Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения русскому языку в 5–11-х классах, определить стратегические линии преподавания русского языка в старших классах. В условиях единой системы итоговой аттестации в выпускном 11-м классе и, добавим, введения единой итоговой аттестации выпускников основной школы особую значимость приобретает единый подход к целям и содержанию образования, определенный действующим государственным стандартом общего образования по русскому языку. Особо следует заметить, что ЕГЭ по русскому языку – итог и проверка освоения учащимися государственного стандарта не за 10–11-й класс, это результат целенаправленной системообразующей деятельности на протяжении всех лет обучения в школе.

Администрации ОУ, методическим объединениям учителей-словесников, учителям русского языка следует обратить внимание на то, что в преподавании русского языка на современном этапе происходит актуализация следующих принципов, направлений, подходов в обучении:

Коммуникативная направленность курса русского языка находит выражение в коммуникативно-деятельностном, текстоориентированном подходе к обучению. Основной задачей учителя является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учетом их взаимосвязей. Разные виды изложений, сочинения разных жанров, развернутые аргументированные письменные и устные ответы на вопросы – это те виды работ, которые позволяют формировать комплекс речевых, коммуникативных умений и навыков, проверяемых в формате ЕГЭ. Текстоориентированное обучение предполагает обязательное включение в систему работы заданий

· по текстоведческому и речеведческому анализу (сформулировать тему, основную мысль, озаглавить текст, составить его план и др.);

· по комплексному (многоаспектному) анализу текста;

· на построение типовых фрагментов текста, анализ его композиции, редактирование и др.

Работая с текстом на протяжении всего курса обучения в школе, учащиеся овладевают

· навыком чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым) учебных, научно-популярных, публицистических текстов;

· общеучебными умениями работы с книгой, справочной литературой;

· умением анализировать текст, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

· умением интерпретации и создания текстов различных стилей и жанров.

Необходимым условием развития и социализации учащихся, особенно в профильной школе, является формирование информационно-коммуникативной деятельности, которая включает в себя поиск и извлечение информации из разных источников, ее переработку, критическое оценивание, перевод из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и т. п.), использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

Сознательно-коммуникативный принцип обучения предполагает признание важности теоретических лингвистических знаний для успешного формирования практических речевых умений. Сознательный путь формирования речевых умений и навыков, специальная система работы, предполагающая овладение технологиями, повышает эффективность работы по развитию речи и обеспечивает более высокий уровень владения русским языком как средством общения. Цель изучения родного языка в школе – помочь ученику полнее вобрать в себя систему родного языка, на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной формах, усовершенствовать речевую практику. Учащимся предлагается пройти путь от спонтанного, свободного пользования речью через изучение языковой теории к осознанной, нормированной, но тоже свободной речевой деятельности.

Дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, в максимально полной степени реализуемое в условиях профильного обучения, позволяет за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса расширить возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории, а учет интересов учащихся с высокой и пониженной успеваемостью, с разным уровнем владения русским языком в полиэтническом классе предполагает организацию разноуровневой работы.

Практико-ориентированное обучение традиционно соотносится с решением задач формирования функциональной грамотности. Актуальным на современном этапе становится изучение языка во взаимосвязи, взаимозависимости как единиц различных уровней, так и объектов изучения. Не являясь доминирующей, правописно-орфографическая направленность в обучении русскому языку формируется как необходимое условие и элемент общей культуры человека, готового к речевому общению в письменной форме. Изучение орфографии и пунктуации не является самоцелью, а включается в сознательную деятельность учащихся, направленную на осмысление законов языка, постижение закономерностей его существования и понимание тенденций его развития.

Культурологический подход в обучении предполагает сознательное отношение к языку как национальному достоянию, духовной ценности русского народа. Культурологический, петербурговедческий компонент в содержании уроков русского языка и развития речи имеет особую ценность и должен способствовать развитию общекультурного кругозора, стимулировать интерес к освоению культурного наследия города.

Развивающий принцип обучения наурокахрусского языка связан в первую очередь с речевым развитием, являющимся одним из главных показателей интеллектуального и общего развития учащихся. В самой системе постижения содержания учебного материала по предмету заложены условия формирования мышления – умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Развитие творческих способностей и активизация самостоятельной деятельности учащихся должны быть связаны с социальным опытом учащихся. Самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность, работа с учебным и справочным материалами, дополнительными источниками информации и т. п., умело направляемая и стимулируемая учителем, способствует формированию осмысленных, прочных знаний и умений, навыков самоорганизации и саморазвития, определенных качеств языковой личности.

Русский язык как учебный предмет в старших классах имеет особый статус дисциплины, реализующей надпредметную функцию: уровень овладения общеучебными и специфически речевыми умениями в совокупности определяет и успешность/неуспешность в изучении других предметов школьной программы. Принцип единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся отражает направленность всей системы обучения в образовательном учреждении.

Преподавание русского языка в 10–11-х классах, независимо от базового или профильного уровня обучения, должно осуществляться по выбранной программе и соответствующему программе учебно-методическому сопровождению. Следует подчеркнуть, что курс русского языка в средней школе является самостоятельным, его содержание не дублирует программы основной школы и никоим образом не сводится только к подготовке („натаскиванию“) к ЕГЭ. Курс русского языка в школе реализуется с 5-го по 11-й класс, и в старших классах важен как завершающий этап обучения, необходимый для совершенствования способностей учащихся в речевом взаимодействии, умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с ситуациями общения в различных сферах. Успешная подготовка к экзамену осуществима при:

· выполнении требований действующего государственного стандарта общего образования и программ по русскому языку;

· соблюдении принципа преемственности на этапе основной и средней школы;

· продуманной системе повторения и обобщения учебного материала;

· своевременной диагностике качества обучения и организации дифференцированной индивидуальной помощи;

· действенном подходе к пока еще новой форме проведения аттестации с точки зрения психологической готовности, технологической грамотности (например, заполнение бланков КИМов).

 Главными в программе 10–11-го классов являются разделы, в которых рассматриваются стили речи – системообразующий компонент содержания, позволяющий обобщить, углубить, систематизировать языковой материал, определяющий закономерности употребления языковых средств для достижения максимальной эффективности общения. Этот аспект, как показывают результаты ЕГЭ, еще не вполне воспринят и освоен. Именно поэтому сочинения учащихся часто имеют вид формальных ответов на несуществующие вопросы или размышлений, не связанных с коммуникативной задачей. Вполне очевидно, что научить пользоваться языковыми средствами на уроках, посвященных только орфографии или только пунктуации, нельзя. Но если орфография и пунктуация, как и фонетические, лексические, грамматические языковые единицы, являются средством реализации смысла, достижения понимания, то работа обретает конкретную цель, а язык изучается не ради правил, а для того, чтобы им успешно пользоваться. Более глубокое и осознанное знакомство со стилями речи предоставляет такую возможность: если ученик действительно понимает, что такое стиль речи, значит, он понимает, как должен выразить свою мысль в той или иной речевой ситуации.

Повторение материала, изученного в 5–9-х классах, не являясь главным компонентом в содержании курса русского языка в средней школе, организуется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и индивидуальных потребностей. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения опирается на познавательные возможности класса. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной, в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку должно выступать основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов. Своевременная диагностика, позволяющая выявить проблемы и необходимость более глубокого повторения тех или иных тем, должна помочь учителю спланировать учебную деятельность в каждом конкретном классе. Для диагностики можно использовать вопросы, сопровождающие каждый раздел учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», тестовые материалы.

Обеспечить полноценную подготовку к экзамену позволяет комплексный характер работы, заставляющий проводить изучаемый языковой материал через три уровня: 1) повторение/углубление/систематизация; 2) нормы употребления; 3) выразительные возможности/роль в речи. Комплексный подход на более высоком уровне (текстоведения, речеведения, стилистики) сближает курсы русского языка и литературы. Систематическое обращение к текстам изучаемых в старших классах художественных произведений гарантирует осознанную, органичную подготовку не только к экзамену по русскому языку, но и к экзамену по литературе и другим предметам гуманитарного профиля. Текстоориентированный подход на уроках русского языка, анализ языка изучаемых художественных произведений не позволяют обучение русскому языку сделать формальным, а содержание литературных произведений оторвать от языковой формы, без которой они немыслимы.

В программах (и соответствующих им УМК) заложено содержание, при освоении которого у учащихся формируются/развиваются умения и навыки, входящие в перечень проверяемых на ЕГЭ. Особенное внимание следует обратить на разделы, связанные с пониманием текста (в УМК Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. это раздел «Текст и его строение»), которые часто воспринимаются как давно изученные и понятые, хотя результаты ЕГЭ в этом не убеждают: по критерию К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) положительный результат – 54,7%. Обращение к законам построения текста в целом и абзаца, типологическому анализу дает необходимый инструментарий для построения собственного высказывания.

С пониманием категорий текста связано и умение адекватно воспринимать чужую речь. Чтобы добиться успеха в понимании чужой речи, надо не просто уделять внимание чтению или аудированию, а целенаправленно отрабатывать соответствующие умения и навыки:

· понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

· осознавать содержание исходного текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме и др.;

· определять основную мысль, стиль и тип речи;

· дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

· прогнозировать содержание по заглавию, по началу, предвосхищать возможное развитие сюжетной линии;

· комментировать и оценивать информацию;

· осознавать языковые особенности текста, смысловые трудности его восприятия;

· использовать информацию исходного текста для других видов речевой деятельности и др.

Конечная цель курса русского языка состоит в освоении приемов построения собственных высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи в устной и письменной формах. Изучение русского языка должно обеспечить целенаправленное совершенствование жизненно важных умений, как, например, умения использовать разные виды чтения, извлекать необходимую информацию из разных источников; вести поиск нужной информации, критически оценивать ее; обосновывать свою позицию в устной и письменной формах речи; владеть основными видами публичных выступлений и наиболее востребованными жанрами письменных высказываний. Названные в качестве примера умения предусмотрены стандартом для базового уровня, и, следовательно, ими должны владеть все выпускники. Понимание этого и продуманно организованная совместная деятельность учителя и учащихся должна обеспечить успешную итоговую аттестацию.

Фактор успешности в обучении и подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ безусловно связан с ответственностью учителя за выполнение программы по русскому языку, в которой заложен содержательный компонент проверяемых в ходе государственной аттестации знаний, умений и навыков. Учитель может и должен контролировать этот процесс при планировании учебной деятельности. Возможный вариант контроля представлен в тематическом планировании уроков русского языка в 10–11-х классах:

 

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 10-м классе по программе и УМК под ред. Власенкова А.И. (68 ч)

 

номер урока Программное содержание Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, включающая элементы содержания КИМов
2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)