Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематические рекомендации к семинарским



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Тематические рекомендации к семинарским 0.00 из 5.00 0 оценок




(практическим) занятиям

Для успешного освоения материала по культурологии необходимо ознакомиться с рекомендациями по определенной теме занятия. Кроме этого, необходимо обратиться к изданию «Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов», в котором к каждому занятию предлагается подробный список основной и дополнительной литературы, даются темы докладов (рефератов).

Необходимо иметь в виду, что при подготовке гораздо большее значение имеет не то, сколько из указанных источников изучил студент, а насколько глубоко он осмыслил изученный материал.

Темы практических занятий, состоящих из трех модулей, отражают внутреннее единство культурного процесса (таблица 2).

Таблица  2 – Темы семинарских (практических) занятий

Номера тем Темы  семинарских (практических) занятий Объем (ч)
1 МОДУЛЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ Предмет и задачи культурологи   2 (1)
2 Культура: сущность, структура, функции 2 (1)
3 Формы духовной культуры; миф, религия, искусство, наука   2 (1)
4 Культура и цивилизация 2 (1)
5–6 Культурные ценности и нормы. Картина мира 2 (1)
7 Язык как модель культуры 4 (1)
8 Межкультурные коммуникации 2 (1)
9–10 МОДУЛЬ 2.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Историческая типология культур   4 (1)
11 Массовая и элитарная культура 2 (1)
12 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление культуры и возникновение цивилизаций   2 (1)
13 Культура античной цивилизации 2 (1)
14 Западно-христианская цивилизация 2 (1)
15 Арабо-мусульманская культура 2 (1)
16 Восточно-христианская цивилизация 2 (1)
17 МОДУЛЬ 3. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Культура и природа, культура и общество, культура и личность. Культурная универсализация     2 (1)

ВСЕГО:

34 (17)

Тема 1. Предмет и задачи культурологии

План

1. Культурология как система знания.

2. Л.А. Уайт о культурологии как науке.

3. Методы культурологических исследований.

4. Проблемы профессиональной культуры.

При подготовке к данной теме необходимо обратить внимание на специфику культурологии, связанную с системным подходом в изучении культуры. Культурология стремится не к простому рассмотрению совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а к осознанию мира человеческой культуры как системного единства. Важно при работе с учебниками понять структуру культурологии как науки. Для этого рекомендуется первоначально обратиться к статье Г. Риккерта, который разрабатывал проблему различения наук о природе и наук о культуре. Далее надо выделить  основные разделы культурологии и понять, как эти разделы соотносятся между собой.

 Общее представление о культурологии как науке раскрывают статьи И.Ф. Кефели, а К. Леви-Стросс рассматривает историю становления разных сфер знания о культуре. Подробно вопрос  о структуре ее освещают учебники и учебные пособия: 1) А.Б. Есин. Введение в культурологию; 2) Культурология: учебник  под редакцией Ю.Н. Солонина; 3) Культурология: учебник под редакцией Н.Г. Багдасарьян (статья      Г. Риккерта); 4) Основы культурологии: учебное пособие / ответственный составитель И.М. Быховская (Специфика и познавательные возможности прикладной культурологии).

Особо обратите внимание на статью американского культуролога Л.А. Уайта, подчеркивающего в ней интегративную роль разных наук, исследующих отдельные феномены культуры, в становлении культурологии: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, религиоведении и искусствоведении.

Достоверность и надежность историко-культурологических исследований обеспечивается использованием научных методов, каждый из которых обладает своей спецификой. Необходимо ответить на воп-росы о методах. Какие группы методов (подходов) выделяют? В чем их специфика? Освещается этот вопрос в следующих учебных изданиях: 1) «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина; 2) Н.А. Моисеева «Культурология. История мировой культуры»; 3) «Культурология под редакцией Н.Г. Багдасарьян.

Специализированной сферой культуры является профессиональная деятельность, в частности, инженерная. В процессе подготовки необходимо ответить на вопросы: В чем состоит проблема профессионализма и профессиональной культуры? Что является предметом культурологического анализа инженерной деятельности и какие требования предъявляются к инженеру в современных условиях? Данная проблема подробно раскрывается в статье М. Вебера, указанной в списке литературы, в учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян и других изданиях.

Тема 2. Культура: сущность, структура, функции

План

1. Понятие «культура». Проблема культуры.

2. Основные культурологические школы и направления.

3. Фундаментальные характеристики культуры.

4. Культура как система: ее структура и функции.

Данная тема предполагает рассмотрение разнообразных представлений о культуре в историческом аспекте. Сложность понятия «культура» определяется тем, что человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в состоянии видеть ее целиком. Каковы представления о культуре в работах Э.Б. Тайлора,    Л. Уайта, К. Клакхона? Для английского этнографа Э.Б. Тайлора, пытавшегося вскрыть закономерности развития культуры, культура была основным субъектом эволюции. В чем состоит сущность культуры у Тайлора? Какие методы проникновения в прошлое применял он? Понять сущность культуры помогает философия культуры, работы         И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля и других философов. Для ответов на эти вопросы можно использовать материалы разных изданий, например: 1) А.И. Кравченко. Культурология: хрестоматия для высшей школы; 2) Л.Д. Столяренко. Культурология; 3) Культурология: учебник  под редакцией Н.Г. Багдасарьян; 3) Введение в культурологию: учебное пособие под редакцией Е.В. Попова; 4) Культурология: учебник под редакцией Ю.Н. Солонина; 5) культурологические словари и дополнительная литература, указанные к данной теме.

Интегративный характер культурологии проявляется в изучении культуры разными школами и направлениями, общую характеристику которых можно найти в учебнике под редакцией Н.Г. Багдасарьян.


При конспектировании этой темы следует обратить внимание на фундаментальные характеристики культуры, данные американским антропологом Д.П. Мёрдоком. Интерес к проблеме объясняется тем, что предшественники Д.П. Мёрдока особое внимание уделяли исследованию культурных различий, которые объяснялись разнообразными причинами, а всеобщее сходство культур не привлекало их. Какие основные положения в концепции универсальной модели культуры сформулировал антрополог? Сущностные характеристики культуры выделены и в учебнике Н.Г. Багдасарьян.

Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии, обеспечивая стабильность системы, возможность трансляции культурного опыта. В чем сущность морфологической модели культуры Э.А. Орловой? Что включает организационный блок в рамках специализированной культуры у Э.А. Орловой? О каких уровнях культуры говорит А.А. Флиер?

Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Какие универсальные функции имеет культура? На какие нормативные системы опирается регулятивная функция культуры? На вопрос о структуре и функциях культуры поможет учебное пособие под редакцией Н.Г. Багдасарьян.

 



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Тематические рекомендации к семинарским 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематические рекомендации к семинарским

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)