Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебный материал разделён на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля учитель следует жёсткой структуре модульного занятия:

восприятие нового----осмысление----закрепление изученного----контроль.

Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.

При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. План модульного занятия позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

В процессе модульного занятия учитель включает самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие даёт возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной и познавательной деятельности в подготовке к итоговой аттестации.

(Приложение 1)

Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса.

Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерами и мобильными телефонами, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки:

ü  уроки объяснения нового материала

ü уроки закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений)

ü повторительно-обобщающие уроки

ü комбинированные уроки

ü уроки-лекции

ü уроки-практикумы

ü уроки-зачеты

ü уроки развития речи

ü уроки вспомогательного характера (уроки анализа письменных  и контрольных работ)

ü нетрадиционные уроки.

   Каждый урок должен иметь «тематический центр», которому нужно подчинить все: и вопросы, и примеры, и творческие задания, т.е., говоря словами Н.М. Шанского, «вся работа по языку (начиная со звука и написания и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами: морфемами, словом, предложением и т.д.) будет осуществляться на материале художественного текста и служить как общефилологическому и литературному образованию, так и воспитанию. Так велика наша литература, что на все курсы, всех лет, хватит с излишком» (Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность на продвинутом этапе обучения IX-XI классов//Русский язык в школе»-1994-№5-с39)

 

       Большинство уроков я стараюсь сделать тематическими: объяснение или повторение языкового материала идет на текстовом материале, объединенном одной темой. Тема оформляется строчкой писателя:

ü «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»(Ф.Тютчев)

ü «Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин)

ü «Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер…» (А.Ахматова)

ü «Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены кусты неспешно зреющей рябины» (А. Ахматова)

ü «Это кружится октябрь…» (Б. Пастернак)

ü «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…» (А. Пушкин)

ü «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» (А. Пушкин)

ü «В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят…» (А. Ахматова)

ü «А весна хороша, хороша!» (Н. Заболоцкий)

ü «Люблю грозу в начале мая!» (Ф. Тютчев) и т.д.

 

Можно целый урок посвятить ветке сирени, ветке черемухи, роднику, полю ржи, васильку, ромашке, т.е. всему, что нас окружает, что памятно и любимо.

Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек», русская природа, природа русских полей, рек, лесов. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.И . Рыленкова :  «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце» . А научить детей видеть, полюбить прекрасное – трудная, но важная задача.

Урок-путешествие.

Одним из наиболее интересных, применяемых на всех этапах изучения материала, является урок-путешествие. Наибольшей популярностью он пользуется у учащихся 5-6 классов, так как отвечает их возрастным потребностям.

Ребята в этом возрасте наиболее восприимчивы ко всякого рода сказкам, фантазиям. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными героями, вступить в борьбу с кровожадными пиратами куда интересней, чем пересказывать  параграф учебника.

Урок-путешествие на тему «SOS…Спасите наши сказки!» представляет собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Сам по себе урок должен иметь необычное начало.

Представьте себе, в класс торопливо входит встревоженный учитель (именно в этот момент важно остановить на себе внимание всех учащихся, которые обязательно заметят, что что-то не так). И, пока ученики не успели разобраться в происходящем, начать рассказывать о случившемся, о телеграмме, пришедшей в школу на их класс, о пропавших сказках. Только тут ученики постепенно поймут, что урок-то уже начался. Так мы входим в контрольный урок, облачённый в необычную форму, спрятанную за принимаемой всеми игрой. А в результате контрольный урок проходит без лишнего ненужного волнения со стороны учеников.

 

Проверку знаний провожу и в виде теста. Эта нетрадиционная форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.

(Приложение 2)

Развитие речевой деятельности на уроке.

 

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинениях должна отразиться авторская индивидуальность, т.к. эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

 

Любое сочинение пишется в определенном жанре. Чаще всего на практике применяется литературно-критическая статья. К сожалению, сейчас совсем уходит эпистолярный жанр. Для того чтобы учащиеся не забывали о письмах, часто и предлагаю им написать сочинение в эпистолярном жанре, с которым учащиеся знакомятся в 5 классе, где они обучаются специфике написания личного письма. От простого переходим к сложному. Например, после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предлагаю написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, опи­санных в повести. Ставлю вопрос:

     Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

Учащиеся выделяют следующих героев:

Остап — матери;

Остап — Андрию;

Тарас — жене.

Через письмо раскрывается внутренний мир героя. Для этого выбираем из произведения только те факты и эпизо­ды, свидетелем или участником которых был автор повествова­ния. Чтобы расположить материал во временной последователь­ности, составляем хронологическую таблицу.

Хронологическая таблица

События Фразы
1 2
Приезд сыновей из бурсы домой «Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, — говорил Тарас. — Боже, благослови! будьте здоровы сын­ки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!» Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих... она не могла на них наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она взрастила их, взлелеяла их — и только один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас » — говорила она...» «Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыно­вей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их ни­когда!»
Отъезд в Сечь (по дороге в Сечь) «Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас ду­мал о давнем. Сыновья его были заняты другими мыс­лями. Остап считался одним из лучших товарищей в бурсе... И никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать... Он имел доброту в таком виде, в каком она могла существовать в тогдашнее время, и душевно был тронут слезами матери».«Андрий был изобретательнее своего брата и с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от на­казания. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина стала представляться горчим мечтам его»
Жизнь в Сечи «Скоро оба молодые казака стали на хорошем счету у казаков. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения»
Получение вести и сборы в поход «Все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отомстив за все зло и посрамленье веры и казацкой славы... пустить далеко по степени о себе славу».«Прощай, наша мать! — сказали они почти в одно сло­во. — Пусть же тебя хранит Бог от всякого несчастья!»
Остап и Андрий в бою «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». «—О! да это будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! — говорил Та­рас об Остапе.— И этот добрый — враг бы его не взял! вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка! — дивился старый Тарас на Андрия»
Предательство Андрия «Царица! Что тебе нужно? Чего ты хочешь? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, — я побегу исполнить ее!» «А что мне отец, товарищи и отчизна? — сказал Андрий. — Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны?.. Отчизна моя — ты! Вот моя отчиз­на!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за та­кую отчизну! »
Избрание Остапа куренным «Да что совещаться? Лучше не можно поставить в ку­ренные, как Бульбенка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как старого человека»
Казаки получают весть «Теперь отделяйтесь, паны-братья! Кто хочет идти, ступай на правую сторону; кто остается, отходи на ле­вую!»
Запорожцы в бою «Не жаль расстаться с светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»
Гибель Андрия «Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня... Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас»
Ранение Тараса «Долго же я спал! — сказал Тарас. Что бы ни было, пойду разведать, что он, жив ли он? В могиле?»
Казнь Остапа и казаков «Впереди всех шел Остап. ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. — Дай же, Боже... чтобы ни один из нас не промолвил ни единого слова!» «Добре, сынку, добре! — говорил Тарас»
Смерть Тараса «Прощайте, товарищи! — кричал Тарас сверху. Вспо­минайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!»

 

Составление такой таблицы помогает проникнуть в суть про­изведения, анализировать его, поэтому нельзя недооценивать этого вида работы.

«Составить план — это значит расчленить сложный текст, найти центральную нить, то есть озаглавить эту часть, вскрыть логику построения, показать композицию, то есть порядок и вза­имоотношение частей», — отмечает С. А. Смирнов в своей книге «Письменные работы в средней школе по русскому языку и лите­ратуре» (М.,Л.: Учпедгиз, 1976. С. 13.)

Далеко не все учащиеся осознают это. Большое количество ученических планов показывает неумение выделять события, о которых будет рассказано от имени одного из героев, определять последовательность этих событий, выбирать для повествования главное, опускать второстепенное.

Составление хронологической таблицы помогает ученику по­строить свое повествование в логической последовательности, а выписанные цитаты — создать атмосферу эпохи.

Опыт показывает, что сразу написать письмо от имени одного из героев учащиеся затрудняются, хотя ими и составлена хроно­логическая таблица событий и выписаны фразы и цитаты. Наи­большую пользу в усвоении этого вида работы приносит знаком­ство с сочинением, написанным от лица одного из героев, и его анализ. Например, предлагаю прослушать письмо Петра Грине­ва родителям и ответить на следующие вопросы:

1. Как начинается письмо?

2. Можно ли отнести к содержанию письма два первых предло­жения. Как можно назвать эту часть сочинения?

3. Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринева?

4. Нашел ли отражение в сочинении язык художественного произведения?

5. Соответствует ли данное сочинение плану, по которому пи­шутся письма?

Письмо



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)