Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура подготовки специалистов



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Структура подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

1. Самообследование состояния образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (далее – СПбГИЭУ) по обучению по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» за период 2002-2006 учебные годы проводилось на основании:

- Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 г.);

- Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155;

- Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг», утвержденного Министерством образования РФ 23.03.2000 г., номер государственной регистрации 202 эк/сп;

- Методики создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Приложение к письму Минобразования России от 16.05.2002 г. №14-55-353 ин/15;

- Положения об итоговой аттестации выпускников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономи­ческий университет», утвержденного ректором 04.03.2004 г.;

- Оценочных и диагностических средств итоговой аттестации выпускников специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг», разработанных на кафедре маркетинга и управления проектами СПбГИЭУ в 2005 году.

2. Для проведения самообследования состояния образовательного процесса по обучению по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» за период 2002–2006 учебные годы (далее по тексту – самообследование) на основании приказа ректора СПбГИЭУ от 22.05.2006г. №28 была создана общеуниверситетскаякомиссияв составе под председательством ректора СПбГИЭУ, профессора Михайлушкина А.И., в которую вошли все проректоры и деканы факультетов. На факультете общего менеджмента распоряжением декана факультета № 29/06 от 24.11.06г. также была сформирована факультетская комиссия в составе: декана факультета, профессора Малюка В.И., заместителя декана, профессора Фурманкова А.Н, заместителя декана , доцента Салимьяновой И.Г., заведующего кафедрой менеджмента организаций, профессора Цветкова А.Н., заведующего кафедрой управления трудовыми и социальными процессами, профессора Генкина Б.М., заведующего кафедрой мировой экономики и международного менеджмента, профессора Шимко П.Д., заведующего кафедрой маркетинга и управления проектами, доцента Будрина А.Г.

3. Самообследование осуществлялось по системе показателей, отражающих качество подготовки специалистов по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг».

4. В ходе самообследования использована информация о деятельности СПбГИЭУ в целом, факультета общего менеджмента и кафедры маркетинга и управления проектами за аттестуемый период; данные о профессорско-преподавательском составе кадров, их квалификационной структуре; результаты опроса студентов по дисциплинам всех циклов учебного плана аттестуемой специальности; содержание программно-методических комплексов дисциплин, учебные планы специальности, рабочие программы дисциплин и другие материалы.

5. Критерием оценки качества подготовки специалистов по аттестуемой специальности принята степень соответствия основной образовательной программы (ООП) требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг».

6. Отчет о результатах самообследования обсужден на заседании кафедры маркетинга и управления проектами (протокол № 10 от 12 января 2007 года), на заседании Ученого совета факультета общего менеджмента (протокол № 7 от 15 января 2007года) .

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На момент проведения аттестационной экспертизы СПбГИЭУ осуществляет образовательную деятельность на основании Устава СПбГИЭУ, принятого решением конференции преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работающих и обучающихся 24.09.2002 г., протокол № 2, и утвержденного Минобразованием РФ 18.11.2002; а также в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования № 161765, серия А, регистрационный номер 3679 от 17 ноября 2004 года. СПбГИЭУ прошел государственную аттестацию, получив свидетельство о государственной аккредитации № 000784, серия А, регистрационный номер 0742 от 03.12.2002 г. на период до 13.11.2007 г.

Устав СПбГИЭУ, внутривузовская нормативная документация, включающая положения о факультетах, кафедрах, отделах; положение об Ученом совете СПбГИЭУ; положение о научно-методическом совете; положения о ГАК, приемной комиссии и диссертационных советах; должностные инструкции работников отделов и преподавателей кафедр и другие материалы разработаны на основе нормативных документов о системе образования.

Приказы и распоряжения ректора, проректоров, деканов факультетов по вопросам подготовки специалистов разрабатываются на основе приказов и инструктивных писем Минобразования РФ, Федерального агентства по образованию и не противоречат законодательству в сфере образования. Состав документации соответствует номенклатуре дел, утвержденной ректором СПбГИЭУ 27.12.2005г. приказом №91.

Специальность 061500 (080111.65) «Маркетинг» введена приказом Госкомвуза РФ от 07.05.96 №833 (см. Приложение 1) «О лицензировании Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии по специальности «Маркетинг». На основании указанных документов СПбГИЭУ обладает правом ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» со сроком обучения 5 лет по очной и 5 лет 10 месяцев по заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования. В соответствии с ГОС ВПО выпускникам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация «маркетолог».

Установленные в лицензии контрольные нормативы по специальности 061500 (080111.65) выполняются. Доля преподавателей, работающих со студентами специальности «Маркетинг» и имеющих ученые степени и звания, составляет 69 % (норматив 68%); общая укомплектованность штатов составляет 100%; доля штатных преподавателей в общем числе преподавателей, работающих со студентами специальности «Маркетинг», составляет более 90%, что существенно выше норматива (см. приложение к отчету, форма 5).

Основная образовательная программа специальности «Маркетинг» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» № 202 эк/сп от 23.03.2000г.

Подготовка специалистов-маркетологов ведется в соответствии с решениями и рекомендациями учебно-методического объединения (УМО), функционирующего на базе Российского государственного торгово-экономического университета (г.Москва) при постоянном контакте с руководителем секции «Маркетинг» заведующей кафедрой маркетинга и рекламы РГТЭУ, профессором Парамоновой Т.Н.

 

МЕСТО ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
061500 (080111.65) «Маркетинг» В СТРУКТУРЕ СПбГИЭУ И СИСТЕМЕ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Выпускающей кафедрой по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» является кафедра маркетинга и управления проектами(далее по тексту – кафедра МиУП, выпускающая кафедра), которая является структурным подразделением факультета общего менеджмента СПбГИЭУ. Заведующий кафедрой и декан факультета постоянно принимают участие в заседаниях Ученого совета СПбГИЭУ. Два члена выпускающей кафедры (заведующий кафедрой Будрин А.Г. и профессор кафедры Немчин А.М.) являются членами Совета факультета общего менеджмента.

Кафедра МиУП сформирована в СПбГИЭУ в 1995 году. С года основания кафедру возглавлял заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор А.М.Немчин. С сентября 2006 года заведующим кафедрой является кандидат экономических наук, доцент А.Г.Будрин.

На факультете общего менеджмента имеются еще три кафедры - Менеджмента организации, Управления трудовыми и социальными процессами, Мировой экономики и международного менеджмента - с которыми кафедра МиУП активно взаимодействует, привлекая для чтения ряда дисциплин специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» преподавателей указанных кафедр. Кроме того, в учебном процессе задействованы преподаватели 21 кафедры СПбГИЭУ (см. приложение 6, форма 1).

Взаимодействие кафедры МиУП с другими выпускающими кафедрами обеспечивается в рамках работы Ученого совета СПбГИЭУ, Научно-методического совета СПбГИЭУ, в ходе обсуждения вопросов повышения качества содержания подготовки специалистов на ежегодных методических конференциях и в других формах.

На кафедре МиУП имеются должностные инструкции для всех категорий работников, утвержденные ректором СПбГИЭУ. Организация работы персонала кафедры МиУП опирается на указанные документы. Делопроизводство на выпускающей кафедре осуществляется на основе приказов и распоряжений, относящихся к учебным и научным подразделениям вуза.

Выпускающая кафедра обеспечена вычислительной техникой - персональными компьютерами в количестве 5 единиц, лазерным принтером, копировальным аппаратом, сканером, тремя телефонными номерами, один из которых имеет выход на междугородние и международные линии. Количество единиц вычислительной техники является достаточным для работы всех преподавателей кафедры МиУП.

Первый набор абитуриентов на специальность «Маркетинг» был осуществлен в 1996 году, соответственно, первый выпуск специалистов состоялся в 2001 году. Начиная с 2001 года ежегодно осуществляется выпуск специалистов-маркетологов в количестве от 50 до 100 человек. В соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности сотрудниками кафедры МиУП были разработаны учебный план подготовки специалистов – маркетологов, рабочие программы всех дисциплин учебного плана, в которых нашли отражение в том числе - результаты научных исследований членов кафедры.

Студенты специальности Маркетинг привлекаются к выполнению научно-исследовательских и хоздоговорных работ. Они участвуют во многих мероприятиях, организуемых на факультете и в университете, в том числе участвовали в мероприятиях, посвященных 10-летию факультета и 100-летию СПбГИЭУ.

Кафедра МиУП участвует в подготовке других специальностей, читая курсы:

- Маркетинг;

- Управление проектами;

- Информационные системы маркетинга и PR;

- Маркетинговая деятельность предприятия(фирмы);

- Система маркетинговых исследований;

- Маркетинговый анализ;

- Международный маркетинг;

- Стратегический маркетинг.

Первые две дисциплины читаются для большинства экономических специальностей СПбГИЭУ.

Располагается кафедра МиУП в учебном корпусе по адресу ул.Марата, 27 в 406 комнате; телефон 764-99-72, электронный адрес [email protected].

 

Структура подготовки специалистов

Прием абитуриентов в СПбГИЭУ по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» осуществляется на основе единого конкурса при поступлении в СПбГИЭУ. В динамике за последние пять лет наблюдается стабильный прием студентов на специальность «Маркетинг». Динамика приема абитуриентов на первый курс за последние пять лет приведена в приложении 3, форма 1. Как следует из таблицы (прил.3,ф.1), ежегодный прием студентов на специальность «Маркетинг» в пятилетнем периоде составлял не менее 80 человек, в том числе на очную форму обучения – не менее 49 человек в год, на заочную – не менее 28 человек в год. Прием на очное отделение в 2006 г. составил 80 человек, на заочное отделение – 32 человека. Существенный рост количества поступающих на специальность наблюдался в 2003 и в 2006 годах, когда прием составил более 110 человек в год. Рост спроса был достигнут за счет повышения интереса абитуриентов к очному отделению специальности.

