Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Тема 3. Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Сущность мифа, характерные черты, функции.

2. Современная мифология.

3. Религия как феномен культуры.

4. Искусство, функции.

5. Наука как феномен культуры.

Вопрос о духовной культуре предполагает понимание того, что входит в это понятие? В каких двух неразрывно связанных формах существует духовная культура и в каких основных сферах выступает духовная культура? При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на возможность проявления в духовной культуре свободы творчества. Свобода творчества обнаруживается в древних
мифах.


Что же представляет собой миф, который продолжает жить в культуре на протяжении всей истории, вплоть до нашего времени? Каковы характерные черты мифа? Чем миф отличается от сказки? Какова задача мифа? Как проявляется связь магии с мифом? Что лежит в основе современной мифологии?

Ответы на эти вопросы дает французский семиотик Ролан Барт. Анализируя понятие «миф», рекомендуется обратиться к учебному пособию «Введение в культурологию» под редакцией Е.В. Попова, к культурологическим словарям, к материалам хрестоматии под редакцией А. Радугина, учебным пособиям таких авторов, как Э.Е. Платонова, П.А. Сапронов.

Истоки культуры связаны и с религией. Что такое религия, по мнению философа И.И. Гарина? Почему религия, вырастая из мифологии, оказывает большое влияние на жизнь общества? Каковы ее истоки? Раскройте особенности мировых религий. В чем проявляется позитивная роль религии? Для ответов необходимо обратиться к первоисточникам, учебнику «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян.

Искусство – древнейшая область человеческой деятельности. Но что составляет специфику этой деятельности, зачем и для чего она нужна? Назовите функции, которые выполняет искусство. Волшебная сила искусства – художественный образ. Выявить сущность художественного образа, значит раскрыть его характерные черты: эмоциональность, условность, символичность, многозначность.

Познание истины связывается с наукой. Что включает в себя понятие «наука», каковы ее основные черты?

Углубить представления о духовной культуре помогут указанные первоисточники, учебные пособия, словари.

 

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культура и цивилизация

     

План

1. Смысл понятия «цивилизация».

2. Культура и цивилизация: сходство и различие.

3. Типология цивилизаций.

4. Цивилизации в современном мире.

При подготовке к занятию по данной теме следует найти характерные признаки, позволяющие определить сходство и различие понятий «культура» и «цивилизация». Для этого необходимо рассмотреть становление понятия «цивилизация» в историческом аспекте. О. Шпен-глер, М. Вебер, Н. Бердяев на рубеже XIX–XX столетий противопоставляли культуру и цивилизацию, при этом связывали развитие цивилизации с вырождением культуры, господством техники, урбанизацией, упадком нравственности, духовности. В марксизме – это ступень общественного развития. Какое противоречие лежит в основе как культуры, так и цивилизации? В статье Н. Бердяева «Философия неравенства» показаны различия культуры и цивилизации. Как характеризует Н. Бердяев цивилизацию и культуру? В чем их различие? Как харак-теризует эти понятия другой автор, Д. Гарсия? Каково, на взгляд      
Н. Рериха, различие понятий «Культура», «цивилилизация»? Почему одно из них он пишет с заглавной буквы?

Каким образом можно типологизировать цивилизации, по мнению авторов учебника под редакцией Н.Г. Багдасарьян?

В наше время цивилизация связана с понятиями государство, право, города, деньги, письменность. Если культура определяет меру развития человека, его внутреннего мира, то цивилизация воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует внешнее, социальное бытие культуры, создает условия развития культуры. Духовные потребности человека удовлетворяет культура или цивилизация? Почему? Как характеризуют цивилизацию философы И.Ф. Кефели, И.И. Гарин?

По мнению американского исследователя цивилизаций С. Хантингтона, сложится ли в обозримом будущем единая универсальная цивилизация? Почему? Что будет основным источником конфликтов? Какие два типа цивилизаций выделены в концепции В.С. Степина?
О каких ценностях он пишет?

Какие признаки современной цивилизации приводит К. Лоренц в работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»?

Почему в последние годы получает распространение представления отказа от формулы: «цивилизация–культура»? Обратите внимание на важное положение: в культурологии цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура.

 

Темы 5–6. Культурные ценности и нормы

План

1. Понятие «ценность». Роль ценностного компонента в жизни людей.

2. Классификация, функции ценностей.

3. Ценности в разных культурах.

4. Функции и классификация культурных норм.

При работе над данной темой необходимо особо обратить внимание на понятия: «ценность», «норма», а также их классификацию, функции.

На что обращает внимание, рассматривая понятие «ценность» философ А.К. Абишева?

Проблема ценностей состоит в том, что ценности предполагают выбор того или иного объекта. Решающим фактором в определении ценности выступает отношение человека к значимым для него вещам. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п.

Обратите внимание на раздел «Мир человека как культура» в учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян, где дан текст о ценностях Г. Риккерта. Он дает ответы на вопросы: 1) В чем состоит сущность ценности? 2) Как ценности связаны с действительностью? 3) Как соотносятся понятия ценности и оценки? Какова роль ценностей в повседневной жизни?

Актуальным является знание и представление о ценностях культуры будущего. Каковы, по Вашему мнению, ценности будущего?

Таким образом, в результате работы с текстами представление о культурных ценностях будет включать три аспекта: 1) культурные ценности – это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом; 2) социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, красота и т.п. 3) общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Вместе с тем ценность характеризуется тем, что имеет духовную природу, отличается от полезности, отличается от истины. Эти аспекты освещает учебник «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина.

О классификации ценностей пишет культуролог Б.С. Ерасов, особо выделяя витальные ценности. Что он относит к этому типу ценностей?

Американский философ Джеймс Керн Фейблман поставил перед собой задачу в общих чертах обрисовать область изучения человеческой культуры, показать каким образом связаны друг с другом дисциплины, исследующие разные аспекты культуры. Как характеризует культуру этот философ?


Культурная картина мира включает наряду с культурными ценностями и нормы. Что такое культурные нормы и как они складываются? Для чего необходимы нормы (функции)? Какие виды норм выделены американским социологом У. Самнером? Какие культурные нормы являются, по его мнению, самыми распространенными? В чем различие между нормой и ценностью?

 



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Тема 3. Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)