Теоретическая база опыта.
МР «Ферзиковский район»
Обобщение педагогического опыта
Учителя русского языка и литературы I квалификационной категории Вдовенко Елены Николаевны
Калуга 2008 г.
Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. (Р. Ролан) Вдовенко Елена Николаевна Год рождения: 196 4 Квалификационная категория: I квалификационная категория Год присвоения: 2004г. Домашний адрес: г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д. 160, кв. 41. Телефон : 52-32-72. Содержание. I. Введение…………………......................................................................................................... 4 II. Теоретическая база опыта …………………………………………………………………...6 III. Обобщение педагогического опыта уроках………………………………………………..8 1. Модульное обучение ………………………………….….…………...…..8 2. Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса10 3. Урок-путешествие……………………………………………….….…....11 4. Развитие речевой деятельности……………………………..………….……12 IV. Внеурочная деятельность………………………………………………….………………………18 V. Театральная деятельность…………………………………………………………………..19 VI. Оценивание учащихся ….……………………..…………………………………...………20 VII. Самоанализ профессиональной деятельности ………………………………………….21 VIII. Список литературы ………………………………………………………………………23
Введение. В МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа» я работаю ровно год. Пришла сюда по приглашению администрации школы. До этого с 1992 года работала в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги, где и происходило становление моего педагогического опыта. В наше время так много школ разного типа: гимназий, лицеев, колледжей. Но большинство детей учится в общеобразовательной школе, именно в такой школе я и работаю. Дети здесь совершенно разные по своим способностям, и первоначальной задачей учителя должен быть поиск подхода к каждому ученику. А основным принципом учителя – словесника должно быть обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Исходя из этих слов, хочу выделить главные заповеди в работе учителя – словесника, которыми я руководствуюсь. Для этого воспользуюсь словами писателей: 1. «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы». (Н. Гоголь) В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку.
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». (Б. Желтков) Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
3. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин) Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле, за околицу Пока идешь за кем - то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н. Рыленков) Это о самостоятельности и активности учеников в познании «великого и могучего» языка, о вере, что ученик может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы. Естественно, все эти заповеди не существуют сами по себе: они вместе создают ту благодатную атмосферу урока, когда обучение и воспитание происходит одновременно, когда идешь в класс, зная, что идешь к единомышленникам, Только тогда, когда это происходит, можно с уверенностью говорить о возможности развития у учащихся творческих способностей, о воспитании всесторонне развитой личности, не только обладающей большим потенциалом знаний и умений, но, прежде всего мыслящей, умеющей из огромного количества информации выбрать главное, что является одной из основных общеобразовательных задач современной школы.
«Развитие творчески способных учащихся на уроках русского языка и литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в современной науке. Теоретическая база опыта. Образование – это индустрия, направленная в будущее. (С. П. Капица) Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов) Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа. б) содержательная часть обучения: - цели обучения – общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть технологичного процесса: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса; Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями и применяя их на практике, с течением времени я поняла, что больше всего меня привлекает технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, система развивающего обучения Л. В. Занкова, А. С. Якиманской. Познакомившись поближе с этими технологиями, работая с детьми, обучавшимися в начальной школе по системе Л. В. Занкова, я пришла к выводу, что методику преподавания русского языка и литературы можно построить на принципах развивающего обучения. «Развивающее обучение отличается своей прямой направленностью на задачу психическо – умственного и личностного развития учащихся» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), главными задачами которых являются: - сформировать у учащихся активное отношение к процессу обучения, т. е. умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи; - учить ребенка ставить цель по самоизменению, ставить его в состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта» (В. В. Давыдов). Но, как известно, используя только одну технологию, можно что-то упустить в образовательном процессе. Чтобы избежать этого, я использую и другие, в частности, технологию дифференцирования, модульного обучения, систему К. Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека, где предполагается ориентация на: - нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; - преподавание литературы как искусства). Поэтому главной целью моей педагогической деятельности стало: - воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; - формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций образов. Эти цели неразрывно связаны с воспитательными. Современный учитель выполняет роль не только учителя-предметника, но и роль педагога – наставника. В этом направлении я ставлю следующие цели: - обеспечить школьнику чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); - формировать основу личности (на базе личной культуры); - развивать его индивидуальность.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |