «Задача теории – дать более правильное объяснение действительности, рассматривая не две резко различающиеся и взаимно исключающие друг друга категории, а континуум, заключенный между двумя крайними точками»[2]. Решению данной задачи и посвящается очередной семинар-практикум, в процессе которого предстоит обсудить фундаментальные вопросы темы. При изучении вопроса: «Понятие монополистической конкуренции и ее основные черты» прежде всего необходимо уяснить природу и характерные черты монополистической конкуренции, при которой довольно большое число производителей предлагает к продаже схожую, но не идентичную продукцию. То есть никакие две фирмы не производят товар одной и той же разновидности. Вместе с дифференциацией продукта появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся всё значительнее. В этих условиях «каждый является монополистом и всё-таки имеет конкурентов», что даёт основание говорить о них как о “конкурирующих монополистах”. Обдумайте признаки монополистической конкуренции, в условиях которой: · каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой; · тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен; · нет ощущения взаимной зависимости производителей; · каждая фирма определяет сама свою политику, очень редко учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Выработайте правильное представление о дифференциации продукта, которая может базироваться, во-первых, как на определенных физических параметрах продукта, запатентованных фирменными названиями, торговыми знаками и марками, так и на индивидуальных его особенностях, относящихся к качеству, форме, цвету или стилю. Во-вторых, дифференциация существует также в условиях, сопутствующих продаже товара, к которым относятся удобство местонахождения продавца, его репутация, общая атмосфера обслуживания покупателей и т.п. Уяснению этой проблемы может помочь таблица 11.1 «Структурно-логических схем». Важно понять, что вусловиях монополистической конкуренции объем сбыта отдельного продавца лимитирован и определяется факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу. Как видно, ценовой конкуренции здесь сопутствует неценовая конкуренция. Суть второго вопроса «Равновесие монополистически конкурентной фирмы» заключается в выяснении проблемы определения цены и объема производства фирмой – конкурирующим монополистом. Исходите из понимания монопольной власти как явления, предполагающего, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон. Степень эластичности кривой спроса зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса, и наоборот. Равновесие фирмы означает достижение известного равенства предельных издержек и предельного дохода (МС = МR). В краткосрочном периоде фирма может как получать дополнительную (экономическую) прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, так как барьеры вхождения в отрасль практически отсутствуют: фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал. В результате прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции. Равновесие, обеспечивающее получение нормальной прибыли в долговременном периоде, изображено на ключевом графике (см. «Структурно-логические схемы»). С учетом вхождения в отрасль новых конкурентов кривая спроса D¢m начнет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль. Это будет достигнуто тогда, когда кривая спроса примет положение касательной к кривой средних издержек. В точке А цена Рm несколько превышает минимальные средние общие издержки Рс. Обратите внимание на тот факкт, что при максимизирующем прибыль объеме производства Qm средние издержки фирмы превышают уровень, который с общественной точки зрения является оптимальным и, следовательно, эффективность производства не достигается. Также необходимо четко усвоить, что цена, максимизирующая прибыль, Рm, превышает предельные издержки (уровень P0); это означает, что в условиях монополистической конкуренции присутствует элемент монопольной власти. Данная ситуция приводит к тому, что в процессе производства используется недостаточный объем общественных ресурсов. Потребители ценят каждую единицу выпуска в интервале Qm и Qmс выше тех товаров, от которых оно должно отказаться для производства данных товаров. Таким образом, монополистическая конкуренция в определенной степени не обеспечивает и эффективности распределения ресурсов. Но общество “мирится” с монополистической конкуренцией в силу её положительных сторон. Самостоятельно изучите их, а также проблему феномена “избытка производственных мощностей”. При подготовке к третьему вопросу «Сущность и основные признаки олигополии» уясните, что олигополия – это такая структура рынка, когда доминирует несколько крупных производителей однородного или дифференцированного продукта, например, в авиа-, судо- и автомобильной промышленности, черной и цветной металлургии, производстве компьютерной техники и т.д. Отсюда вытекают все особенности олигополии: возможность «создания цены» входящими в неё фирмами, существование барьеров вхождения в олигополию и взаимозависимости между фирмами, обусловливающей тенденцию к сговору. Обратите внимание на то, что ценовое поведение участников олигополии имеет сходство с игровой стратегией в шахматы или покер. Достижение наилучшего результата зависит от поведения соперников – игроков (олигополистов). На занятии может быть проведена игра между студентами, которая позволит лучше уяснить специфику ценовой стратегии олигополии двух фирм (дуополии) - подгрупп учебной группы. Четвертый вопрос «Основные модели олигополистического ценообразования» направлен на углубление знаний механизма формирования цен и объемов производства в условиях олигополии. В процессе подготовки к нему важно убедиться, что олигополия охватывает большой спектр и большее разнообразие рыночных ситуаций, чем другие рыночные структуры. Данное явление включает: · «тесную» олигополию, когда на рынке доминирует две или три крупные фирмы; · «свободную» олигополию, когда шесть или семь фирм делят между собой 70-80 % рынка; · производство и реализацию стандартизированной и дифференцированной продукции; · случаи, при которых фирмы действуют на рынке в сговоре и независимо друг от друга; · ситуации, когда барьеры вхождения на рынок очень высокие, и ситуации, когда вхождение на рынок не сильно затруднено, и т.п. Учитывая сказанное, видно, что, в отличие от других рыночных структур, стандартного образа олигополии не существует. Поэтому и есть необходимость разобраться в таких возможностях поведения фирмы на олигополистическом рынке, как: 1) нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом; 2) картель (или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие; 3) картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия. Все эти возможности породили три разновидности олигополистических рынков, которые необходимо изучить в процессе самостоятельной работы на примерах моделей: 1) ломанной кривой спроса; 2) ценового сговора; 3) ценового лидерства. В основу подготовки к обсуждению пятого вопроса «Олигополистические рыночные структуры в современной экономике России» целесообразно положить материалы из последних публикаций экономических журналов и газет, в которых содержатся свежие данные по проблеме.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |