Система контроля качества подготовки специалистов
Система качества кафедры маркетинга и управления проектами кореллирует с вузовской системой контроля качества. Система контроля качества начинает работать уже при приеме абитуриентов на дневную и заочную формы обучения по специальности «Маркетинг». Вступительные испытания для лиц со средним и средним профессиональным образованием включают письменное тестирование по русскому языку и математике (обязательное), трем (очное), двум (заочное) предметам по выбору абитуриентов из следующих трех: информатика, иностранный язык, обществознание. В связи с акцентированием внимания вуза на качественной подготовке студентов по математике, эта дисциплина включена в состав обязательных при вступительных испытаниях с 2004-2005 учебного года (табл. 1). Уровень требований к абитуриентам постоянно растет. Конкурс по поданным заявлениям составляет около 3-х человек на место на дневное отделение и более 2-х – на заочное .
Таблица 1 Характеристика вступительных испытаний и конкурса по специальности 061500 (080111.65) «Маркетинг» в динамике
Такой уровень требований позволяет сформировать контингент студентов, способных успешно освоить основную образовательную программу. Для обеспечения контроля выполнения требований ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки специалистов на кафедре МиУП сформированы фонды контрольных заданий, тестов, экзаменационных вопросов, которые используются как в ходе итоговой , так и в ходе текущей аттестации студентов. При составлении различных форм и вариантов контроля знаний в обязательном порядке учитываются дидактические единицы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по соответствующим дисциплинам. Все контрольные задания проходят утверждение на кафедре и визируются заведующим кафедрой. При проведении процедуры самооценки в рамках подготовки к комплексной оценке деятельности вуза применяются фонды контрольных заданий, утвержденные УМО по маркетингу. По некоторым дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО (в частности, Ценообразование, Поведение потребителей, Маркетинговые исследования, Маркетинговые коммуникации и др.) преподавателями при промежуточной и текущей оценке знаний студентов используется балльно-рейтинговая система, позволяющая активизировать самостоятельную подготовку студентов в течение семестра, а также побудить их к более равномерному распределению усилий, нежели при традиционной системе обучения (лекция→практическое занятие/семинар→экзамен/зачет по окончании семестра). Формы контроля уровня подготовленности студентов учитывают различные аспекты процесса подготовки специалиста. Во-первых, это полученные знания по дисциплинам. Во-вторых, это профессиональные навыки, которые получают студенты в результате выполнения практических работ. В-третьих, это оценка творческих способностей студента и его склонность, например, к аналитической или к творческой работе, что в дальнейшем помогает студентам более обдуманно выбирать специализацию. В-четвертых, это умение проявить личностные способности к коллективной работе, в команде. В перечисленных аспектах находит отражение компетентностный подход к процессу подготовки специалиста. На кафедре используются разнообразные формы контроля вышеуказанных компонент подготовки. Промежуточная аттестация обычно проводится следующими способами: · По каждой дисциплине составлены тесты в виде вопросов с вариантами ответов, которые позволяют проверить базовые (остаточные) знания студентов. Тестирование позволяет структурировать материал и закрепить базовые знания. С тестами, обычно справляется успешно не менее 70% студентов. · Для возможности развития индивидуальности при ответе на вопрос, на кафедре разработаны тесты в виде открытых вопросов, которые особенно важно использовать в тех темах, которые являются многоаспектными. Такая форма контроля используется, в основном, на старших курсах, где студенты уже могут свободно излагать свои мысли. · На протяжении семестра преподаватели кафедры практикуют проведение «моментальных» опросов, которые предполагают ответ на поставленный преподавателем вопрос в письменной форме в течении 5 – 10 минут. Практическая значимость таких экспресс–опросов заключается в установлении обратной связи после прохождения определенной темы курса, что позволяет преподавателю оценить успешность усвоения того или иного ключевого положения. Как показывает практика, примерно от 10 до 30 % студентов не может (или не успевает в отведенное время) ответить на поставленный преподавателем вопрос. · Контроль знаний и навыков студентов осуществляется с помощью кейсов – практических задач и ситуаций, подготовленных преподавателями на базе примеров работы современных предприятий. Кейсы решаются как самостоятельно, так и в группах, внося в процедуру контроля знаний и навыков соревновательный элемент. Такая форма контроля выявляет неординарность мышления студента и его способность творчески мыслить. · Практические занятия по ряду дисциплин специализаций (на старших курсах) проводятся на конкретных предприятиях, выставках и ярмарках, где существует возможность собрать и обработать материал маркетингового характера с предоставлением отчета, что становится элементом более глубокой практической подготовки специалистов. На кафедре подготовлены фонды оценочных и диагностических средств, используемые при проведении государственного междисциплинарного экзамена и итоговой государственной аттестации. Комплексность вопросов в них, продиктованная представлением о модели специалиста в области маркетинга, позволяет на заключительном этапе обучения учесть и оценить уровень подготовленности студентов практически по всем значимым аспектам. Результаты, представленные в таблицах 2 и 3, свидетельствуют о достаточно высоком уровне выпускников, оставляя, тем не менее, широкое поле деятельности для анализа и работы преподавательского состава над повышением качества подготовки специалистов.
Таблица 2
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |