Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.
Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (3-4 в.в.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме - перводвигателе» Основатель школы неоплатонизма - плотин (ок. 205-ок. 270) . v центр. фигура всего неоп. - душа, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. v Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. v Материя находиться так же в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал. v кроме чувственной материи существует еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу. v переселении и перевоплощении душ. v Разработка логических проблем _ определением понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. v учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. v Идея восхождения души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу. v Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего другого: она - «одно», противополагаемая всему иному, а Единое соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем. v « из нечего изливается» свет. Свет осн образ, соответствующий ее понятиям: « Единое - свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум - солнце, имеющее свой собственный свет; душа - луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак". v Душа представляет собой нечто единое и не делимое. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются « мировой души». Порфирий (233-304) v Комментатор Аристотеля и Плотина v Интересовался практической философией – учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов v Ум – образец для всей духовной жизни Прокл (ок. 410-485) v высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; v любовь связывается с божественной красотой v истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов. v Историческое значение учения Прокла в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и вклад в диалектику v Диалектика космоса Ученик Порфирия – Ямвлих (280-330) v Анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии v Практически-культурная сторона философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения... Патри́стика— философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Аврелий Августин 354—430) —философ, Учение о бытии близко к неоплатонизму: V Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. v Зло — не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. v Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. v Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может. v Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Бог, мир и человек v Проблема Бога и его отношения к миру центральная. v Бог сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. v Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы. v Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Душа есть только у людей, животные её не имеют. v Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек всецело зависит от Бога. v Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. О благодати v Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. v Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |