Петра Гринева родителям.
Дорогие мои батюшка Андрей Петрович и матушка Авдотья Васильевна! Пишу вам в надежде, что поймете меня и благословите на брак с Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, под началом которого я служу. Маша — чудесная девушка, я люблю ее больше жизни и хочу, чтобы она стала моей женой. Матушка, батюшка, когда вы увидите Машу, вы тоже ее полюбите, потому что нельзя ее узнать и не полюбить. Родители Маши — простые и добрые люди. Отец ее, Иван Кузьмич, комендант нашей крепости, честный и благородный человек, а Василиса Егоровна, Машина матушка, очень добра со мной и относится ко мне, как к родному сыну. У Марьи Ивановны нет приданого, но это меня не страшит. Главное, что я люблю ее, и она любит меня. Молю Бога и надеюсь на согласие ваше и родительское благословение. Остаюсь вам покорный сын ваш Петр Гринев. Анализ ответов свидетельствует о том, что учащиеся смогли доказать, что данный текст является письмом, он имеет обрамление (два первых предложения), автор письма подобрал для сообщения родителям самое важное событие в его жизни; язык повествования соответствует языку рассказчика. После анализа сочинения учащиеся написали письмо от имени Тараса жене, в этом им помогла таблица. Изучение писем, написанных учащимися, показало, что дети с заданием справились. Это подтверждается содержанием следующего сочинения:
Письмо Тараса жене. Вот предо мною пожелтевшиестраницы письма Тараса Булъбы жене. «Жинка моя! Я решил послать тебе весточку и рассказать о сыновьях наших. Помнишь, что я сказал им перед отъездом в Сечь? «Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!» Чтобы они бусурманов били, и турков бы били, и татарву били; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били. Я думал о том, как приеду с ними в Сечь, представлю своим товарищам и погляжу, как они будут подвигаться на моих глазах в ратной науке. Я помню, как ты, бедная, не спала всю ночь, приникла к изголовью дорогих сыновей наших, лежавших рядом. Ты расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами. Ты глядела на них вся, глядела всеми чувствами и не могла наглядеться. Ты как будто предчувствовала все и говорила: «Сыны мои, сыны мои милые. Что будет с вами? Что ждет меня?» Ты с жаром и страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над своими сыновьями. Утром я сказал тебе: «Живее, старая, готовь нам есть, потому что путь великий лежит! Благослови, мать, детей своих, моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть пропадут, чтобы и духу их не было на свете!» Ты вынула две небольшие иконы, надела им на шеи и сказала: «Пусть хранит вас... Божья Матерь... не забывайте, сынки, мать вашу, пришлите хоть весточку о себе». Я гордился своими сыновьями. Скоро они оба стали на хорошем счету у казаков. «О! да это будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет», — думал я, глядя на Остапа. «И это добрый — враг бы не взял его, вояка!» — дивился я, наблюдая за Андрием. Но, старуха, наш Андрий продал Христову веру и отчизну. Перешел в стан врага, выступил против нас. Закипело мое сердце! Не быть этому. Я его породил, я его и убил. Прости меня, старуха, Христа ради. А Остап за веру Христову и Отчизну сложил свою голову. Я видел, как одолевают Остапа ляхи: уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут его, но я не мог ему помочь. Я сам был ранен. Присутствовал я, старая, при его казни. Ему первому пришлось выпить эту чашу. И он не промолвил ни единого слова. «Добре, сынку, добре!» — ободрял его в последнюю минуту. Что я почувствовал, что пережил в эти минуты... Остались мы с тобой, старуха, одни-одинешеньки на этом свете. Прошу тебя простить меня за мои грубости. Моли Бога за сыновей своих и береги себя. А я отомщу за Остапа и, может быть, еще свидимся. А если что, прощай, не поминай лихом. Тарас. Сентябрь 1584 года. При подготовке к сочинению в жанре письма следует вооружить школьников умениями давать речевую характеристику персонажа, воспитать у учащихся внимание к содержательной стороне высказываний действующих лиц и одновременно интерес к форме изложения мыслей, выражения чувств, умение понимать функцию отдельной речевой единицы, сообщить им определенный круг теоретических сведений о языке вообще и о разных сторонах анализа языка персонажа.
В дальнейшем учащиеся неплохо справляются с этим видом работы. В 8 классе предлагаю такую работу по комедии «Ревизор». (Приложение 3). В 10 классе при изучении пьес А.Островского «Гроза» и «Бесприданница» один из учащихся, всегда с трудом писавший сочинения (Летяжинский Сергей), написал письмо Вожеватова из Бряхимова Борису в город Калинов, сумев таким образом проанализировать сразу два произведения.
Ещё одним жанром творческой работы являются сочинения- продолжения. Дети любят фантазировать, и здесь им предоставляется такая возможность. Но фантазии не должны выходить за рамки стиля художественного произведения, по которому предлагается написать сочинение. Учащимся не всегда это по силам, но они берутся за такой вид работы, и их труды не проходят даром: речь обогащается, приобретается навык работы с определённым стилем, средствами художественной выразительности. А итог такой работы бывает продуктивным.(Приложение 4) Нельзя не сказать и об эссе. Этот жанр учащиеся старших классов используют с удовольствием, ведь законом эссе является предельная открытость автора, его позиция, его мысли. Многие учащиеся используют этот жанр при выполнении задания «С» на ЕГЭ, и поэтому жанру эссе начинаю уделять внимание уже в 8-9 классе. Системно работаю с этим на факультативных занятиях, где за основу беру рабочую тетрадь Н.А. Карнаух «Учимся писать эссе» и рабочую тетрадь «Анализ текста». (Приложение 5)
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |