Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов выполнения части В



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Анализ результатов выполнения части В 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Часть В традиционно является для учащихся наиболее сложной. В 2008/09 учебном году задания в этой части экзаменационной работы квалифицированы как задания высокого уровня сложности.

В заданиях части В (открытого типа с кратким ответом) экзаменуемым предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания этой части контрольных измерительных материалов относятся к тексту, в котором требуется найти примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий указанному примеру. Все восемь заданий части В и три последних задания части А ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемому предстоит написать сочинение.

Анализируя результаты выполнения в 2009 г. заданий части В, следует иметь в виду, что показатели выполнения заданий высокого уровня сложности объективно должны быть ниже, чем показатели выполнения заданий части А, и отметить, что результаты выполнения в 2009 г. в сопоставлении с показателями 2008 г. являются все же более высокими, что, конечно, радует. Больше учащихся успешно справились с заданиями на определение способов словообразования и способов связи слов в словосочетании. (В первые годы проведения ЕГЭ низкая результативность выполнения этих заданий убеждала в том, что соответствующие учебные умения оказались забытыми в старших классах). К сожалению, до сих пор сказывается, отрыв теории от практики, имеющий место в школьном обучении русскому языку. Теория словообразования оказывается невостребованной при изучении орфографии, а теория синтаксиса словосочетания – при формировании грамматических норм. Надо заметить, что в основе заданий части В заложен принцип единства в обучении знаниевого компонента образования по русскому языку и практического, проявляющегося в умениях и навыках применять знания.

Наиболее низкие показатели выполнения в 2009 г. характеризуют задания В2 (32,0% правильных ответов) и В4 (46,0% правильных ответов).

Задание В2 – морфологический анализ слова – вызвало наибольшее количество неверных ответов. Это задание по-прежнему остается для учащихся трудным (как и аналогичное задание базового уровня сложности А10). В задании требуется выписать из текста части речи (например, частицы, союзы, предлоги) или формы частей речи (прилагательные и наречия в степени сравнения, краткие формы прилагательных и причастий и др.). Задание осложняется тем, что нужно найти в указанных границах текста все языковые примеры, поэтому даже одна ошибка делает результат недействительным.

В целом причины ошибочных ответов в задании В2 заключаются в поверхностном усвоении теоретической части курса русского языка; в несформированности аналитических умений при анализе слова комплексно учитывать признаки, определяющие его принадлежность к той или иной части речи: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую функцию слова в предложении. Особенно часто допускаются ошибки в определении производных предлогов, частиц. Понятно, что заставить выучить все предлоги и частицы невозможно, да и не нужно: важно научить разграничивать самостоятельные и служебные части речи и отличать служебные друг от друга по присущим им функциональным особенностям. Принцип изучения морфологии на синтаксической основе является в этом случае обязательным.

Задание В4 (которое сопоставляется с заданием А8 базового уровня сложности) проверяет умения учащихся выделять грамматическую основу предложения, различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений. Ошибки при выполнении задания В4, очевидно, обусловлены тем, что экзаменуемые не учитывают различные способы выражения главного члена односоставных предложений, испытывают затруднения в разграничении односоставных и двусоставных неполных предложений. Хочется подчеркнуть, что и в этом случае в первую очередь требуется не запоминание, а понимание природы синтаксической единицы: односоставным, например, предложение является не только потому, что в нем один главный член (таким может быть и неполное двусоставное предложение), а потому, что таков способ выражения отношения к действительности.

В целом показатели выполнения заданий В2 и В4 в 2009 г. выше, чем в 2008 г., и этот результат позволяет надеяться на достижение более высокого уровня лингвистической компетенции учащихся в области грамматики.

Результат выполнения заданий В1, В3, В5, В6 – ниже 50% (40, 46, 40%, 45% соответственно).

Для решения задания В1 (словообразовательный анализ)требуется выписать из отрывка текста слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать способ образования предложенного слова. Хуже всего учащиеся могут найти слово, образованное бессуфиксным способом. Стандартные, как правило, примеры для словообразовательного анализа вызывают затруднения из-за отсутствия выработанных в основной школе прочных знаний и умений, недостаточного внимания к повторению и обобщению материала в старших классах.

При решении грамматической задачи в задании В3 экзаменуемый должен уметь определить тип подчинительной связи в предложенном словосочетании или найти в тексте словосочетание с указанным типом связи.Затруднения экзаменуемых возникают в тех случаях, когдазависимым компонентом словосочетания является местоимение в предложно-падежной форме, местоименное наречие, когда в состав словосочетания входит производный предлог, инфинитив. Ошибочно в словосочетания включаются союзы. Особенно затрудняются экзаменуемые при различении самостоятельных и служебных частей речи (например, подчинительных союзов и союзных слов, выраженных омонимичными относительными местоимениями что – что). Это обусловлено и несформированным умением обнаруживать синтаксические связи между словами в рамках предложений, и отсутствием у экзаменуемых достаточных сведений о способах подчинительной связи, а также о морфологических особенностях слов, выступающих в качестве зависимого элемента словосочетаний.

Задание В6 проверяет знание синтаксиса и умение анализировать структуру сложного предложения. Не вызывают особых затруднений сложные предложения с прозрачной синтаксической структурой, четкими синтаксическими (сочинительными и подчинительными) отношениями предикативных частей. В то же время обнаруживается неспособность классифицировать виды придаточных предложений, которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами. Это объясняется прежде всего формальным подходом к синтаксическому анализу предложений, неумением определить характер смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения. Очень сложной для учеников оказывается задача определить структуру предложения с несколькими придаточными, в частности, с однородным соподчинением. Придаточные с однородным соподчинением в подобных сложных предложениях часто объединяются общим синтаксическим средством подчинительной связи – подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку в экзаменационных работах: в этом случае, воспринимая одно из придаточных как самостоятельную часть сложного предложения, учащиеся не могут найти правильный ответ – задание остается невыполненным.

 



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Анализ результатов выполнения части В 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов выполнения части В

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)