Теология и философия. Ступени истины
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения. Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт, искусство, знание и мудрость. О бытии v Акт бытия пребывает внутри всякого «сущего» как его подлинная действительность. v Каждой вещи существование более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога. v Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. v Фома Аквинский различал два вида существования:1)существование самосущностное или безусловное. 2) существование случайное или зависимое. v Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). v Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты, бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью). О человеке и его душе v Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. v Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. v степень познания душой Бога определяет красоту человеческого тела. v Душа человека бессмертна. v Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. v По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум. v интеллект и свободная воля являются основаниями совершения человеческих действий (в отличие от действий животному). v преимущество принадлежит интеллекту однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие божественное управление миром и предвидение всех событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, О познании v универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:1«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей 2)«в вещах» или субстанциях, как их сущность 3) «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения v Человеку присущи 2 способности познания: чувство и интеллект v Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. v «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. v Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. v пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ. активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия. v Познание свой необходимый исток берет в чувственности.Чем выше духовность, чем выше степень познания. v Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. Этика V Принцип свободы воли человека, учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага V Зло-менее соввершенное благо, допускается Богом ради того, чтобы во вселенной осуществлялись все ступени совершенства V Блаженство – конченая цель человеческих устремлений V Познание истины ради самой истины, познание абсолютной истины, те Бога V Без божественной благодати вечное блаженство недопустимо Политика и право v Человек-существо общественное v Цель гос.власти – содействовать общему благу, сохранять мир и справедливость.. v Предпочтение монархической форме правления
Рождер Бэкон (1214-1292) позднее средневековье v 4 препятствия к постижению истины, мешают достичь подлинной мудрости: пример недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы, прикрытие собств невежества показной мудростью. v Ими опутан каждый человек, ибо в жизни, науке и всяком занятии для одного и того же вывода пользуются 3 наихудшими доводами: Это передано нам от предков, это привычно, это общепринято v От этого происходят и все беды человечества ,люди не ощущают собств невежества, они полагают, что они правы и находятся в истине... v Исследование природы: разработка оптики, механики, астрономии( цель – увеличение власти человека над природой) v Схоластическим дедукциям он противопоставил метод познания. Основанный на эксперименте и математике v 2 вида опыта: внутренний (мистическое озарение, объект – Бог)и внешний (чувственное знание, открывающее тайны природы) Иоанн Дунн Скот (1265-1308) v Критика Аквината, Бэкона, Аверроэса... v Гл. вопрос - Отношение богословия к философии, веры к знанию v Предмет богословия - Бог, а философии – бытие v У человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких как Бог и ангелы v В телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия, или одусы. v Душа едина, и ее отдельн способности различны не сами по себе, а по различию предметов, на которые они направлены: способности, напр на чувств предметы – чувств способности; напр на умозрит предметы – мыслит. v Связь души с телом осуществляется посредством др формы – телесности, кот. Отличается от самой души v В учении о познании активность понават деят-и: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность – оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета. v Познание Бога – через откровение
Уильям Оккам( 1300-1349) v Против господства церкви над государством v Универсалии не могут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей v Критика схоластическго реализма( «бритва Оккама», или «принцип бережливости»): v Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости v Бесполезно делат посредством многог то, что может быть сделано посредством меньшего v Предмет всякого познания – единичное, индивидуальное. Познание интуитивное и абстрактное Об унивесалиях Спор между реалистами и номиналистами v Реалисты( Иоанн Скот Эриугена и Аквинский) , на основе положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, сформулировали концепцию о 3 видах существования универсалий. v Ун-ии сущ-ют трояким образом: до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, после вещей, те в чел разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса – «умеренный реализм», в отличие от крайнего, в кот общее существует только вне вещей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |