Тематические рекомендации к семинарским
(практическим) занятиям Для успешного освоения материала по культурологии необходимо ознакомиться с рекомендациями по определенной теме занятия. Кроме этого, необходимо обратиться к изданию «Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов», в котором к каждому занятию предлагается подробный список основной и дополнительной литературы, даются темы докладов (рефератов). Необходимо иметь в виду, что при подготовке гораздо большее значение имеет не то, сколько из указанных источников изучил студент, а насколько глубоко он осмыслил изученный материал. Темы практических занятий, состоящих из трех модулей, отражают внутреннее единство культурного процесса (таблица 2). Таблица 2 – Темы семинарских (практических) занятий
Тема 1. Предмет и задачи культурологии План 1. Культурология как система знания. 2. Л.А. Уайт о культурологии как науке. 3. Методы культурологических исследований. 4. Проблемы профессиональной культуры. При подготовке к данной теме необходимо обратить внимание на специфику культурологии, связанную с системным подходом в изучении культуры. Культурология стремится не к простому рассмотрению совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а к осознанию мира человеческой культуры как системного единства. Важно при работе с учебниками понять структуру культурологии как науки. Для этого рекомендуется первоначально обратиться к статье Г. Риккерта, который разрабатывал проблему различения наук о природе и наук о культуре. Далее надо выделить основные разделы культурологии и понять, как эти разделы соотносятся между собой. Общее представление о культурологии как науке раскрывают статьи И.Ф. Кефели, а К. Леви-Стросс рассматривает историю становления разных сфер знания о культуре. Подробно вопрос о структуре ее освещают учебники и учебные пособия: 1) А.Б. Есин. Введение в культурологию; 2) Культурология: учебник под редакцией Ю.Н. Солонина; 3) Культурология: учебник под редакцией Н.Г. Багдасарьян (статья Г. Риккерта); 4) Основы культурологии: учебное пособие / ответственный составитель И.М. Быховская (Специфика и познавательные возможности прикладной культурологии). Особо обратите внимание на статью американского культуролога Л.А. Уайта, подчеркивающего в ней интегративную роль разных наук, исследующих отдельные феномены культуры, в становлении культурологии: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, религиоведении и искусствоведении. Достоверность и надежность историко-культурологических исследований обеспечивается использованием научных методов, каждый из которых обладает своей спецификой. Необходимо ответить на воп-росы о методах. Какие группы методов (подходов) выделяют? В чем их специфика? Освещается этот вопрос в следующих учебных изданиях: 1) «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина; 2) Н.А. Моисеева «Культурология. История мировой культуры»; 3) «Культурология под редакцией Н.Г. Багдасарьян. Специализированной сферой культуры является профессиональная деятельность, в частности, инженерная. В процессе подготовки необходимо ответить на вопросы: В чем состоит проблема профессионализма и профессиональной культуры? Что является предметом культурологического анализа инженерной деятельности и какие требования предъявляются к инженеру в современных условиях? Данная проблема подробно раскрывается в статье М. Вебера, указанной в списке литературы, в учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян и других изданиях. Тема 2. Культура: сущность, структура, функции План 1. Понятие «культура». Проблема культуры. 2. Основные культурологические школы и направления. 3. Фундаментальные характеристики культуры. 4. Культура как система: ее структура и функции. Данная тема предполагает рассмотрение разнообразных представлений о культуре в историческом аспекте. Сложность понятия «культура» определяется тем, что человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в состоянии видеть ее целиком. Каковы представления о культуре в работах Э.Б. Тайлора, Л. Уайта, К. Клакхона? Для английского этнографа Э.Б. Тайлора, пытавшегося вскрыть закономерности развития культуры, культура была основным субъектом эволюции. В чем состоит сущность культуры у Тайлора? Какие методы проникновения в прошлое применял он? Понять сущность культуры помогает философия культуры, работы И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля и других философов. Для ответов на эти вопросы можно использовать материалы разных изданий, например: 1) А.И. Кравченко. Культурология: хрестоматия для высшей школы; 2) Л.Д. Столяренко. Культурология; 3) Культурология: учебник под редакцией Н.Г. Багдасарьян; 3) Введение в культурологию: учебное пособие под редакцией Е.В. Попова; 4) Культурология: учебник под редакцией Ю.Н. Солонина; 5) культурологические словари и дополнительная литература, указанные к данной теме. Интегративный характер культурологии проявляется в изучении культуры разными школами и направлениями, общую характеристику которых можно найти в учебнике под редакцией Н.Г. Багдасарьян. При конспектировании этой темы следует обратить внимание на фундаментальные характеристики культуры, данные американским антропологом Д.П. Мёрдоком. Интерес к проблеме объясняется тем, что предшественники Д.П. Мёрдока особое внимание уделяли исследованию культурных различий, которые объяснялись разнообразными причинами, а всеобщее сходство культур не привлекало их. Какие основные положения в концепции универсальной модели культуры сформулировал антрополог? Сущностные характеристики культуры выделены и в учебнике Н.Г. Багдасарьян. Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии, обеспечивая стабильность системы, возможность трансляции культурного опыта. В чем сущность морфологической модели культуры Э.А. Орловой? Что включает организационный блок в рамках специализированной культуры у Э.А. Орловой? О каких уровнях культуры говорит А.А. Флиер? Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Какие универсальные функции имеет культура? На какие нормативные системы опирается регулятивная функция культуры? На вопрос о структуре и функциях культуры поможет учебное пособие под редакцией Н.Г. Багдасарьян.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |