В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.
Учебный материал разделён на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля учитель следует жёсткой структуре модульного занятия: восприятие нового----осмысление----закрепление изученного----контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения. При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. План модульного занятия позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией. В процессе модульного занятия учитель включает самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие даёт возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной и познавательной деятельности в подготовке к итоговой аттестации. (Приложение 1) Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса. Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерами и мобильными телефонами, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки: ü уроки объяснения нового материала ü уроки закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений) ü повторительно-обобщающие уроки ü комбинированные уроки ü уроки-лекции ü уроки-практикумы ü уроки-зачеты ü уроки развития речи ü уроки вспомогательного характера (уроки анализа письменных и контрольных работ) ü нетрадиционные уроки. Каждый урок должен иметь «тематический центр», которому нужно подчинить все: и вопросы, и примеры, и творческие задания, т.е., говоря словами Н.М. Шанского, «вся работа по языку (начиная со звука и написания и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами: морфемами, словом, предложением и т.д.) будет осуществляться на материале художественного текста и служить как общефилологическому и литературному образованию, так и воспитанию. Так велика наша литература, что на все курсы, всех лет, хватит с излишком» (Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность на продвинутом этапе обучения IX-XI классов//Русский язык в школе»-1994-№5-с39)
Большинство уроков я стараюсь сделать тематическими: объяснение или повторение языкового материала идет на текстовом материале, объединенном одной темой. Тема оформляется строчкой писателя: ü «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»(Ф.Тютчев) ü «Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин) ü «Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер…» (А.Ахматова) ü «Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены кусты неспешно зреющей рябины» (А. Ахматова) ü «Это кружится октябрь…» (Б. Пастернак) ü «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…» (А. Пушкин) ü «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» (А. Пушкин) ü «В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят…» (А. Ахматова) ü «А весна хороша, хороша!» (Н. Заболоцкий) ü «Люблю грозу в начале мая!» (Ф. Тютчев) и т.д.
Можно целый урок посвятить ветке сирени, ветке черемухи, роднику, полю ржи, васильку, ромашке, т.е. всему, что нас окружает, что памятно и любимо. Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек», русская природа, природа русских полей, рек, лесов. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.И . Рыленкова : «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце» . А научить детей видеть, полюбить прекрасное – трудная, но важная задача. Урок-путешествие. Одним из наиболее интересных, применяемых на всех этапах изучения материала, является урок-путешествие. Наибольшей популярностью он пользуется у учащихся 5-6 классов, так как отвечает их возрастным потребностям. Ребята в этом возрасте наиболее восприимчивы ко всякого рода сказкам, фантазиям. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными героями, вступить в борьбу с кровожадными пиратами куда интересней, чем пересказывать параграф учебника. Урок-путешествие на тему «SOS…Спасите наши сказки!» представляет собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Сам по себе урок должен иметь необычное начало. Представьте себе, в класс торопливо входит встревоженный учитель (именно в этот момент важно остановить на себе внимание всех учащихся, которые обязательно заметят, что что-то не так). И, пока ученики не успели разобраться в происходящем, начать рассказывать о случившемся, о телеграмме, пришедшей в школу на их класс, о пропавших сказках. Только тут ученики постепенно поймут, что урок-то уже начался. Так мы входим в контрольный урок, облачённый в необычную форму, спрятанную за принимаемой всеми игрой. А в результате контрольный урок проходит без лишнего ненужного волнения со стороны учеников.
Проверку знаний провожу и в виде теста. Эта нетрадиционная форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса. (Приложение 2) Развитие речевой деятельности на уроке.
Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинениях должна отразиться авторская индивидуальность, т.к. эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.
Любое сочинение пишется в определенном жанре. Чаще всего на практике применяется литературно-критическая статья. К сожалению, сейчас совсем уходит эпистолярный жанр. Для того чтобы учащиеся не забывали о письмах, часто и предлагаю им написать сочинение в эпистолярном жанре, с которым учащиеся знакомятся в 5 классе, где они обучаются специфике написания личного письма. От простого переходим к сложному. Например, после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предлагаю написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести. Ставлю вопрос: Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому? Учащиеся выделяют следующих героев: Остап — матери; Остап — Андрию; Тарас — жене. Через письмо раскрывается внутренний мир героя. Для этого выбираем из произведения только те факты и эпизоды, свидетелем или участником которых был автор повествования. Чтобы расположить материал во временной последовательности, составляем хронологическую таблицу. Хронологическая таблица
Составление такой таблицы помогает проникнуть в суть произведения, анализировать его, поэтому нельзя недооценивать этого вида работы. «Составить план — это значит расчленить сложный текст, найти центральную нить, то есть озаглавить эту часть, вскрыть логику построения, показать композицию, то есть порядок и взаимоотношение частей», — отмечает С. А. Смирнов в своей книге «Письменные работы в средней школе по русскому языку и литературе» (М.,Л.: Учпедгиз, 1976. С. 13.) Далеко не все учащиеся осознают это. Большое количество ученических планов показывает неумение выделять события, о которых будет рассказано от имени одного из героев, определять последовательность этих событий, выбирать для повествования главное, опускать второстепенное. Составление хронологической таблицы помогает ученику построить свое повествование в логической последовательности, а выписанные цитаты — создать атмосферу эпохи. Опыт показывает, что сразу написать письмо от имени одного из героев учащиеся затрудняются, хотя ими и составлена хронологическая таблица событий и выписаны фразы и цитаты. Наибольшую пользу в усвоении этого вида работы приносит знакомство с сочинением, написанным от лица одного из героев, и его анализ. Например, предлагаю прослушать письмо Петра Гринева родителям и ответить на следующие вопросы: 1. Как начинается письмо? 2. Можно ли отнести к содержанию письма два первых предложения. Как можно назвать эту часть сочинения? 3. Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринева? 4. Нашел ли отражение в сочинении язык художественного произведения? 5. Соответствует ли данное сочинение плану, по которому пишутся письма? Письмо
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |