Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мы обусловлены гунами природы



2020-02-04 364 Обсуждений (0)
Мы обусловлены гунами природы 0.00 из 5.00 0 оценок




Наше поведение формируется в зависимости от того, с какими гунами мы соприкасаемся. Год за годом мы едим одну и ту же пищу, пьем те же напитки. Год за годом занимаемся одним и тем же, общаемся с теми же людьми, придерживаемся того же режима дня. Когда мы постоянно соприкасаемся с одними и теми же гунами, их влияние на нас усиливается. Это имеет одно немаловажное следствие — мы обуславливаемся ими.

«Обуславливаемся» означает — мы приучаемся к определенному типу мышления, восприятия и поведения, т. е. определенный стимул вызывает предсказуемую реакцию. Как мы связаны с материальным миром и всеми его явлениями, так мы и обусловлены. Почему? Потому что каждый предмет или явление материального мира имеет свою собственную гуну, обладает собственным качеством — уникальной комбинацией благости, страсти и невежества. Так же, как на телевизионном экране три основных цвета образуют 72 000 всевозможных цветов, так же три качества материи в различных комбинациях вызывают бесконечно разнообразные воздействия. Гуны природы в различной степени влияют на многие составляющие человеческой деятельности.

Сама идея обусловленности приводит к вполне логичному выводу (и Учители ведической мудрости говорят нам о том же самом!) — что мы не так свободны, как нам кажется. Взаимодействие с материей влияет на душу таким образом, что поступки ее становятся привычными, автоматическими, реактивными — даже если она думает, что действует по собственной воле. Гуны влияют на поведение человека в соответствии с тем, как он взаимодействовал с ними раньше, в течение многих предыдущих жизней. Эту обусловленность, которая выражается в различных представлениях о жизни, мы несем с собой из рождения в рождение.

Атма, побуждаемая неисполненными желаниями, рождается снова и снова — и так без конца. Жизнь за жизнью она сталкивается с объектами чувств, к которым испытывает привязанность и неприязнь (желание и ненависть). Таким образом, сердце живого существа все больше оскверняется двойственностью материальной жизни. Соответственно тому, с какими гунами оно соприкасается, оно попадает во власть определенного образа мыслей. Это продолжается с незапамятных времен, поэтому живые существа в этом мире называют вечно обусловленными. Таким образом, еще до того, как началась наша нынешняя жизнь, мы уже были обусловлены. Мы несем с собой установки и желания, и наша обусловленность и карма определяют, в каких обстоятельствах нам придется родиться. А когда мы родимся, контакт с материей снова увеличит общий эффект влияния гун и нашу обусловленность.

Хороший пример обусловленного поведения — наркомания. Наркозависимый человек бессилен против своей страсти. Если такой человек действительно хочет отказаться от своей привычки, ему рекомендуется внести в свое поведение особую установку — избегать мест и людей, связанных с наркотиками, и вместо этого найти себе новых друзей и новое занятие. Другими словами, он должен прекратить контакт с определенными качествами природы, ранее привычными для него, и вступить во взаимодействие с другими. Это не происходит легко, само собой. Сама природа обусловленности такова, что любые изменения даются обусловленной душе с огромным трудом. Самые сильные привязанности — еда (точнее, переедание) и курение, и каждый, кто сидел на диете или бросал курить, знает, что подобные перемены даются нелегко, и избавление от дурной привычки может занять определенное время.

Обратимся к другому примеру. Люди обычно занимаются определенными делами в определенное время суток. Каждое время суток находится под влиянием определенных гун. Невежество, или тамо-гуна, возрастает и убывает в течение ночи, с восьми вечера до четырех утра. Саттва-гуна преобладает с четырех утра до полудня. Раджо-гуна сильнее всего воздействует с полудня до восьми вечера. Те, кто воспитывает в себе качество благости, прекращают дела и ложатся спать в то время, когда сильно влияние тамо-гуны. Им нравится рано ложиться и рано вставать. Но те, кто обусловлен тамо-гуной, к девяти вечера только начинают активную жизнь. Они считают себя «совами» и зачастую активны как раз до того времени, когда вступает в свои права саттва-гуна, т.е. до четырех утра. Как только гунна благости начинает проявлять свое воздействие, эти полуночники чувствуют потребность отдохнуть и поспать, тогда как те, кто находится под влиянием благости, как раз в это время начинают свой день. Саттва и тамас полярно противоположны — то, что нравится человеку, на которого влияет благость, не нравится тому, кто находится во власти невежества. И наоборот.

По мере того, как две эти группы людей продолжают поступать соответственно своей природе, их обусловленность и реакции становятся все более постоянными и предсказуемыми. Но люди, не осознавая этого влияния, думают, что действуют по собственной воле. А что же происходит с теми, на кого влияет страсть? Подстегиваемые самой деятельностью, они часто ложатся поздно, а встают рано. Стремясь успеть как можно больше, они постоянно недосыпают. Но все же раджо-гуна влияет на человека преимущественно в середине дня, побуждая его действовать и работать. Каждая из гун преобладает в определенное время, а затем ее влияние угасает, чтобы уступить место другой. В соответствии с тем, какими гунами мы обусловлены, мы и будем действовать. Результат влияния гун зависит как от комбинации самих гун, так и от нашей обусловленности.

В Шримад-Бхагаватам говорится, что из-за того, что наш разум осквернен материалистичными представлениями о жизни, мы подвержены влиянию гун природы и таким образом обусловлены материальным существованием. Наша обусловленность, наши радости и страдания в материальном мире в каком-то смысле ложны, подобно страданиям, которые мы переживаем во сне. Стоит нам проснуться — и они прекращаются. Аналогичным образом, мы должны пробудиться ото сна материального существования, которое по своей природе временно. Материальное существование считается нежелательным, ненужным, однако из-за невежества, покрывшего наше знание о свой истинной сущности, оно продолжается. Только находясь в теле человека мы имеем возможность пробудиться от материального сна и осознать свою трансцендентную, духовную природу. Учители ведической мудрости называют это высочайшим предназначением человеческой жизни.

Гуны и великие эпохи

Шри Кришна говорит в Бхагават-гите, что Он — время, самый могущественный из всех материальных элементов, поскольку никто не в силах избежать его влияния. Время невидимо и неощутимо. Однако оно несет всех живых существ, подобно ветру, носящему облака — безмолвные и беспомощные перед его могуществом Под его влиянием живые существа рождаются и под его влиянием приходят к порогу смерти. Те, кто считает себя материальным телом, кто не понимает, что время — это влияние всемогущего Господа, боятся смерти: «Для введенной в заблуждение обусловленной души, вошедшей в соприкосновение с материальной природой, власть Верховной Личности Бога проявляется в форме времени, которое вселяет в обусловленную душу, находящуюся под влиянием ложного эго, страх смерти» (Бхаг., 3.26.16).

Чтобы испытать все разнообразие вкусов, душа принуждена менять тело и рождаться, когда обстоятельства сложатся благоприятным для исполнения ее желаний образом. Поэтому Верховная Личность, Бог, повелевающий материальной и духовной энергиями, создает время, в пределах которого действуют живые существа и материальная природа.

Согласно ведическим представлениям, история земли значительно отличается от той картины мира, что предлагают нам западные биологи, антропологи и астрономы. Отвергая «эволюцию из ничего», в которую заставляет нас верить атеистический, «научный» взгляд на мир, Веды подробно описывают, как, почему и кем был создан этот мир, и как в нем появились живые существа. Пураны — древние летописи человечества — объясняют, что от самого сотворения этот мир населяли разумные существа, и в нем процветала развитая цивилизация. Но под влиянием гун мир постепенно деградирует. Подобно тому, как влияние гун возрастает и убывает в определенное время дня, так же сменяются гуны на протяжении огромных промежутков времени, которые называются югами. Подобно тому, как в году есть четыре сезона — зима, весна, лето и осень — так и весь космос раз за разом проходит цикл из четырех великих эпох — Сатьи, Треты, Двапары и Кали, в котором раз за разом повторяется одна и та же последовательность основных событий.

Золотой век, о котором есть упоминания почти во всех культурах — чудесное время в далеком прошлом — в Ведах именуется Сатья-югой. Это была эпоха благости, саттва-гуны, на которую гуны невежества и страсти влияли лишь в незначительной степени. В то время все люди были благородны и имели твердые принципы. Земля была истинным раем. В сатья-югу все четыре столпа религии — правдивость, чистота, милосердие и аскетизм — были целы. Люди Сатья-юги по большей части были внутренне удовлетворены, милостивы, дружелюбны ко всем, умиротворены, спокойны и терпеливы. Удовольствие они черпали в самих себе, равно смотрели на все и неустанно стремились к духовному совершенству. Методом, рекомендованным для постижения духовной сущности, была восьмиступенчатая йога, поскольку у людей было время и хватало решимости, а вокруг царила мирная атмосфера, благоприятствующая долгой медитации.

Постепенно, под влиянием времени, на сознание людей начала оказывать ощутимое влияние гуна страсти. Она-то и стала господствующей гуной Серебряного Века, Трета-юги. В Трета-югу под влиянием четырех столпов безбожия (лжи, насилия, неудовлетворенности и вражды) каждая из четырех опор религии постепенно уменьшилась на одну четверть. В этот век люди были склонны к совершению ритуалов и суровой аскезе. Они были не слишком жестоки и не слишком склонны к чувственным наслаждениям. Интересы их лежали преимущественно в сфере религиозности, экономического процветания и регламентированного удовлетворения чувств. Процветания они достигали, следуя предписаниям трех Вед.

Время шло, и все сильнее ощущалось влияние невежества, наступила Двапара-юга. Для нее характерно смешение гун страсти и невежества. В Двапара-югу религиозные качества — аскетизм, правдивость, милосердие и сострадание — сократились уже наполовину. Люди в эту эпоху были очень великодушны, они посвящали себя изучению Вед, обладали большими богатствами, жили большими семьями и весьма энергично наслаждались жизнью. Из четырех классов наиболее многочисленны были кшатрии и брахманы. Окончание Двапара-юги около 5000 лет назад знаменовало собой начало нынешней эпохи — эпохи Кали.

По мере того, как Кали-юга продолжалась, влияние гуны страсти постепенно сходило на нет, а невежество набирало силу. Эта эпоха характеризуется беспрепятственным влиянием тамо-гуны с ее отличительными качествами — лживостью, насилием, неудовлетворенностью, ссорами и лицемерием. В Кали-югу на Земле рождаются грешники и худшие из людей, поскольку этот век предоставляет им множество возможностей удовлетворить гнев, вожделение, зависть и жадность. Под влиянием тамо-гуны все добродетели постепенно утрачиваются. Уходит понимание смысла религии, не говоря уже о воплощении его на практике. К концу Кали-юги люди будут хуже всяких животных: они превратятся в варваров, которые из-за нехватки пищи будут есть друг друга и даже собственных детей.

В Шримад-Бхагаватам подробно объясняется природа этого века (Бхаг., 12.3.30-43):

Когда преобладает обман, ложь, лень, насилие, подавленность, скорбь, заблуждение, страх и нищета, то такой век называют веком Кали, эпохой гуны невежества. Из-за этих недостатков века Кали люди становятся недальновидными, неудачливыми, склонными к обжорству, похотливыми и нищими. Женщины, потеряв все целомудрие, переходят от одного мужчины к другому. Города будут наводнены ворами, Веды осквернены умозрительными толкованиями атеистов, правители будут уничтожать свой народ, а так называемые священники и мыслители станут рабами своих желудков и гениталий.

Женщины станут гораздо ниже ростом, они будут есть слишком много, детей будут иметь больше, чем в состоянии воспитывать, и потеряют всякий стыд. Речи их будут грубыми, и они будут склонны к воровству, обману и неслыханно дерзки. Бизнесмены будут заниматься мелкой торговлей, и зарабатывать деньги обманом. Люди будут считать приемлемой любую грязную работу, даже если в ней нет никакой необходимости. Слуги будут покидать хозяев, потерявших свое богатство, даже если их хозяин — святой, обладающий самыми возвышенными качествами. Хозяева будут выгонять слуг, ставших нетрудоспособными, даже если этот человек служил нескольким поколениям их семьи. Коров, которые перестали давать молоко, будут выгонять или убивать.

Мужчины в Кали-югу будут жалкими подкаблучниками женщин. Они будут отвергать своих отцов, братьев, а также других родственников и друзей, а вместо этого станут общаться с сестрами и братьями своих жен. Таким образом, их представления о дружбе будут основаны исключительно на половых связях. Нецивилизованные люди будут просить милостыню от имени Господа и зарабатывать на жизнь, рядясь в одежды монахов и выставляя напоказ свой мнимый аскетизм. Те, кто ничего не знает о религии, будут садиться на возвышение и говорить о религиозных принципах.

В век Кали умы людей всегда будут растревожены. Мой дорогой царь, люди будут измождены голодом и налогами и одержимы боязнью засухи. Им будет не хватать хорошей одежды, еды и питья, они не смогут хорошо отдыхать, заниматься сексом и совершать омовение, и у них не будет украшений, которыми можно украсить свои тела. В самом деле, люди в Кали-югу будут выглядеть словно злые духи.

В Кали-югу люди станут враждовать друг с другом всего лишь из-за нескольких мелких монет. Позабыв о дружбе, они будут готовы даже расстаться с жизнью и убить своих родственников. Мужчины больше не будут защищать своих пожилых родителей, детей и достойных жен. Вконец опустившихся, их будет волновать только то, как удовлетворить свой желудок и гениталии. О царь, в век Кали разум людей будет затуманен атеизмом, и они почти никогда не будут совершать подношений Верховной Личности Бога, высшему духовному учителю вселенной. Хотя все величайшие личности, управляющие тремя мирами, склоняются к лотосным стопам Верховного Господа, жалкие, ничтожные людишки этого века отказываются следовать их примеру.

Чем дальше, тем больше население Земли будет ощущать влияние века Кали. Изучение западной культуры, которая зародилась на заре этой эпохи — это изучение постепенной деградации человечества. В частности, это можно проследить на примере экономических отношений.



2020-02-04 364 Обсуждений (0)
Мы обусловлены гунами природы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мы обусловлены гунами природы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)