Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Язык как модель культуры



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Тема 7. Язык как модель культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Язык культуры – универсальная форма освоения реальности.

2. Фундаментальный характер языка культуры.

3. Классификация языков культуры.

4. Язык культуры как текст.

5. Символ, знак как категории культуры.

6. Культура как символическая Вселенная.

 

Данная тема предполагает выявление специфики понятия «языки культуры». Необходимо знать, для чего они нужны людям и что обозначают знаки, символы, тексты.

Для этого надо выписать и выучить определения, а также ответить на вопросы из учебного пособии «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян. По каким основаниям относят проблему языков культуры к фундаментальным?

Рассматривая общепринятую классификацию языков культуры, необходимо выявить: 1) каким образом можно классифицировать языки культуры? 2) в чем специфика естественных и искусственных, вторичных языков? 

Необходимо особо обратить внимание на роль семиотики и герменевтики в изучении языка культуры; на характерные признаки текста. Что утверждает Ж. Деррида, анализируя понятие «текст»?  Без чего культурный текст остается непонятным, закрытым? Что можно отнести к текстам? Как называют единицы культурной информации, выраженные в тексте?

Чем текст отличается от литературного произведения, по мнению французского семиотика Ролана Барта?

Человек живет в мире знаков. Что обозначает он, для чего необходим человечеству? Кто употреблял термин «сигнал» как синоним «знака»? Какова роль символа в жизни общества? Его черты? Что вы-ражает символ? В чем отличие знаков от символов? Как взаимосвязаны понятия «язык» и «знаки»? Кто выделяет свойство – многозначность – у знака или символа? Для систематизации информации о знаке и символе необходимо сделать таблицу.

Кто называл культуру символической Вселенной? Почему? В чем своеобразие символа в концепции Э. Кассирера?

В современном мире возрастает потребность изучения культурного кода. Для чего необходим культурный код? Какими характеристиками он обладает?

 

Тема 8. Межкультурная коммуникация

План

1. Межкультурная коммуникация: понятие, структура, основные черты.

2. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Понятие «культурная идентичность»

3. Освоение культуры. Социализация: составные части и разновидности (воспитание, инкультурация, аккультурация, ассимиляция, интеграция).

4. Культурный шок, его негативные и позитивные последствия.

5. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

Данная тема предполагает выявление сущности понятия «межкультурная коммуникация» как особой формы коммуникации представителей различных групп, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. 

Необходимо знать и различать понятия адаптация, ассимиляция, аккультурация, инкультурация, социализация; идентификация, толерантность, культурный шок.

Адаптация культурнаяприспособление человеческих групп и индивидуумов к меняющимся условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания, поведения, норм, ценностей, образа жизни.

Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа (Ю.Н. Солонин, М.С. Каган).

Ассимиляция культурная – процесс полного или частичного поглощения (растворения, утраты) одной культуры другой.

Инкультурация – «вхождение» в культуру; процесс приобщения индивида к культуре, усвоение ценностей, норм, моделей поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурнаясостояние внутренней целостности культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами.

Культурная идентичность – это процесс самоотождествления человека с другим человеком – носителем другой культуры.

Социализация процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, обычаев, культурных традиций и т.д.

Толерантностьтерпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Шок культурныйстрессовое воздействие иной культуры на человека или общество, разрушение устоявшихся социальных условий.

Первый вопрос включает не только представление о межкультурной коммуникации как о процессе связи и взаимодействия представителей различных культур, но и выяснение причины этого взаимодействия. Какие варианты межкультурного взаимодействия выделяют исследователи? С помощью чего осуществляется коммуникация? (Об этом пишет А.И. Кравченко в учебном пособии). Чем отличается общение прямое и косвенное? Каковы механизмы межкультурного восприятия выделены в статье Н.К. Иконниковой?

Далее следует коротко охарактеризовать основные элементы, входящие в структуру межкультурной коммуникации, образующие смысловое поле: социализация, ассимиляция адаптация, инкультурация, аккультурация, идентификация.

Второй вопрос связан со знакомством с результатами исследования этой проблемы Т.Г. Грушевицкой и А.К. Якимович, Е.Б. Саирова,   Ф.К. Кессиди.

Третий вопрос ориентирует на выявление сущности процесса социализации в межкультурном общении. Обратите внимание на отличие социализации от адаптации (об этом пишет в учебном пособии «Культурология» А.И. Кравченко, а также рассматривается этот вопрос в учебнике под редакцией Ю.Н. Солонина). Далее постарайтесь письменно ответить на поставленные вопросы, записать и выучить сформулированные выше определения.

1) Что представляет собой процесс социализации? Кто способствует этому процессу? Каковы механизмы межкультурного восприятия?

2) Когда человек приезжает в командировку в другую страну, ему приходится социализироваться или адаптироваться? Почему?

3) Чем отличается социализация от инкультурации? Каков конечный результат инкультурации, по мнению А.И. Кравченко?

4) Когда достигают своего максимума социализация и инкультурация (в молодости или старости)? Почему?

5) Какие признаки говорят об аккультурации? Что является результатом аккультурации и что она предполагает? Приведите примеры. Какова ее основная цель?

6) Усвоение культуры потребления пищи происходит с помощью имитации в процессе инкультурации или аккультурации?В процессе инкультурации или аккультурации осуществляется освоение индивидом присущих его культуре норм и ценностей?

7) Какое явление лежит в основе взаимопроникновения различных культур?

8) Как называется процесс, при котором индивид полностью отказывается от своей культуры и стремиться усвоить нормы и ценности новой культуры (ассимиляция или аккультурация)?

Важно понять, что социализация выступает базовым процессом включения человека в общество, элементами или частями которого являются воспитание, обучение, адаптация. При этом разновидностями социализации в культуре являются адаптация, инкультурация, аккультурация и ассимиляция.

Четвертый вопрос акцентирует внимание на понятии «культурный шок» как форме внутренней обеспокоенности, связанных с потерей понятных коммуникативных символов и знаков.

Каковы его причины? Какова главная причина культурного шока (сложность социальных условий различие культур; неспособность понять чужую культуру; изменение места жительства)? Может ли человек испытывать культурный шок, не выезжая за границу? Аргументируйте. Каковы последствия и выхода из него?

Каков наиболее распространенный способ выхода из ситуации «культурного шока»: 1) сочетание культурного обмена и взаимодействия; 2) частичная ассимиляция; уклонение от всевозможных контактов с чужой культурой; 3) ассимиляция?

С чем связывал Э. Тоффлер культурный шок, «шок будущего»?

Пятый вопрос обусловлен проблемой формирования толерантности. Осваивая новое символическое пространство культуры, человек обязан осознать факт зависимости всех людей от культурной среды. Что означает толерантность для стран, где проживают люди разных национальностей? Что лежит в основе интолерантности? Какие меры необходимо предпринять для формирования толерантности?




2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Тема 7. Язык как модель культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Язык как модель культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)