Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Рынки факторов производства и распределение факторных доходов



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Тема: Рынки факторов производства и распределение факторных доходов 0.00 из 5.00 0 оценок




На предыдущем занятии были изучены ценообразование и производство товаров в условиях четырех рынков: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Действующие на этих рынках фирмы ведут себя по-разному, но в их поведении много общего: им всем нужны ресурсы для производства своего продукта.

Цель данного семинара как раз и состоит в углублении знаний о функционировании рынков, на которых предприятия (фирмы) поку­пают необходимые им для производства материальных благ и услуг экономические ресурсы - рабочую силу (труд), капитал и землю. В центре внимания должны находиться проблемы ценообразования на факторы производства, так как цены на ресурсы являются основной причиной, влияющей на денеж­ные доходы их владельцев (зарплату, процент, ренту, прибыль) и издержки производства фирмы-покупателя.

Отработка первого, вводного в тему вопроса «Сущность и структура факторов производства» предполагает уяснение понятий факторов производства и их основных видов: рабочей силы (труда) (L), природных ресурсов (Z), капитала (К) и предпринимательских способностей. Вспомните ранее изученную модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, которая помогает осознать, что именно цены на указанные четыре груп­пы ресурсов влияют на распределение богатства в обществе между наем­ными работниками, владельцами земли, собственниками капитала и пред­принимателями.

Нужно уяснить, что на рын­ке факторов производства фирмы выступают в качестве покупателей, а домашние хозяйства - в качестве продавцов. Отсюда следует, что анализ поведения фирмы на рынке ре­сурсов должен исходить из принципов минимизации фирмой своих затрат и максимизации полезности владельцами факторов производства.

 При изучении второго вопроса: «Производный характер спроса на факторы производства» вникните в отличие потребительского спроса на товары и услуги от спроса фирмы на факторы производства: спрос на рынке ресурсов носитпроизводный характер, он зависит от спроса на готовые товары и услуги, так как фирмы покупают ресурсы для производства и реализации конечных товаров и услуг с целью максимизации прибыли.

Возникает вопрос: чем руководствуется фирма при определении объема закупок факторов производства? При ответе на него необходимо, во-первых, разобраться в таких новых понятиях, как: предельный продукт фактора производства (МР); предельный доход (MR); предельный продукт в денежном выражении (marginal revenue product), или, предельная производительность ресурса (MRP = МР · MR); закон убывания предельного продукта. Не упустите, что на графике предельная производительность ресурса – это кривая спроса на её продукцию. Второе обстоятельство, которым руководствуется фирма при определении объема закупок факторов производства, - издержки на приобрете­ние каждой дополнительной единицы фактора производства (marginal resource product, MRC). На величину MRC влияют цены предложения ресурса.

Учитывая сказанное, убедитесь в том, что принцип выбора фирмой количества того или иного используемого ресурса (при неизменных объемах других ресурсов), обеспечивающего максимизацию её прибыли, заключается в достижении равенства MRP = MRC. Рассмотрите ситуации, когда MRP > MRC и MRP < MRC. Проанализируйте кривые предельной производительности ресурса для конкурентной фирмы (MRP = МР · Р) и фирмы монополиста (MRP = МР · MR), действующих на рынке готовой продукции.

Охарактеризуйте детерминанты спроса на факторы производства, приводящие к сдвигу кривой спроса: изменение производительности ресурса; динамика спроса на товары, производимые с помощью данного ресурса; изменение цен на другие ресурсы.

 

При изучении третьего вопроса:  «Ценообразование на факторы производства и их предложение. Факторные доходы» следует обратить внимание на то, что общие закономерности предложения факторов производства различны для разных ресурсов; этот аспект более глубоко предполагается исследовать в следующих двух темах. Предваряя этот анализ, здесь необходимо выяснить следующее.

· Решение о предложении труда определяется многими экономическими и неэкономическими факторами, прежде всего: ценой труда, т.е. зарплатой; демографическими факторами – возрастом, полом, образованием, семейным положением; мобильностью работников; фактором времени.

· предложение капитала зависит от прошлых инвестиций, сделанных фирмами, домашними хозяйствами и правительствами, доходов и процентных ставок;

· количество земли и других природных ресурсов зависит от геологических условий и не может существенно измениться, что и определяет специфику предложения данных ресурсов.

Аргументируйте эти положения. Рассмотрите особенности эластичности кривой предложения труда (положительный наклон, совершенно неэластичное предложение, убывающий участок кривой). 

 Анализ вопроса:«Равновесия фирмы на рынке факторов производства» необходимо осуществлять посредством:

во-первых, суммирования по горизонтали всех кривых спроса отдельных фирм, для того чтобы получить кривую рыночного спроса DD на тот или иной производственный ресурс;

во-вторых, складывания по горизонтали величин индивидуального предложения фирм, что позволяет построить кривую рыночного предложения SS некоего фактора производства.

Теперь у вас есть всё необходимое для определения равновесной цены на производственные ресурсы в условиях конкурентного рынка. Используя знания проблемы формирования равновесия на рынке благ потребительского назначения, постройте график спроса и предложения на конкурентном рынке факторов производства. Для более глубокого понимания поведения фирм на рынке факторов производства рассмотрите проблему разделения дохода, получаемого собственником ресурса, на трансфертное вознаграждение и экономическую ренту.

Ознакомьтесь с сущностью теории предельной производительности распределения[3] и твердо уясните, что рынки в условиях жесткой конкуренции распределяют национальный продукт между владельцами факторов производства по правилам:

· заработная плата = предельный продукт труда;

· процент на капитал = предельный продукт капитала;

· земельная рента = предельный продукт земли.

Готовясь к пятому вопросу: «Закон взаимозамещения факторов производства», необходимо обратиться к узловым моментам первого вопроса. В нём рассматривался случай выбора фирмой количества определенного ресурса при условии, что количества всех остальных используемых ею ресурсов неизменны.

На практике же фирма может изменять количества всех применяемых ресурсов. Поэтому рассмотрите условие максимизации прибыли, когда все ресурсы являются переменными.

Найдите с помощью таблицы (примеров) различных комбинаций труда и капитала или графика изокванта - изокосты один-единственный уровень наименьших издержек фирмы на производство продуктов, при котором максимизируется её прибыль, в условиях совершенной и несовершенной конкуренции (считая рынки факторов конкурентными). Раскройте смысл

равенств:

 

                           MRPL      MRPK        MRPN

——— = ——— = ——— = … = 1,

                               РL           РK         РN

или:

                       MRPL      MRPK        MRPN                      1

——— = ——— = ——— = … = ———.

                           РL           РK         РN                          MR

 

Теперь, вооружившись знанием общих принципов, лежащих в основе ценообразования на факторы производства, на следующих семинарах можно будет детально обсуждать отличительные особенности трех главных рынков факторов производства – труда, капитала и земли. 



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
Тема: Рынки факторов производства и распределение факторных доходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Рынки факторов производства и распределение факторных доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)