Контингент учащихся по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» за последние три года представлен в приложении 3, форма 2. Как следует из прил.3, ф.2, по состоянию на 1.10.2006 г. на специальности «Маркетинг» очно обучалось 308 чел. (67,6 % от контингента), заочно 143 чел. (32,4 % от контингента). Доля обучающихся на коммерческой основе по очной форме обучения составляет порядка 40%, по заочной форме обучения – колеблется в диапазоне от 38% до 45%. В анализируемом периоде доля обучающихся на коммерческой основе стабильно превышает долю тех, кто учится на бюджетной основе. По состоянию на декабрь 2006 года 274 человека обучаются на коммерческой основе, что составляет более 60 % от контингента студентов в целом. Это свидетельствует об интересе со стороны абитуриентов и студентов к обучению по перспективной рыночной специальности.

Выпуск студентов по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» отражен в таблице приложение 3, форма 3. За рассмотренные три года выпуск специалистов-маркетологов колебался от 55 до 90 человек без какой-либо явно выраженной тенденции. Просматривается произошедший в этот период переход к преобладанию обучения на коммерческой основе.

Большинство выпускников работает по профилю полученной специальности. Например: Вороной А.А. Генеральный директор Исследовательской компании «Infowave», Манько П.А. Директор по маркетингу Исследовательской компании «Infowave», Лашманов Ю.Г. Начальник отдела промышленного маркетинга ООО «Исследовательско-маркетинговой корпорации», Калинин И.Б. Заместитель директора коммерческого департамента по вопросам маркетинга ООО «Ангстрем».

В 2006 году на кафедре МиУП состоялось зачисление слушателей на параллельное обучение по второй ООП ВПО со сроком обучения 3 года и 10 месяцев (бакалавриат) на 4 курс очного обучения по направлению 080500 «Менеджмент» (профиль – маркетинг). Зачисление было осуществлено в соответствии с приказами ректора СПбГИЭУ № 3-1770 и 3-1744 от 18.12.06 и 11.12.06 соответственно. Учебный план подготовки бакалавров разработан на основе стандарта направления «Менеджмент» с учетом специфики учебного плана специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг».

 

содержание подготовки специалистов

Оценка качества содержания подготовки специалистов по специальности 061500 (080111.54) «Маркетинг» производится на основе анализа соответствия основной образовательной программы требованиям ГОС ВПО по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» от 23.03.2000 г. (номер государственной регистрации 202 эк/сп).

Оценка соответствия учебного плана и основной образовательной программы (ООП) требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Маркетинг» представлена в приложении 4, форма1. В учебный план включены все дисциплины федеральной компоненты, регламентированные ГОС, объемы часов, отводимых на изучение дисциплин соответствуют требованиям ГОС.

Оценка соответствия содержания подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Маркетинг» представлена в приложении 4, формы 2 и 3.

Перечень монографий, учебников и учебных пособий, выпущенных преподавателями кафедры маркетинга и управления проектами за последние 5 лет, представлен в приложении 4, форма 4.

Содержание подготовки выпускников по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» отражено в рабочих учебных планах очной и заочной форм обучения. Рабочий учебный план очной формы по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» составлен в соответствии с ГОС ВПО специальности и утвержден ректором СПбГИЭУ 29.06.2000 г. Рабочий учебный план заочной формы утвержден 12.02.2001 г.

Общая продолжительность очной формы обучения составляет 5 лет, по заочной форме – 5 лет 10 месяцев. Сроки подготовки специалистов соответствуют требованиям ГОС ВПО.

Общая продолжительность теоретического курса очной формы составляет 152 недели. Продолжительность сессий – 27 недель, каникул – 47 недель. Продолжительность учебных практик и производственно-профессиональной практики – 13 недель, продолжительность преддипломной практики 7 недель, дипломного проектирования – 10 недель. Объем учебной нагрузки студентов, включая аудиторную и внеаудиторную нагрузку, не превышает 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий ограничивается 27 часами в неделю.

В учебном плане подготовки маркетолога предусмотрены следующие циклы дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Перечень циклов и объем часов, отведенных на изучение дисциплин циклов, соответствует требованиям ГОС. Учебный план содержит все дисциплины, предусмотренные ГОС. Распределение дисциплин по циклам соответствует стандарту. Трудоемкость дисциплин, предусматриваемая стандартом, соответствует его требованиям.

В соответствии с рабочим учебным планом дисциплины обеспечены рабочими учебными программами, регулярно пересматриваемыми и корректируемыми. Разработанные рабочие программы прошли экспертизу в Учебно-методическом управлении СПбГИЭУ на предмет отражения дидактических единиц ГОС ВПО в содержании программ. Содержание дисциплин федерального компонента соответствует дидактическим единицам, приведенным в ГОС. По дисциплинам национально-регионального и вузовского компонентов «Моделирование в маркетинге», «Философия маркетинга», дисциплины специализаций «Управление брендами», «Маркетинговый анализ», «Управление проектами» и др., разрабатывались авторские рабочие программы, рассмотренные и одобренные на заседаниях выпускающей кафедры, научно–методического совета специальности. Рабочие программы дисциплин утверждены проректором по учебно-методической работе.

Все виды практик, указанных в ГОС (ознакомительная учебная практика, производственная и преддипломная практики), обеспечены программами. Для производственной и преддипломной практик разработаны методические указания.

Также имеются программы следующих учебных практик, предусмотренных учебным планом:

- по информатике (2006 г.),

- по культурологии (2005 г.),

- по рыночной инфраструктуре (2002 г.),

- по информационным технологиям в экономике (2006 г.),

- по проектированию маркетинговой информационной системы (2006 г.),

- по бизнес-планированию (2005 г.),

- по обоснованию маркетинговых решений (итоговая деловая игра) (2006 г.).

Программы дисциплин и практик пересматриваются с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Рекомендуемая основная литература включает по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля и по специальным дисциплинам в основном издания за последние 5 лет, по естественно-научным, математическим и общепрофессиональным дисциплинам – издания за последние 10 лет. 

Существенную роль в подготовке специалиста-маркетолога играет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов подразделяются на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа проводится в форме выполнения заданий под контролем преподавателя. Такой вид самостоятельной работы предусмотрен по большинству дисциплин. Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа студента над полученными от преподавателя заданиями вне расписания, но в рамках бюджета времени студента.

Формами самостоятельной работы студентов являются:

- изучение разделов дисциплины по учебнику или учебному пособию;

- изучение теоретических разделов дисциплин по учебной и научной литературе в процессе выполнения расчетных заданий, курсовых работ и написания рефератов;

- подготовка к лабораторным работам и оформление отчета о выполнении лабораторных работ;

- индивидуальное выполнение лабораторных работ;

- подготовка к деловым играм и другие формы.

Целевая направленность и виды самостоятельной работы студентов соответствуют требованиям к подготовке выпускников по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг». По всем дисциплинам разработаны методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Основные задачи, решаемые в ходе организации самостоятельной работы студентов следующие: выработка умения работать со специальной литературой, усвоение специальных знаний за рамками аудиторной работы, освоение навыков профессиональной работы в информационно-аналитической области и в области креативных маркетинговых разработок.

Применяемые формы текущего контроля – зачет или экзамен. Количество экзаменов и зачетов в каждом семестре не более 10, курсовых работ – не более двух. Диагностические средства промежуточных аттестаций включают: экзаменационные билеты, перечни вопросов для зачетов, тесты. Их содержание соответствует рабочим программам дисциплин и требованиям, предъявляемым к уровню знаний обучающихся. Экзаменационные билеты составлены по утвержденной форме. 

Согласно ГОС специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» итоговая государственная аттестация проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности и подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Программа и требования к выпускным квалификационным испытаниям разработаны в виде оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников.

Программа итогового междисциплинарного экзамена по основной образовательной программе построена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг». Программа итогового междисциплинарного экзамена и содержание экзаменационных билетов были обсуждены и одобрены на заседании кафедры маркетинга и управления проектами (протокол №13 от 17.03.2005 г.). Перечень экзаменационных вопросов включает 71 вопрос из разных дисциплин. Вопросы подобраны таким образом, чтобы установить соответствие подготовленности выпускника требованиям ГОС ВПО специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг». Экзамен проводится в письменной форме, экзаменационный билет включает 2 вопроса.

Требования к выпускной квалификационной работе изложены в Методических указаниях к выполнению и защите дипломного проекта (дипломной работы) (2004 г.). Требования к дипломному проекту (работе) отражают также его рекомендуемую структуру и рекомендации по защите. Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение профессиональных задач маркетолога, установленных ГОС ВПО по аттестуемой специальности. Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе, в максимально возможной степени отражают формулировки требований к уровню знаний выпускника, проверяемых в ходе защиты дипломного проекта.

Защита выпускной квалификационной работы производится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных работ включают методические документы для лиц, оценивающих выполнение квалификационной работы: требования к составлению отзыва руководителя, рецензии на выпускную квалификационную работу, форму оценочного листа члена ГАК и критерии оценки выпускной квалификационной работы. Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» утверждены 15.03.2003 г.

 



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Структура подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура подготовки специалистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)