Информационная компетентность в деятельности менеджера
В современной высококонкурентной бизнессреде резко возросла потребность предприятий в высококвалифицированных сотрудниках, адаптированных к условиям, диктуемым глобальными информатизационными процессами в современном обществе.
Создание единой информационной рыночной среды привело к появлению на рынке труда специалистов "новой формации": маркетологов, специалистов по рекламе, менеджеров и т.п. Менеджмент на сегодняшний день является фундаментальным элементом системы формирования конкурентных преимуществ и способностей организаций. Значение менеджмента в реализации современных экономических процессов и потребности рынка в таких специалистах обуславливают специфику требований к уровню профессионально подготовки менеджеров, и актуализирует проблему формирования профессионально-значимых качеств менеджера. Несмотря на значительные масштабы, система подготовки менеджеров по оценке специа-листов до настоящего времени не полностью соответствует задачам обеспечения специалистами в сфере менеджмента отечественного рынка труда в условиях современной экономической ситуации. Соотношение спроса и предложения в области профессиональных качеств менеджера позволяет выявить противоречия между: структурой и содержательностью профессионально-значимых качеств маркетолога, обусловленных требованиями конкурентной бизнессреды и уровнем профессиональной подготовки студентов по специальности "Менеджмент организаций" в высшем профессиональном образовании; динамичной информатизацией экономических процессов и объективно существующими проблемами в аспекте информационной составляющей образовательного процесса подготовки менеджера. Одной из ключевых компетентностей социально-востребованного специалиста-менеджера является информационная компетентность, а ее формирование в рамках ВПО возможно при условии применения педагогической системы формирования данной компетентности, имеющей непрерывный характер.
Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности. Многие авторы подчеркивают, что информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности, а к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве. Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в ряде функций: познавательной, коммуникативной, адаптивной, нормативной, оценочной и информативной. Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
С позиций иного подхода, понятие информационной компетентности тесно связано с понятием "информационная культура". Ряд исследователей: Н.И. Гендина, Н.И Колкова., Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов категорию "информационная компетентность" рассматривают во взаимосвязи с категориями "компьютерная грамотность", "информационная культура", характеризующими уровень развития личности. Евладова Н.В. характеризует информационную компетентность как "интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей". Проведенный анализ показывает, что понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является однозначно определенным. Информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой стороны, как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации. На основе изученных подходов к информационной компетентности представляется возможным сформировать основные положения характеристики информационно компетентного специалиста. Выступая как индивидуальный субъект профессиональной деятельности, специалист репрезентирует, представляет собой общественного информационного субъекта, носителя информационных знаний, что позволяет интегрировать в субъектной характеристике информационно компетентного специалиста аксиологический и когнитивный аспект. Информационная компетентность является системообразующий элементом модели личности менеджера, что обуславливает применение при изучении условий ее формирования общей теории систем и системного анализа. Реализация второго заявленного принципа - принципа информатизации педагогического процесса подготовки менеджеров как "процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания" , предполагает определение комплекса информационных технологий, позволяющей сформировать информационно-профессиональную компетентность менеджера. Информатизационные процессы в современном обществе обуславливают структурирование процесса познания, направленное на пропорциональность динамики объема знаний нарастанию объема информации. Информатизационная компетентность включает в себя навыки компьютерной обработки данных, свободное пользование компьютерными сетями, включая Internet, для доступа к российским и зарубежным источникам информации, умение найденную информацию грамотно обрабатывать с использованием компьютерных программ, владение статистическими методами обработки информации, умение работать с различными типами текстовых редакторов, что подчеркивает актуальность педагогических задач в сфере совершенствования формирования информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов - менеджеров.
Адекватным для формирования информационной компетентности менеджера представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребность самостоятельной переработки информации, формирование навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит менеджеру в дальнейшем эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Техническое исполнение информационной технологии может быть осуществлено в форме локального образовательного ресурса - ресурса, интегрирующего большой объем структурированной информации в рамках научно-образовательной тематики, имеющего единое стилевое оформление и единый набор служб, предназначенных для удобного доступа к содержимому данных информационных ресурсов, а также для эффективного управления их содержимым.[6]
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |