Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Массовая и элитарная культура



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Тема 11. Массовая и элитарная культура 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Подходы к определению массы и массовой культуры.

2. Основные черты и характеристики массовой культуры.

3. Кич и массовая культура.

4. Сферы проявления массовой культуры.

5. Понятие «элитарная культура». 

 

Мы живем в эпоху массовой культуры, о которой не прекращаются споры. В раскрытии этой темы важно выявление сущности таких понятий: масса, массовое сознание, массовая культура, кич, элита, элитарная культура. Объяснение особенностей современного общества невозможно без осмысления понятия «массы», в раскрытии которого интересны суждения философов.

 Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет показал взаимосвязь массы и массовой культуры, человек массовой культуры стал главным действующим лицом истории. Д. Белл объяснял особенности современного общества возникновением массового производства и потребления. По Беллу, масса – это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Для понимания вопроса необходимо выявить характерные черты человека массы.

Понятие «массовая культура» обозначает совокупность явлений культуры XX–XXI вв., характерных для современного общества с высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, те-левидение, Интернет, мобильная связь), высокой степенью урбанизации, отчуждением  индивида, потерей индивидуальности.

Осмысление массовой культуры как предельного выражения духовной несвободы, угнетения человеческой личности характерно для работ А. Швейцера, О. Шпенглера, Э. Фромма, Х. Ортега-и-Гассета,    Д. Белла, М. Маклюэна, Н. Бердяева и современных исследователей. Параллельно их идеям были предприняты попытки позитивной трактовки массовой культуры. Г. Сельдес, Л. Уайт считали, что в массовой культуре много полезного, без нее обыватель был бы лишен информации, значимой для жизни.

Опираясь на размышления исследователей о массовой культуре можно выделить характеристики массовой культуры: усложнение реальности (возникает маргинализованное общество), контекстуальность (отрыв от базовых духовных ценностей и возникновение популярного высокого искусства – песни «Битлз»), идеологичность (способствует созданию мифологем, неадекватному отражению действительности), мифологемность. Каковы особенности мифологемности?

 Материалы учебника «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина, первоисточники помогут ответить (письменно) на поставленные вопросы.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом масса, по мнению Г. Лебона, находящаяся в основе массовой культуры, изменяет человека?

2. Почему масса не способна творить культуру, с точки зрения   Д. Белла?  Каковы типичные признаки человека массы?

3. Чем обусловлено распространение массовой культуры в середине XX века? Какое социальное задание выполняет массовая культура?

4. Когда началось изучение массовой культуры, по мнению   М.И. Надорфа? Что имеет в виду автор, говоря о «веке толп»?

5. Каковы рамки массовой и немассовой культуры (А.Б. Гофман, Т. Кэндо)?

6. Что является основой массовой культуры, по мнению М. Маклюэна, который отмечал, что она ответственна за формирование человека?

7. Каковы специфические черты и сферы проявления массовой культуры? В чем особенность массового искусства?

8. О каких аспектах массовой культуры пишут наши современники, применяя термин китч?

7. Чем характеризуется элитарная культура?

8. Какие сферы культуры включает элитарная культура?

9. Кем создается элитарная культура? Каков круг ее потребителей?

10. Укажите специфические черты и сферы проявления элитарной культуры.

11. Каковы основные функции элитарной культуры? Для чего необходима элитарная культура? В чем смысл элитарной культуры?

12. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные различия массовой и элитарной культуры?

Тема 12. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Становление человеческой культуры и возникновение
цивилизаций

План

1. Первобытная культура и ее специфика. Ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм.

2. Ритуал как культурный феномен.

3. Древнеегипетская цивилизация: особенности формирования.

4. Древнеиндийская культура: единство и многообразие.

5. Культура древнего Китая: сочетание символа и ритуала.

6. Роль конфуцианства, даосизма, буддизма в культуре.

 

Основой подготовки к занятиям по разделу «История культуры» будут указанные первоисточники, учебное пособие Н.А. Моисеевой «Культурология. История мировой культуры», учебник «Культурология» для технических вузов под редакцией М.В. Буланова-Топоркова, словари.

Прорабатывая тему к этому занятию необходимо обратить внимание на важнейшие отличительные особенности первобытной культуры – синкретизм, отсутствие письменности, наличие невербальных «текстов» культуры – ритуалов, табу, на ранние формы религиозного сознания. Основателем ритуализма считается английский антрополог Джеймс Джорж Фрэзер, выдвинувший теорию о происхождении мифов из ритуалов. Он – автор 12-томного труда «Золотая ветвь» («The Golden Bough»), систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Он применил теорию эволюции к антропологии и вывел три стадии умственного развития человечества: магия, религия и наука.

Для освоения культуры Древней Индии желательно обратиться к книге Г.М. Бонград-Левина «Древнеиндийская цивилизация» и учебнику «Культурология» для технических вузов: учебник под редакцией М.В. Буланова-Топоркова.

Рассматривая древнеиндийскую культуру, следует в своем рассказе отметить особенности религиозного мировоззрения, выявить роль брахманизма, индуизма и буддизма в становлении индийской культуры, указать на характерные черты ведической литературы, философии, науки. Необходимо иметь в виду, что главная религия Индии – индуизм. Индуисты верят в перевоплощение душ, поклоняются Брахме, Вишну, Шиве, обожествляют деревья, горы, реки, цветы; почитают священных животных слонов, коров, змей, обезьян. Главная особенность индуизма – соблюдение кастовых законов.

Самобытность культуры Китая, ее глубокие корни несомненны. Сохранились письменные источники о культурных традициях Китая, начиная с XII в. до н. э. В течение многих веков прослеживается непрерывность развития, и выявляются характерные черты китайской культуры: замкнутость, приверженность к традициям, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку. В древнекитайской цивилизации характерной особенностью является преемственность культурных традиций, поэтому необходимо отметить роль религиозно-философских учений.

Для понимания характерных черт культуры Древнего Китая необходимо понимание мировоззренческих основ конфуцианства. Основа учения конфуцианства – создание идеала совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Этот образ включал в себя такие качества: почтительность, обходительность, правдивость, доброта, преданность, сдержанность, осторожность в разговоре, стремление придерживаться во всем золотой середины.

Даосизм сочетает в себе элементы древних народных культов, шаманских верований. Цель даосизма – раскрытие тайны мироздания, достижение единства с Дао («путь») и обретение бессмертия.

Неоценимую помощь в освоении истории культуры окажут рекомендованные словари, первоисточники и учебное пособие Н.А. Моисеевой, в котором предлагаются вопросы для самоконтроля и указаны основные термины.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие характерные черты первобытной культуры выделяют авторы двух учебников по культурологии под редакцией Ю.Н. Солонина, а также под редакцией Е.В. Попова?

2. Когда произошла «неолитическая революция» и с чем это связано?

3. Какие ранние формы религии относятся к древнейшим? Составьте таблицу, включающую рубрики: 1) формы верований; 2) определения их; 3) проявления в современной культуре.

4. Чем являлась мифология для первобытного человека?

5. Кто первым высказал мысль о наличии связи между мифом и ритуалами? О каких трех стадиях умственного развития говорил он?

6. Что представляют собой Веды, которые Рабиндранат Тагор рассматривал как «свидетельство коллективного выражения народного восторга и благоговейного ужаса перед жизнью»?

7. С какой сферой знания в индо-буддийской культуре характерно слияние религии?

8. Как называется литературный памятник, давший толчок развитию религиозно-философского мышления, обозначающий «сидеть около ног учителя?»

9. Что лежит в основе индуизма? Какие важнейшие боги главной религии Индии индуизма?

10. Кем был основан буддизм? Какие два главных символа буддизма? В чем заключается основная идея буддизма (четыре благородные истины)? В каких странах буддизм как мировая религия совершенствовался и развивался? Где зафиксирован главный текст буддийс-
кого канона, состоящего из трех частей? Что обозначают понятия:  «дхарма», «нирвана», «карма», «сансара», «ступа», «мандала», «йога», «ахимса»?

11. Индия – родина шахмат, алгебры, цифр (введен ноль в математику), учения о долголетии, но что мешало дальнейшему прогрессу, научным идеям?

12. Какие характерные черты китайской культуры?

13. В каких трех китайских учениях выражен путь достижения гармонии природы, общества, человека?

14. Когда возникло конфуцианство и кто основатель его? Что лежит в основе идей конфуцианства (главные принципы), которое было две тысячи лет официальным вероучением?

14. Как Вы понимаете главную идею конфуцианства – совмещение государства и человечности путем распространения принципов отношений в большой семье на все общество?

15. Основа учения конфуцианства – создание идеала совершенного человека. Какими качествами должен обладать идеальный человек, по мнению Конфуция?

16. Какие идеи лежат в основе даосизма? Почему в даосизме слава, богатство, успех не имеют подлинной ценности? Какова главная задача мудреца?

17. Каков вклад китайского народа в мировую культуру?



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Тема 11. Массовая и элитарная культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Массовая и элитарная культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)